Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский.[52, с.170]
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский. [4, с.109]
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей старшего дошкольного возраста являются и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. [10, с. 61]
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Анализ программ музыкально – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении – важная и ответственная задача, для решения которой необходимы программы и технологии, способные помочь педагогу найти пути и способы развития музыкальных способностей.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.
До 1989 года все дошкольные учреждения России по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Стало больше внимания уделяться фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому и эстетическому воспитанию детей с применением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ».
В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, педагог имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального развития и эстетического воспитания детей.
В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «РОСИНКА» (от трёх до семи лет), «Красота - радость - творчество» (от двух до семи лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке) (от трёх до десяти лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от пяти до семи лет), «Путешествие в страну хореографию» (от четырёх до семи лет), «В мире музыкальной драматургии» (от трёх до семи лет), «Волшебный мир театра» (от пяти до семи лет), «Театр - творчество - дети». [38, с.4]
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Учитывая актуальность проблемы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Остановимся на некоторых программах музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Программа «Воспитание ребенка-дошкольника. РОСИНКА. В мире прекрасного) (авторы Л. В.Куцакова и С.И.Мерзлякова) - педагогическая система воспитания и развития детей от трех до семи лет. Это комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников. Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой активности.
В названии программы эстетического воспитания детей от двух до семи лет «Красота. Радость. Творчество» (авторы Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина) заключена её направленность. Через восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Всё это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через своё творчество. Таким образом, основная цель данной программы - осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства).
Содержание программы реализуется в следующих разделах: искусство в жизни ребёнка; эстетическая развивающая среда; красота природы; знакомство с архитектурой; литература; изобразительная деятельность; музыкальная деятельность; досуг и творчество; творчество. Авторы подчёркивают свои основные принципы: «...народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В разделе «Музыкальная деятельность» определены задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:
• развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии);
• воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её;
• развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке других народ с целью ознакомления с их духовной культурой.
• приобщение ребёнка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству; формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге. [39,с.2]
Подробнее рассмотрим программу «Синтез искусств» (авторы О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева). В Программе развития и обучения детей «Детский сад -2100» обозначена цель дошкольного воспитания и развития, которая состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Главная задача – не приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Дети, которые занимаются по этой программе – очень раскрепощённые, открытые, разговорчивые и независимые, чётко отстаивают свою точку зрения. Работа по этой программе позволяет реализовывать задачи, о которых говорилось выше. В рамках этой программы существует курс «Синтез искусств». Программа «Синтез искусств» под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет является составной частью Образовательной системы «Школа-2100» для дошкольной подготовки. Эта программа является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, музыкальные занятия перерастают в занятия по искусству.
Программа «Синтез искусств» является единственной в своем роде программой. Такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла не присутствует в существующих программах по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе «Синтез искусств» усложняется музыкальный материал для слушания, в широком объеме представлены различные классические произведения русских и зарубежных композиторов.
Программа «Синтез искусств» далеко выходит за рамки собственно музыкального воспитания детей, являясь интегрированной с другими видами эстетического развития детей. «Музыка», «Изобразительное искусство», «Развитие речи», «Пластика, ритмика, театральные формы» - таковы основные разделы программы.
Развивающе-обучающий характер программы определяет следующие методические принципы:
1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. В методическом пособии «Путешествие в прекрасное» к программе «Синтез искусств» предлагается обширный методический материал: игры, задания, упражнения, которые направлены на формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства. Работа строится по 4 основным разделам: музыка; изобразительное искусство; развитие речи; пластика, ритмика, театральные формы.
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста