Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
Особую эстетическую ценность имеют экскурсии в учреждения культуры и красивые уголки природы. Огромное воспитательное значение имели организованные совместно с воспитателями группы экскурсии: в детскую школу искусств; в деревню Новобикметово Бураевского района для встречи с ансамблем кураистов; в картинную галерею деревни Новотазларово Бураевсоко района для встречи с художником Ринатом Харисовым; на озеро «Аккош куле», которое считается природным феноменом из-за того, что никогда не замерзает и на дне ее растут растения, встречающиеся только в морях, а вода по своему составу ближе к морской, чем к речной (Приложение 10).
Комплексное занятие, посвященное Дню Республики «Рыцарский турнир» в честь Дня Защитника Отечества, встреча с ветеранами на интегрированном занятии ко Дню Победы, тоже оставили неизгладимое впечатление у детей. Их восхищала эстетичная, красивая обстановка: доступное их пониманию оформление центральной стены, интерьера, красота разнообразных костюмов, специально подобранных для этих мероприятий. И мы, взрослые, акцентируя внимание детей на этих средствах эстетического воспитания – природе, быте, искусстве, деятельности, способствуем дальнейшему закреплению складывающимся у наших воспитанников представлениям о красоте.
Результативность специально организованных мероприятий несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на детей старшего дошкольного возраста свое неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом дошкольнике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности.
Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным. Наблюдаются значительные изменения в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. У детей стали появляться эстетические потребности, притязания и эстетические способности как главные характеристики эстетического воспитания.
Таким образом, формирующий этап эксперимента подтвердил результативность разработанных нами мероприятий для дальнейшего эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализованных в процессе музыкальных занятий на основе интеграции искусств. Средства искусства при правильной организации и подаче их дошкольнику действительно способствуют его интеллектуальному и духовному развитию, эстетическому воспитанию.
3.3 Контрольный эксперимент
Целью контрольного эксперимента является выявление уровня музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе использования различных подходов в организации интегрированных занятий, способствующих художественному развитию детей в контексте эстетического воспитания.
Для реализации данной цели были использованы разнообразные творческие задания, аналогичные констатирующему эксперименту (Приложение 11).
В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию интегрированных занятий, где переплетаются разнообразные виды искусства, объединенные одной темой, можно повысить музыкально-эстетическую культуру дошкольников. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, их заинтересовали различные виды искусства, в котором все элементы взаимосвязаны. Дети стали видеть мир как единое целое и воспринимать окружающее через призму музыки, живописи, художественного слова и танца. У них сформировалось умение использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации.
Общий уровень музыкальных способностей отражен в таблице № 3.3.1, где в баллах зафиксированы выполненные детьми диагностические задания на контрольном этапе эксперимента: 3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень. Сумма баллов определяет общий уровень: 32-45 баллов – высокий, 27-32 баллов – средний, 9 - 27 баллов - низкий.
Таблица № 3.3.1 - Общий показатель уровня музыкальных способностей детей
№ п/п
|
Фамилия и имя ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкально- слуховые представления |
Чувство ритма |
Общее количество баллов |
Уровень музыкальных способностей | |||
№ задания |
Количество баллов |
№ задания |
Количество баллов |
№ задания |
Количество баллов | ||||
1 |
Арсланов Айдар |
1 2 3 4 5 |
3 2 3 3 2 |
6 7 8 9 10 |
2 3 3 2 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 3 |
41 |
В |
2 |
Гайсин Ринат |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 2 3 |
6 7 8 9 10 |
2 2 2 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 2 3 3 2 |
39 |
В |
3 |
Гарайханова Эвелина |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 3 3 |
6 7 8 9 10 |
3 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 2 3 3 |
44 |
В |
4 |
Гиндуллин Ильдар |
1 2 3 4 5 |
3 2 2 3 3 |
6 7 8 9 10 |
2 2 3 2 2 |
11 12 13 14 15 |
2 3 3 3 3 |
38 |
В |
Продолжение таблицы № 3.3.1
5 |
Давлетбаева Марьям |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 2 2 |
6 7 8 9 10 |
2 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 2 3 3 3 |
41 |
В |
6 |
Давлетгареева Миляуша |
1 2 3 4 5 |
2 2 2 3 2 |
6 7 8 9 10 |
2 2 2 2 2 |
11 12 13 14 15 |
2 2 2 3 2 |
32 |
С |
7 |
Дюсьметов Денис |
1 2 3 4 5 |
2 2 2 1 2 |
6 7 8 9 10 |
2 1 2 2 2 |
11 12 13 14 15 |
2 2 2 2 2 |
28 |
С |
8 |
Дюсьметова Гузель |
1 2 3 4 5 |
1 2 2 2 2 |
6 7 8 9 10 |
2 2 1 2 2 |
11 12 13 14 15 |
2 2 1 2 2 |
27
|
С |
9 |
Закиров Нурбулат |
1 2 3 4 5 |
1 2 1 1 2 |
6 7 8 9 10 |
2 1 1 2 1 |
11 12 13 14 15 |
2 2 1 2 2 |
23 |
Н |
10 |
Казиханов Ренальдо |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 3 2 |
6 7 8 9 10 |
2 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 3 |
43 |
В |
Продолжение таблицы № 3.3.1
11 |
Карамов Радим |
1 2 3 4 5 |
2 2 2 2 2 |
6 7 8 9 10 |
2 2 3 2 2 |
11 12 13 14 15 |
2 3 2 2 2 |
32 |
С |
12 |
Марданова Альфия |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 3 3 |
6 7 8 9 10 |
3 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 3 |
45 |
В |
13 |
Мурзин Вадим |
1 2 3 4 5 |
3 2 2 2 2 |
6 7 8 9 10 |
2 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 3 |
40 |
В |
14 |
Муртазин Ленар |
1 2 3 4 5 |
3 3 2 3 3 |
6 7 8 9 10 |
3 3 3 2 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 2 |
42 |
В |
15 |
Мусина Динара |
1 2 3 4 5 |
2 2 3 3 3 |
6 7 8 9 10 |
2 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 2 2 3 |
40 |
В |
16 |
Русламханова Виктория |
1 2 3 4 5 |
2 2 1 1 2 |
6 7 8 9 10 |
2 2 1 2 2 |
11 12 13 14 15 |
3 2 2 1 2 |
27 |
Н |
Продолжение таблицы № 3.3.1
17 |
Султанов Ильнур |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 3 3 |
6 7 8 9 10 |
3 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 3 |
45 |
В |
18 |
Шакирова Русалина |
1 2 3 4 5 |
3 3 3 3 3 |
6 7 8 9 10 |
3 3 3 2 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 3 3 |
44 |
В |
19 |
Хаматханов Айнур |
1 2 3 4 5 |
3 2 2 3 2 |
6 7 8 9 10 |
2 3 3 3 3 |
11 12 13 14 15 |
3 3 3 2 2 |
39 |
В |
20 |
Хамитов Айнур |
1 2 3 4 5 |
2 2 3 3 2 |
6 7 8 9 10 |
3 3 3 2 3 |
11 12 13 14 15 |
3 2 2 3 2 |
38
|
В |
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста