Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71

Файлы: 1 файл

Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза  констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей подготовительной группы, занимавшихся в условиях  единой музыкально-эстетической  среды. Результат диагностики  характеризовался высокими баллами.

Это отражено в таблице № 3.3.2

 

 

Таблица №3.3.2 - Результат формирующего эксперимента

 

Высокий уровень (70%)  (70 %)

Средний уровень (20 %)

Низкий уровень (10 %)

Арсланов Айдар                      

Давлетгареева Миляуша              

Закиров Нурбулат                        

Гайсин Ринат                             

Дюсьметов Денис                         

Русламханова Виктория              

Гарайханова Эвелина                

Дюсьметова Гузель                       

 

Гиндуллин Ильдар                       

Карамов Радим                              

 

Давлетбаева Марьям                    

   

Казиханов Ренальдо                     

   

Марданова Альфия                        

   

Хамитов Айнур

   

Мурзин Вадим                               

   

Муртазин Ленар                           

   

Мусина Динара                              

   

Султанов Ильнур                           

   

Шакирова Русалина                       

   

Хаматханов Айнур                        

   

 

Результат контрольного эксперимента  обозначен в таблице 3.3.3:

 

Таблица  3.3.3 - Сравнительный результат констатирующего и контрольного

этапов эксперимента

 

Высокий

Средний

Низкий

констатир.

контрольн.

констатир.

контрольн.

констатир.

контрольн.

45%

70%

35%

20%

20%

10%


 

Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения диаграмм (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Динамика музыкально-эстетического развития детей старшего

дошкольного возраста

 

Наложение    диаграмм    показывает   положительную     динамику    в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 25%  и  составил  70%,  доля  среднего  уровня  уменьшилась  на  15% и составила 20%,  а количество детей, показавших низкий уровень,    уменьшилось    на  10%   и  составило  10%  от  общего    количества  детей,  участвующих в эксперименте.

Таким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально - эстетической  среды  были  достигнуты  качественно  новые,  более  высокие  образовательные и социальные результаты совместной деятельности  педагогического и детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшены показатели по всем  параметрам диагностики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема  эстетического  воспитания  довольно  полно   разработана   в отечественной  и  зарубежной  литературе.   Это   позволило   нам   провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и  сделать  следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей  системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним  стоит  не  только  развитие эстетических качеств человека, но и всей личности  в  целом:  ее  духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и  общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке  развиваются  под  воздействием  различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая  нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения,  -  все,  что  может быть  прекрасным.  Как  основной  носитель  прекрасного,   искусство   также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на  личность  может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.  На начальном этапе этого  процесса  огромную роль  играет  дошкольное учреждение.  В  план воспитательно-образовательной работы с детьми включены занятия по рисованию, музыке, ознакомлению с художественной литературой, хореографии, театрализации, основой  которых  является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу,  мы  сделали  вывод,  что искусство   является   основным    средством    эстетического    воспитания.

Наше исследование показало, что и познавательный интерес к  искусству  у  детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного воспитания. Кроме того, материал  по  искусству  обладает  большим эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.  Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  Опытные педагоги,  зная   это,   способны посредством искусства воспитать подлинные  эстетические  качества  личности: вкус, способность оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  Часто  на практике мы сталкиваемся с тем, что  педагоги дошкольных учреждений  мало  пользуются  искусством  в целях эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и  сил  развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации  на подлинные духовные и  художественные  ценности,  эстетическое  воспитание  и  развитие личности  будет  неполноценным.  На   наш   взгляд,   реализуя   полноценное эстетическое  воспитание  ребенка  в  дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе  духовное  богатство,  истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Это  говорит о том, что   наша   гипотеза,   заявленная   в   начале   работы, подтвердилась. Можно утверждать, что музыкально - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно достичь, если интегративный  потенциал  музыкального  искусства  во взаимодействии с другими ее видами,  различными видами человеческой  деятельности, всех функциональных возможностей музыки способствует художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Именно  интеграция  музыки во все виды  активности   детей   старшего дошкольного возраста наиболее  эффективно  способствует эстетическому воспитанию и влияет  на  формирование  всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов В.Н Диагностика музыкальных способностей детей. М: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  2. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – M., 2003. – 176 с.
  3. Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  4. Белкина В.Н. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям» Ярославль. «Академия развития», 1998. – 256 с.
  5. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284 с.
  6. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.– 48с.
  7. Большая  советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
  8. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  9. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: очерки / М.: В.В.Ванслов. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 233с.
  10. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  11. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
  12. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. С.-П., 2009. – 160 с.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под.ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  15. Гасанова Р.Х. Синтез искусств. Комплексные занятия для детей дошкольного возраста. Уфа. Издательство БИРО, 2005. – 30 с.
  16. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  17. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. «Праздники и развлечения в детском саду». – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
  18. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  19. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу». ЛИНКА-ПРЕСС. М., 2007. – 232 с.
  20. Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методологических материалов – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 472 с.
  21. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях – М.,  Просвещение, 1983. – 268 с.
  22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986. – 320 с.
  23. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
  24. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева Н.А. Годдонова и другие – М., Просвещение, 2002. – 303 с.
  25. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.- 191с.
  26. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989. – 155 с.
  27. Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия»   Волгоград. 2007. – 77 с.
  28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  29. Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 127 с.
  30. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Художественная культура. - М., 2001. - 94 с.
  31. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2007. – 208 с.
  32. Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. – М., 2008. – 112 с.
  33. Куприна, Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. / Н. Г. Куприна; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 234 с.
  34. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. – 181 с.
  36. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 186 с.
  37. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. – 88 с.
  38. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.
  39. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 3 – 2 с.
  40. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. – 96 с.
  41. Мерзлякова С. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников. // Музыкальный руководитель. –2010. - №2 – 2 с.
  42. Мерзлякова С. Комплексные и интегрированные занятия. // Музыкальный руководитель. –2008. - №3 – 3 с.
  43. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей». М., 2002. – 240 с.
  44. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» - М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  45. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: метод. рекомендации. – М.: АРКТИ, 2002. – 224 с.
  46. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  47. Парамонова Л. «А.В.Запорожец. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития личности» //Дошкольное воспитание, 2005 - № 9 - 66-69 с.
  48. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 240 с.
  49. Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель. – 2006. - №5.
  50. Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание – 2002. – 432 с.
  51. Скопинцева О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.
  52. Сухомлинский В.А..  «О воспитании». – М., Политиздат, 1982. – 270 с.
  53. Теплов К.В. Психология индивидуальных различий: в 2 т. / К. В. Теплов. – М.: 1985. – Т. 1. – 194 с.
  54. Улашенко Н.Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2006. – 96 с.
  55. Улашенко Н.Б. «Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.
  56. Улашенко Н.Б. «Музыка. Подготовительная группа. Нестандартные занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.
  57. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. В.Н.Шацкой М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 334 с.
  58. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. /Р.М. Чумичева. Ростов н/Д 1995. – 272 с.
  59. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду (интегрированный подход). М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  60. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995. - 107с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как Вы думаете, что такое искусство? ______________________________

Каким видам искусства в Вашей семье  отдаете предпочтение Вы и Ваши дети? Почему? __________________________________________________

Какие стили, направления Вам знакомы? ____________________________

Всем ли нужно искусство? ________________________________________

Разговаривают ли в Вашей семье об искусстве? Как часто? ____________

Может ли искусство плохо воздействовать на человека? ______________

Считаете ли Вы необходимым включать занятия  искусством в работу с дошкольниками? Что это дает? ___________________________________

Влияет ли любовь к какому-либо виду искусства на характер человека, его образ жизни? ____________________________________________________

Как Вы думаете, способно ли искусство изменить человека? В какую сторону? ________________________________________________________

Вправе ли взрослый вмешиваться в тяготение ребенка к искусству? ________________________________________________________________

Организовываете ли Вы совместные с семьей посещения заведений искусства? ________________________________________________________________

Есть ли у Вашего ребенка дома фонотека с записями для прослушивания, которым отдает большее предпочтение, уголок для рисования и творчества, занятия любимым делом?  _________________________________________

Собираетесь ли Вы отдавать своего ребенка в Школу искусств? Если нет, почему? _________________________________________________________

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

для педагогов подготовительной группы и специалистов

  1. В чем Вы видите основную задачу включения комплекса искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ?
    • в формировании у дошкольников целостного восприятия искусства
    • в развитии эмоциональности детей
    • активизации познавательных процессов у дошкольников
    • в развитии художественных способностей детей
    • в создании условий для развития творчества дошкольников.

 

  1. Что вызывает у Вас затруднения в ходе подготовки и реализации учебно-воспитательного процесса, основанного на комплексе искусств?
    • подбор художественного материала
    • выбор методов и приемов обучения
    • выбор форм организации художественно-творческой деятельности
    • структура, ход, сценарий занятия
    • организация работы с произведением искусства

 

  1. Что влияет на качество разрабатываемого Вами интегрированного занятия?
    • наличие соответствующей методической литературы
    • интерес к искусству и увлеченность каким - либо видом художественного творчества
    • специальные навыки и опыт собственной художественной деятельности
    • специальные знания искусствоведческого характера

 

  1. С чем связаны трудности, возникающие при подготовке к интегрированному занятию?

 

    • отсутствие соответствующей методической подготовки
    • отсутствие специальной художественной подготовки
    • отсутствие времени на подготовку
    • отсутствие поддержки со стороны администрации
    • другие интересы

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Педсовет

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Выступление на тему: «Как мы понимаем искусство?» о взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста и о проведении интегрированных занятий как условие взаимосвязи искусств.
  2. Ознакомление с перспективным планом мероприятий на предстоящий учебный год по использованию интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста (ответственные - старший воспитатель)
  3. Выборы творческой группы.

Решение педсовета:

  1. Утвердить перспективное планирование интегрированных занятий
  2. Ввести интеграцию в систему специально организованных занятий  в подготовительной группе по следующим видам деятельности: развитие речи и рисование; развитие речи – музыка - рисование; музыка и рисование.

                               Срок: постоянно.

                                       Ответственный: старший воспитатель.

  1. Утвердить состав творческой группы.

 

  1. Провести контрольный срез по результатам работы с детьми на интегрированных занятиях.

Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста