Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71

Файлы: 1 файл

Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

Древнегреческим философским традициям во многом близки социальные взгляды средневековых мусульманских философов. Наивысшего расцвета арабская культура достигла в VIIIХ вв. н. э. Первым и наиболее крупным средневековым мыслителем стран Ближнего Востока, включившим в свою философскую систему вопросы общественной жизни, был приверженец древнегреческой философии мусульманский философ аль-Фараби, который видел пользу музыки прежде всего в том, чтобы умиротворять людей, делать их отношения гармоничными. Аль-Фараби отмечал также духовную и физическую природу воздействующей способности музыки. Как идеалист, он признает первичность души над телом, но будучи врачом, музыкантом и музыкальным теоретиком, он не может не заметить воздействующей силы музыки не только на духовную сторону, но через нее и на весь человеческий организм. Эту проблему наиболее глубоко развивал Ибн-Сина, который рассматривал физическую и духовную стороны в единстве. В дальнейшем вопросы о воздействии музыки на физическую сторону человека широкой разработки в работах мыслителей мусульманского средневековья не получают.

В ряде европейских стран музыка включается в систему обучения как составная часть «свободных наук». Она понимается прежде всего как наука, а не как искусство в современном значении этих понятий, причем функции музыки сводятся лишь к ее религиозно-нравственному воздействию. В большинстве музыкальных трактатов средневековой эстетики постоянно встречаются утверждения о способности музыки воспитывать нравы, смягчать характеры, отвращать от дурных страстей. Здесь признается только катарсическое значение музыки, способствующее благочестивому образу жизни. Музыкальное образование в средневековье проводится опять же главным образом лишь в монастырях или в кафедральных певческих школах.

В христианской средневековой философии природа человека усматривается либо в раздельности субстанций тела и души (Августин, Боэций), либо в сведении их в психофизическое единство с признанием тела формой духовной субстанции (Фома Аквинский). А6солютизация религиозно-духовного начала в личности должна якобы привести ее к гармонии с божественным началом. Именно с этой целью используется и музыка, подчиняемая укреплению вероисповедания. Светская народная музыка, как чуждая церковному культу, отвергается, поскольку она соприкасается с чувственной стороной человека.

Если в мировосприятии средневековья религиозность представляется наивысшей ценностью личности, то в эпоху Возрождения на первый план выдвигаются проблемы, связанные с установлением гармонии личности и окружающей природы. Создается новая картина мира, в которой проявляется как стремление к отрицанию божественного начала, так и тяготение к обожествлению природы и человека. В эту эпоху утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. Следовательно, цели обучения музыке и музицирования в эпоху Возрождения сводились в основном к нравственному совершенствованию личности (влияние возродившейся древнегреческой традиции).

Начиная с ХVI в. в Европе все активнее возрастает потребность в развитии наук как естественных, так и гуманитарных. Философы все глубже вникают в вопросы человеческой природы. Оценивается и роль музыки в жизни человека. Р. Декарту принадлежит разработка дуалистического истолкования природы человека, где его физические и духовные качества выступают как автономные. С другой стороны к решению этого вопроса подходит Дж. Локк:  хотя он и признает идею гармонического, включающую в себя физическое и духовное развитие индивида, музыка, по его мнению, как и другие виды искусства (поэзия, живопись), отнимает слишком много времени и приносит при этом слишком мало пользы. Поэтому в локковской теории воспитания музыка в ряду необходимых дисциплин ставится на последнее место.

Французские материалисты XVIII в. противопоставили принципы всеобщего воспитания и образования господствовавшему дотоле индивидуальному обучению всесторонне развитого и конкурентоспособного буржуа. Наивысшим идеалом демократического воспитания Д. Дидро считал личность, в которой гармонично сочетаются истина, добро и красота. Музыке в воспитании человека придавалось огромное значение (Д. Дидро, например, считал музыку одним из самых могущественных средств). Французские просветители XVIII в., особенно Ж.-Ж. Руссо, чрезмерно подчеркивали роль природной и общественной среды в воспитании человека. В то же время их исследования во многом подготовили вывод о необходимости создания новой социальной среды, которая породит действительно всесторонние и истинно гармонические отношения личности и общества.

Выдающийся вклад в развитие теории гармонического воспитания личности внесли русские мыслители XVIII в. Теоретики русского Просвещения Н. Новиков, А. Радищев, а отчасти и Н. Карамзин, как главную общественную проблему рассматривали вопрос о нравственных качествах человека, верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии. Немалое значение в жизни русского общества этого времени придавалось музыкальному искусству. Г. Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков среди других жанров музыки прежде всего выделяют оперу как жанр, наиболее подходящий для выполнения воспитательной и даже политической миссии. Они выдвигают демократические идеи в сфере воспитания, в частности высказывают мнение, что опера не должна быть лишь «забавой дворов».

Весьма важный шаг в развитии теории о гармоническом развитии личности делает И. Кант. По его мнению, эстетическое начало выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны человека. Однако И. Кант не смог по достоинству оценить роль музыки, трактуя ее главным образом как чистую игру звуковых форм. По его наблюдениям, музыка воздействует скорее на физическую, чем на духовную сторону человека.

Несмотря на подобного рода упрощенческие философские трактовки и зависимое положение музыкального искусства как элемента дворцовой или церковной службы, оно претерпевает бурную эволюцию. Значительно расширяются общественные функции музыки, начинает по-новому оцениваться ее роль в формировании личности.

С бурным развитием капиталистических производственных отношений проблема взаимосвязи личности и общества все более обостряется. Поиск путей социального воспитания личности постепенно становится одной из ведущих тем философско-эстетических исследований. В немецкой эстетике (Гумбольдт, Гете, Шиллер и др.) активно утверждается мысль, что формирование целостной, гармоничной личности возможно лишь посредством эстетического, в частности художественного, воспитания. Музыкальное искусство в наивысших своих проявлениях также не остается в стороне от социальных устремлений этого исторического периода. Самым ярким тому примером служит творчество Л. Бетховена, который, значительно расширив возможности инструментальных форм, наполнил их драматическим духом социальных умонастроений своего времени. Музыка начинает рассматриваться как средство воплощения социальных идей и выражения общественной психологии.

Неоценима историческая роль революционных демократов В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, разработавших теоретические вопросы, ставившие во главу угла своей эстетической теории не пассивную личность,  а человека, преобразующего мир. Значение их теории и эстетических концепций, оказавших благотворное влияние и на музыкальные воззрения их современников, остается значительным. [37, с.8]

Таким образом,  хотя понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывается неодинаково и не формулирует общих целей музыкально-эстетического воспитания, но во многих из них выражается гуманистическое стремление к социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки

 

Задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной  деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей. [23, с.10]

Организованное музыкально-эстетическое воспитание начинается уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах. На них оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка - с другой. [37, с.62]

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. [10, с. 8]

Отметим заслугу академика А.В. Запорожца в том, что он сосредоточил внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных вопросов психологии - происхождении и природе эмоций. Эмоции ученый рассматривал как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом. А.В. Запорожец сумел проследить основные этапы возникновения у детей эмоциональных представлений. Он считал: первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в план эмоционально насыщенных образов. Это дает ему возможность регулировать поведение в соответствии с ожидаемым результатом. [47, с. 66]

В.А.Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию.  Если вы хотите, чтобы слово у ч и л о  ж и т ь, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.  Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке». [52, с. 169]

Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. Методы музыкального воспитания (курсив мой. – А.И.)  определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Остановимся на тех, которые в теории педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Рассмотрим вначале, как можно применить метод убеждения, воспитывая дошкольника средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае - непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного, поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Музыка - «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности конкретного произведения. Педагог поощряет правильные реакции на музыку. Метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.

Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста