Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71

Файлы: 1 файл

Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

Особую эстетическую ценность имеют экскурсии в учреждения культуры и красивые уголки природы.  Огромное воспитательное значение имели организованные совместно с воспитателями группы экскурсии: в детскую школу искусств; в деревню Новобикметово Бураевского района для встречи с ансамблем кураистов; в картинную галерею деревни Новотазларово Бураевсоко района для встречи с художником Ринатом Харисовым;  на озеро «Аккош куле», которое считается природным феноменом из-за того, что никогда не замерзает и на дне ее  растут растения, встречающиеся только в морях, а вода по своему составу ближе к морской, чем к речной (Приложение 10). 

Комплексное занятие, посвященное Дню Республики «Рыцарский турнир» в честь Дня Защитника Отечества, встреча с ветеранами на интегрированном занятии ко Дню Победы, тоже оставили неизгладимое впечатление у детей. Их восхищала эстетичная, красивая обстановка: доступное их пониманию оформление центральной стены, интерьера, красота разнообразных костюмов, специально подобранных для этих мероприятий. И мы, взрослые, акцентируя внимание детей на этих средствах эстетического воспитания – природе, быте, искусстве, деятельности, способствуем дальнейшему закреплению складывающимся у наших воспитанников представлениям о красоте.

Результативность   специально организованных мероприятий несомненна:   средства    искусства действительно могут оказывать  на  детей старшего дошкольного возраста  свое  неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие,  вызывает неподдельный интерес и отклик  в  каждом  дошкольнике.  Эмоционально  насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в  душе  ребенка,  который  в  будущем станет  основой  становления   эстетического   вкуса,   идеала,   отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство  к  искусству  отложит  свой отпечаток  и  на  отношении  к  жизни,  действительности.  

Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа  эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным. Наблюдаются значительные изменения в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. У детей  стали появляться эстетические потребности, притязания  и эстетические способности как главные характеристики эстетического воспитания.

Таким образом, формирующий  этап эксперимента  подтвердил результативность разработанных нами мероприятий для дальнейшего эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализованных в процессе музыкальных занятий на основе интеграции искусств.  Средства искусства при правильной организации и подаче их дошкольнику действительно способствуют его  интеллектуальному и духовному развитию, эстетическому воспитанию.

 

 

3.3 Контрольный  эксперимент 

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня  музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе использования различных подходов в организации интегрированных занятий, способствующих художественному развитию детей в контексте эстетического воспитания.

Для реализации данной цели были использованы разнообразные творческие задания, аналогичные констатирующему эксперименту (Приложение 11). 

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию интегрированных занятий, где переплетаются разнообразные виды искусства, объединенные одной темой, можно повысить музыкально-эстетическую культуру дошкольников. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, их заинтересовали различные виды искусства, в котором все элементы взаимосвязаны. Дети стали видеть мир как единое целое и воспринимать окружающее через призму музыки, живописи, художественного слова и танца. У них сформировалось умение использовать  накопленный опыт для действий в определенной ситуации.

Общий уровень музыкальных способностей отражен в таблице № 3.3.1, где в баллах зафиксированы выполненные детьми диагностические задания на контрольном этапе эксперимента: 3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень. Сумма баллов определяет общий уровень: 32-45 баллов – высокий, 27-32 баллов – средний, 9 - 27 баллов -  низкий.

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3.3.1 - Общий показатель уровня музыкальных способностей детей

 

 

 

№ п/п

 

 

 

 

 

Фамилия

и

имя

ребенка

 

Ладовое

чувство

 

Музыкально-

слуховые

представления

 

Чувство

ритма

Общее количество баллов

Уровень музыкальных способностей

№ задания

Количество баллов

№ задания

Количество баллов

№ задания

Количество баллов

1

Арсланов

Айдар                      

1

2

3

4

5

3

2

3

3

2

6

7

8

9

10

2

3

3

2

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

3

 

 

41

 

 

В

2

Гайсин

Ринат                             

1

2

3

4

5

3

3

3

2

3

6

7

8

9

10

2

2

2

3

3

11

12

13

14

15

3

2

3

3

2

 

 

39

 

 

В

3

Гарайханова

Эвелина                

1

2

3

4

5

3

3

3

3

3

6

7

8

9

10

3

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

2

3

3

 

 

44

 

 

В

4

Гиндуллин

Ильдар                       

1

2

3

4

5

3

2

2

3

3

6

7

8

9

10

2

2

3

2

2

11

12

13

14

15

2

3

3

3

3

 

 

38

 

 

В


 

 

 

 

Продолжение таблицы № 3.3.1

 

5

Давлетбаева

Марьям                    

1

2

3

4

5

3

3

3

2

2

6

7

8

9

10

2

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

2

3

3

3

 

 

41

 

 

В

6

Давлетгареева

Миляуша              

1

2

3

4

5

2

2

2

3

2

6

7

8

9

10

2

2

2

2

2

11

12

13

14

15

2

2

2

3

2

 

 

32

 

 

С

7

Дюсьметов

Денис                         

1

2

3

4

5

2

2

2

1

2

6

7

8

9

10

2

1

2

2

2

11

12

13

14

15

2

2

2

2

2

 

 

28

 

 

С

8

Дюсьметова

Гузель                       

1

2

3

4

5

1

2

2

2

2

6

7

8

9

10

2

2

1

2

2

11

12

13

14

15

2

2

1

2

2

 

 

27

 

 

 

С

9

Закиров

Нурбулат                        

1

2

3

4

5

1

2

1

1

2

6

7

8

9

10

2

1

1

2

1

11

12

13

14

15

2

2

1

2

2

 

 

23

 

 

Н

10

Казиханов

Ренальдо                     

1

2

3

4

5

3

3

3

3

2

6

7

8

9

10

2

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

3

 

 

43

 

 

В


 

 

Продолжение таблицы № 3.3.1

 

11

Карамов

Радим                              

1

2

3

4

5

2

2

2

2

2

6

7

8

9

10

2

2

3

2

2

11

12

13

14

15

2

3

2

2

2

 

 

32

 

 

С

12

Марданова

Альфия                        

1

2

3

4

5

3

3

3

3

3

6

7

8

9

10

3

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

3

 

 

45

 

 

В

13

Мурзин

 Вадим                               

1

2

3

4

5

3

2

2

2

2

6

7

8

9

10

2

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

3

 

 

40

 

 

В

14

Муртазин

Ленар                           

1

2

3

4

5

3

3

2

3

3

6

7

8

9

10

3

3

3

2

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

2

 

 

42

 

 

В

15

Мусина

Динара                              

1

2

3

4

5

2

2

3

3

3

6

7

8

9

10

2

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

2

2

3

 

 

40

 

 

В

16

Русламханова

Виктория              

1

2

3

4

5

2

2

1

1

2

6

7

8

9

10

2

2

1

2

2

11

12

13

14

15

3

2

2

1

2

 

 

27

 

 

Н


 

 

Продолжение таблицы № 3.3.1

 

17

Султанов

Ильнур                           

1

2

3

4

5

3

3

3

3

3

6

7

8

9

10

3

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

3

 

 

45

 

 

В

18

Шакирова

Русалина                       

1

2

3

4

5

3

3

3

3

3

6

7

8

9

10

3

3

3

2

3

11

12

13

14

15

3

3

3

3

3

 

 

44

 

 

В

19

Хаматханов

Айнур

1

2

3

4

5

3

2

2

3

2

6

7

8

9

10

2

3

3

3

3

11

12

13

14

15

3

3

3

2

2

 

 

39

 

 

В

20

Хамитов

Айнур

1

2

3

4

5

2

2

3

3

2

6

7

8

9

10

3

3

3

2

3

11

12

13

14

15

3

2

2

3

2

 

 

38

 

 

 

В

Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста