Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей подготовительной группы, занимавшихся в условиях единой музыкально-эстетической среды. Результат диагностики характеризовался высокими баллами.
Это отражено в таблице № 3.3.2
Таблица №3.3.2 - Результат формирующего эксперимента
Высокий уровень (70%) (70 %) |
Средний уровень (20 %) |
Низкий уровень (10 %) |
Арсланов Айдар |
Давлетгареева Миляуша |
Закиров Нурбулат |
Гайсин Ринат |
Дюсьметов Денис |
Русламханова Виктория |
Гарайханова Эвелина |
Дюсьметова Гузель |
|
Гиндуллин Ильдар |
Карамов Радим |
|
Давлетбаева Марьям |
||
Казиханов Ренальдо |
||
Марданова Альфия |
||
Хамитов Айнур |
||
Мурзин Вадим |
||
Муртазин Ленар |
||
Мусина Динара |
||
Султанов Ильнур |
||
Шакирова Русалина |
||
Хаматханов Айнур |
Результат контрольного эксперимента обозначен в таблице 3.3.3:
Таблица 3.3.3 - Сравнительный результат констатирующего и контрольного
этапов эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
констатир. |
контрольн. |
констатир. |
контрольн. |
констатир. |
контрольн. |
45% |
70% |
35% |
20% |
20% |
10% |
Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения диаграмм (Рисунок 2)
Рисунок 2 - Динамика музыкально-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста
Наложение диаграмм показывает положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 25% и составил 70%, доля среднего уровня уменьшилась на 15% и составила 20%, а количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 10% и составило 10% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально - эстетической среды были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты совместной деятельности педагогического и детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшены показатели по всем параметрам диагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. На начальном этапе этого процесса огромную роль играет дошкольное учреждение. В план воспитательно-образовательной работы с детьми включены занятия по рисованию, музыке, ознакомлению с художественной литературой, хореографии, театрализации, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.
Наше исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Часто на практике мы сталкиваемся с тем, что педагоги дошкольных учреждений мало пользуются искусством в целях эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.
Это говорит о том, что наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Можно утверждать, что музыкально - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно достичь, если интегративный потенциал музыкального искусства во взаимодействии с другими ее видами, различными видами человеческой деятельности, всех функциональных возможностей музыки способствует художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Именно интеграция музыки во все виды активности детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно способствует эстетическому воспитанию и влияет на формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как Вы думаете, что такое искусство? ______________________________
Каким видам искусства в Вашей
семье отдаете предпочтение Вы и Ваши
дети? Почему? ______________________________
Какие стили, направления Вам знакомы? ____________________________
Всем ли нужно искусство? ______________________________
Разговаривают ли в Вашей семье об искусстве? Как часто? ____________
Может ли искусство плохо воздействовать на человека? ______________
Считаете ли Вы необходимым
включать занятия искусством в работу
с дошкольниками? Что это дает? ______________________________
Влияет ли любовь к какому-либо
виду искусства на характер человека,
его образ жизни? ______________________________
Как Вы думаете, способно ли
искусство изменить человека? В какую
сторону? ______________________________
Вправе ли взрослый вмешиваться
в тяготение ребенка к искусству? ______________________________
Организовываете ли Вы совместные
с семьей посещения заведений искусства? ______________________________
Есть ли у Вашего ребенка дома
фонотека с записями для прослушивания,
которым отдает большее предпочтение,
уголок для рисования и творчества, занятия
любимым делом? ______________________________
Собираетесь ли Вы отдавать
своего ребенка в Школу искусств? Если
нет, почему? ______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
для педагогов подготовительной группы и специалистов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Педсовет
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ПОВЕСТКА ДНЯ
Решение педсовета:
Срок: постоянно.
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста