Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71

Файлы: 1 файл

Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

                                        Срок: май.

                                        Ответственный: творческая группа.

Председатель:

Секретарь:

         

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Творчество воспитателя на интегрированных занятиях»

 

Цель: использование разнообразных форм и методов работы с детьми на интегрированных занятиях.

Подготовка к игре:

  1. Домашнее задание: изготовить дидактические игры, помогающие в проведении интегрированных занятий, их защита.
  2. Выбор независимых экспертов (методисты Отдела Образования)

Время проведения: 45 минут.

Воспитатели делятся на три команды (в двух командах по одному воспитателю из каждой возрастной группы, в третьей – специалисты: хореограф, музыкальный руководитель и преподаватель изобразительной деятельности)

Правила игры:

- строго придерживаться  регламента;

- в выступлениях быть  краткими и лаконичными

Ход игры

Ведущий (старший воспитатель) называет тему, цель и условия игры, оглашает правила.

1 ЗАДАНИЕ: краткое знакомство  с выполненным домашним заданием и доказательство необходимости применения этих дидактических игр на интегрированных занятиях (по 5 минут каждая команда)

2 ЗАДАНИЕ: составить модель  интегрированного занятия с обязательным включением разработанных дидактических игр (музыка – поэзия - изобразительное искусство) (10 минут)

  1. ЗАДАНИЕ: защита проектов каждой группой (по 5 -7 минут каждая)

Подведение итогов деловой игры:

Оценка экспертами деятельности команд.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

  Семинар-практикум 

  Тема: ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  ЗАНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в реализации интеграции предметов художественно-эстетического цикла в различных формах художественно-творческой деятельности ДОУ, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Методические рекомендации:

Семинар-практикум целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Методической и психологической службой могут быть выявлены проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально, темы обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.

Ход проведения семинара-практикума.

Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).

Ведущий предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы, участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию. (МРР, ДОУ, МАДОУ, ЦРР, ДМШ, ФЭМП, ОБЖ, И.П.,  ОВД  и т.п.)

Цель игры - помочь педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации поупражнять их воображение, продемонстрировать знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

1 задание (6-7 минут).

Каждый педагог берет из пачки билетов с вопросами один,  на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри. Каждый правильный ответ педагога – 1 очко в пользу команды, которую будет представлять участница (администрация ДОУ).

Вопросы следующего содержания:

•  Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.

•  Напишите структуру интегрированного занятия.

• Напишите имена и отчества специалистов, имеющих отношение к воспитанию искусством  в нашем детском саду.

• Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

•  Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.

•  Перечислите художественные произведения и произведения искусства, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.

•  Напишите авторов программы, по которой Вы  работаете.

• Какие парциальные программы используете для художественно-эстетического развития детей.

•  Напишите полное название нашего дошкольное учреждения.

•  Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи  и т.п. (вопросы рассчитаны на количество участниц)

 

После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки (воспитатели разбирают беспорядочно разложенные детали разрезанных картин домашних животных и по команде ведущего собирают в единое целое)

В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

2 задание (7-8 минут).

Психологический ринг.

Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку:

•  форма художественно-творческой деятельности, виды его различаются способом материального воплощения художественного содержания: слово для литературы, звук для музыки, краски для живописи – ИСКУССТВО

•  данный вид искусства лишен зрительной достоверности, но только здесь с помощью слова реальность постигается с мысленной стороны – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

•  систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.

• видимое сходство, подобие образа и реальности – характерная черта этого искусства – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

•  психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.

• один из активных видов искусства, требующий эмоционального контакта между сценой и зрителем – ТЕАТР.

• вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков – МУЗЫКА.

• материей этого искусства является поза и  движение человеческого тела -  ТАНЕЦ

•  у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.

•  у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.

• дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.

3 задание (5-6 минут).

От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

- закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются  отрывки из стихотворений, изучаемых  в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).

- допеть  детскую песенку, которая написана в карточке (предлагаются отрывки из знакомого воспитателям репертуара,  исполняемого в детском саду, например, В.Шаинский «Песенка про папу»  и т.п.).

- найти недостающий сюжет  или элемент знакомой картины  известного художника (предлагаются  картины известных художников, в которых с помощью фотошопа произведены изменения, например, картина Алексея Саврасова  «Грачи прилетели» - отсутствует старинная церквушка и колокольня)

- показать в движении  характерные для этого танца  элементы (Сиртаки, Лезгинка, татарская, русская, марийская, башкирская  плясовые, Полька, Хоровод и т д.)

За правильный ответ - фишка.

4 задание "Проверь  себя" (4-5 минут).

От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.

Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как настойчиво звучит детская песня (в записи) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

Игра-упражнение "Одновременность"  (5 минут).

Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).

В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).

5 задание. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут).

Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.

6 задание. Решение  кроссворда по изобразительному  искусству 

( 8-9 минут).

Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.

•  Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.

•  Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ.

•  Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.

•  Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.

•  Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.

•  Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.

•  Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.

•  Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.

•  Вид краски для рисования - ГУАШЬ.

За правильные ответы команда получает фишки.

7 задание. Развитие речевой интонационной выразительности

(4-5 минут ).

Командам дается задание: произнесите стихотворение Л.Фурмана.

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят-малюток. 

1 команда – удивленно, 2 команда – насмешливо, 3 команда – недоумевая.

8 задание. Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций

(20-22 минуты).

Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает и высказывает свою точку зрения. Учитывая, что в команде, как минимум 3-4 человека, точки зрения могут быть различные и высказаться имеют право все педагоги.

•  одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации?

•  у ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Как помочь малышу обрести детство?

•  Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями Сережи?

9 задание. Педагог-художник (4 - 5 минут ).

Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста