Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
Ознакомить детей со всеми видами искусства, значит, органически соединить определенные элементы различных видов искусства. Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю. Это можно проследить на интегрированных занятиях. Их цель - посредством искусства, своих знаний, жизненного опыта ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между собой. Их проявляется в постоянном тяготении друг к другу.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В дошкольном воспитании сделаны первые шаги в интегрированном подходе к современному образованию, что предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Интегрированное занятие строится по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Эффективность определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
Ориентированные на всесторонне развитие личности ребенка, отвечающие «Конвенции дошкольного воспитания», «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.07.96 г., интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и рассказыванию. Рассказы становятся больше по объему, интереснее по содержанию, строятся грамматически правильно, эмоционально насыщенно, и интерес к занятиям становится значительно выше. И рисунки отличаются оригинальностью по способу выполнения, насыщенностью образами из литературных и музыкальных произведений.
Цель интеграции – научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи. А задачей ставит: повышение эффективности художественно-эстетического воспитания; побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; формирование умения использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации; научить выделять главное из общего потока информации.
Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
Доктором педагогических наук И.Я.Лернером предложены системы общих дидактических методов обучения, используемые на интегрированных занятиях. Они классифицированы по характеру деятельности: информационно-рецептивный метод - направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации; репродуктивный метод - направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен; эвристический метод - направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности; исследовательский метод - предполагает самостоятельное решение целостных задач. [27, с. 3]
Для реализации поставленных задач в системе художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в план интегрированных занятий могут быть включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана. Сюда включаются и программные произведения с учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим направлениям: развитию речи, музыке, рисованию. Кроме того, тексты литературных, музыкальных произведений подбираются с учетом сезонных изменений в природе. Все это помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями, выражать свое отношение к окружающему миру в речи, рисунке.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Исходя из вышеизложенного можно сказать - деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ
3.1. Цель и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе «Центра развития ребенка – детский сад №1 с. Бураево» Республики Башкортостан в подготовительной группе, с целью выявления уровня музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В эксперименте участвовало 20 человек, в ходе чего были использованы методики, модифицированные согласно цели исследования: творческие задания; диагностика показателей музыкально-эстетического развития детей 6-7 лет;
Эксперименту предшествовал подготовительный этап, на котором изучалась и анализировалась педагогическая, музыковедческая, психологическая, эстетическая литература по исследуемой проблеме, определялись цель, объект, предмет и задачи исследования. Проводились беседы со специалистами, анкетирование родителей, педагогов. Обрабатывались и анализировались результаты анкетирования родителей и педагогов, проводились консультации для воспитателей, семинары-практикумы и т.д. Эта работа привела к следующим результатам.
Картина общей осведомленности детей об искусстве была бы неполной без уточнения позиции родителей о роли музыкальной культуры в жизни ребенка. С этой целью было проведено анкетирование родителей, которое выявило, какому виду искусства они отдают предпочтение в семьях воспитанников, как к нему относятся в семье и привлекает ли вообще оно их внимание (Приложение 1). Результат анкетирования показал, что многие родители не просто равнодушно отписались односложными ответами, а выразили собственное мнение и свое отношение к искусству. Почти 60% опрошенных родителей изъявили желание дать своим детям образование в Детской школе искусств и посчитали, что и в детском саду занятия музыкой необходимо включать в работу с их детьми. Во многих семьях, оказывается, часто организовываются совместные с детьми посещения культурных заведений, даже с выездом в столицу, где огромные возможности для удовлетворения культурных запросов и предпочтений. Это говорит о том, что наши воспитанники соприкасаются с культурой и вне дошкольного учреждения.
С целью выяснения профессиональной подготовленности педагогов и их затруднений в организации процесса художественно-эстетического воспитания дошкольников, основанного на интеграции искусств, воспитателям подготовительной группы и специалистам была предложена анкета вводного контроля (Приложение 2). Анализ анкет показал, что хотя и есть некоторые затруднения, но многие педагоги достаточно хорошо вооружены знаниями и навыками в организации процесса художественно-эстетического воспитания и применяют их в работе с детьми. По результатам анкетирования была проведена консультация для воспитателей старших групп на тему «Интеграция предметов художественно-эстетического цикла в различных формах художественно-творческой деятельности ДОУ», где были рассмотрены виды художественно-творческой деятельности и интеграции в них предметов художественно-эстетического цикла с детьми старшего дошкольного возраста.
Также был проведен педагогический совет по теме экспериментальной работы «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании». Было принято решение: ввести интеграцию в систему специально организованных занятий в подготовительной группе по следующим видам деятельности: развитие речи и рисование; развитие речи – музыка - рисование; музыка и рисование; утвердить состав творческой группы в составе музыкального руководителя, старшего воспитателя, воспитателей подготовительной группы, воспитателя по изобразительному искусству и хореографа (Приложение 3).
Для эффективного использования разнообразных форм и методов работы с детьми на интегрированных занятиях и с целью знакомства с технологиями моделирования различных видов занятий, игр, развлечений музыкально-эстетического и художественно-творческого цикла была организована Деловая игра «Творчество воспитателя на интегрированных занятиях» с участием воспитателей всех групп. В каждом из трех заданий воспитатели проявили активность, фантазию и творчество. Выполненные домашние задания оправдывали свое назначение и дидактическую ценность (Приложение 4). Например, дидактическая игра «Найди ошибку художника», разработанная нами, помогает закрепить знания детей о символике Башкортостана, акцентируя внимание на отдельных деталях, орнаменте, цвете (Приложение 5).
Семинар-практикум на тему: «Интегрированные занятия и педагогическое мастерство воспитателя» был проведен с целью выявления уровня профессиональной подготовленности педагогов в реализации интеграции предметов художественно-эстетического цикла в различных формах художественно-творческой деятельности ДОУ. (Приложение 5). Это мероприятие показало умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения, что было тоже очень важно для продолжения более углубленной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В ходе наблюдений и анализа работы педагогов дошкольного учреждения была выявлена следующая особенность. На занятиях по рисованию предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию; на музыкальных занятиях – хоровому пению; на развитии речи – пересказу и заучиванию стихотворений, то есть совершенствованию практических навыков. Недостаточно уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть исследования для выявления уровня музыкально-эстетического развития детей на данный момент.
Детям была предложены творческие задания, которые предполагают определение эмоционально-ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к музыкально-эстетической деятельности: проявление интереса к музыкальному искусству; предпочтения детей к определенным жанрам; эмоциональную реакцию на содержание; отношение к видам музыкальной деятельности; выражение своего отношения к окружающей действительности (Приложение 6).
Диагностика музыкально-эстетического развития детей старшего возраста предполагала выявление трех основных музыкальных способностей, поэтому в начале и конце эксперимента проводилась диагностика по следующим критериям: развитость ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое чувство проявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
При диагностике ладового чувства выполнялись задания на адекватное определение характера музыки и различий в ее настроениях, задания на исполнение окончаний мелодий, прервавшихся на неустойчивых звуках и т.д.
В ходе диагностики музыкально-слуховых представлений детям предлагались такие задания: повторить спетую или исполненную на музыкальном инструменте мелодию; отметить ритмические или мелодические изменения в выученных песенках или мелодиях; подобрать мелодию на музыкальных инструментах и т.д.
Диагностика чувства ритма также выявлялась в процессе выполнения заданий на вычленение ритмического рисунка из всей фактуры музыкального произведения или в процессе различных музыкальных игр.
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста