Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях музыкальный и иллюстративный материал, не противоречащий позиции авторов. Этот принцип дает педагогу свободу выбора менять или включать свой музыкальный материал.
3. Принцип креативности (организации творческой активности детей). Педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Здесь важную роль играет театрализованная деятельность детей на занятиях, а также различные пластические этюды-импровизации.
4. Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического развития не заканчивался на занятиях по синтезу искусств, а продолжался на других занятиях. Например, на занятиях по развитию речи, по изодеятельности должны быть музыкальные иллюстрации, которые объединяли бы художественный образ в единое целое. В реализации этой задачи очень помогают рабочие тетради по курсу «Путешествие в прекрасное». Комплект состоит из 3 частей: ч.1 - для детей 3-4 лет; ч.2 - для детей 4-5 лет; ч.3 - для детей 5-6 лет.
5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.
На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.
Выявлено множество средств педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений.
Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого.
Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия. Неоценимую помощь оказывают рабочие тетради «Путешествие в прекрасное», в которых имеется почти весь иллюстративный материал к занятиям.
Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению. Хорошо, когда тема позволяет сочетать и то и другое, как, например, картины и стихи к произведению Э.Грига «Утро».
Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение. Только в такой последовательности полученные знания становятся частью мировоззрения ребенка и приобретают для него реальную ценность.
Музыка, изодеятельность и развитие речи - эти занятия должны стать триединством для решения задач формирования художественной культуры дошкольников.
В реализации программы большое значение имеют творческие задания.
Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения. Например, П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года», стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора», картина И.Левитана «Золотая осень».
Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» и картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Ф.Васильев «Перед дождем», А.Дубовской «Притихло». Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов.
Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Можно предложить им поставить себя, например, «внутри пейзажа Шишкина» и представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. Затем привести авторское стихотворение (например, стихотворение А.С.Пушкина «Осень», «Осенняя песня» П.И.Чайковского и пейзаж А.Шишкина «Золотая осень»).
Творческие задания «Мы рисуем музыку». Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное состояние после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.
Творческие задания «Сочини сказку об услышанном», «Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам», «Придумай название музыкальному произведению» - варианты для развития литературного языка ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту языка. Поиск подходящего по содержанию, характеру, образному строю и настроению стихотворения созвучного музыке, помогает детям развивать умение выражать свои чувства.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Ребенку старшего дошкольного возраста доступно все богатство игровой деятельности. В педагогической практике могут быть использованы:
имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки?»);
сюжетно-образные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации («Сочиняем музыкальную сказку», «Музыкальные образы», «Музыкальные события»);
музыкально-дидактические, развивающие игры («Музыкальная лестница», «Тихо-громко», «Сколько звуков», «Отгадай инструмент»);
игры-импровизации («Музыкальные вопросы», «Сочиняем цвет, чувство, настроение», «Поющие звуки», «Цветные звуки», «Музыкальные портреты»);
игровой фольклор; моделирующие игры («Запишем музыку», «Рисуем музыкальный альбом», «Как звучит картина»); деловые игры («Идем в концертный зал», «Мы – фольклористы»); компьютерные музыкальные игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ вышерассмотренного программного материала по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает большой интерес к эстетическому развитию ребенка, в том числе и детей старшего дошкольного возраста как средству формирования развития личности, воспитания духовности и эстетической культуры средствами искусства.
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. [28, с. 170]
В современных условиях приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.
Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию. Особое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет интегрирование искусства и разных видов художественной деятельности. Искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, архитектура и т.д.) – важнейшая составляющая интегрированных занятий, имеющая немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:
- в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
- театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
- музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:
- взаимодействие искусств;
- комплекс;
- синтез;
- интеграция.
Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью - с другой.
Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.
По мнению Б.И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.
Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе выразительных средств различных видов искусства. Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения путем сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме форм, что ярко проявляется в народном искусстве.
В научных трудах Ю.Б. Борева, В.В. Ванслова, А.Я. Зися, посвященных взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенностью их воздействия на человека.
Основываясь на принципах взаимодействия искусств, влияющих на личность, нами отобраны несколько типов синтеза искусств, проверенных на практике и являющихся наиболее продуктивными в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Т.Г. Пеня, Р.М. Чумичевой, Б.П. Юсова, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств. [59, с.5]
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной). Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста