Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
Оценка результатов осуществлялась согласно балльной системе и уровневой дифференциации: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень и заносилась в таблицу. Критерии оценки:
1) низкий уровень – 0 баллов – отказ от выполнения задания или выполнение его с грубыми ошибками;
2) средний уровень – 1 балл – частичное выполнение задания при незначительной помощи воспитателя, с небольшим количеством недочетов;
3) высокий уровень – 2 балла – правильное выполнение задания без ошибок (допускается 1 – 2 неточности, исправленные самостоятельно).
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен стартовый уровень музыкально-эстетического воспитания детей, их эмоционально-ценностного отношения к музыкально-эстетической деятельности. Дети с высокими показателями музыкально-эстетическкого развития характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Дети воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Нарисуй услышанную музыку» Марданова Альфия абсолютно точно определила минорное настроение произведения, практически правильно дала ему название, сказав: «Как будто кому-то больно», логически верно подбирали слова для описания и передала услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Были придуманы названия «Кто-то плачет» (Казиханов Ренальдо), «Тучи на небе и дождик идет» (Мурзин Вадим), «Осеннее настроение» (Давлетбаева Марьям), «Плакать хочется» (Шакирова Русалина). Таким образом, можно сделать вывод, что пятеро детей прочувствовали произведение, увидели всю его глубину, и в рисунке передали свои ощущения. Дети со средним уровнем музыкально-эстетического развития были не так точны в ответах, но, после повторного прослушивания с называнием названия, большая часть детей высказывались, подбирая подходящие слова для описания. Поэтому, и в рисунке они наиболее близко передали музыкальный образ. Лишь Закирова Нурбулата музыка коснулась поверхностно. Он не смог рассказать об услышанной пьесе, и в его рисунке отразились только сюжеты, которые ему захотелось нарисовать в данный момент.
Ориентируясь на показатели, детям давались аналогичные задания, которые также оценивались и фиксировались, а результат заносился в таблицу.
Результат констатирующего эксперимента обозначен в таблице №3.1.1 и в виде диаграммы (Рисунок 1).
Таблица № 3.1.1 – Уровень музыкально-эстетического развития детей в начале эксперимента
Высокий уровень 45% (45 %) |
Средний уровень (35 %) |
Низкий уровень (20 %) |
Арсланов Айдар |
Гарайханова Эвелина |
Давлетгареева Миляуша |
Гайсин Ринат |
Гиндуллин Ильдар |
Дюсьметова Гузель |
Давлетбаева Марьям |
Дюсьметов Денис |
Закиров Нурбулат |
Казиханов Ренальдо |
Карамов Радим |
Русламханова Виктория |
Марданова Альфия |
Муртазин Ленар |
|
Хамитов Айнур |
Мусина Динара |
|
Мурзин Вадим |
Хаматханов Айнур |
|
Султанов Ильнур |
||
Шакирова Русалина |
Рисунок 1 - Уровень музыкально-эстетического развития детей в начале эксперимента
Результат этого этапа эксперимента (количество детей, показавших высокий уровень музыкально-эстетического развития не так уж велик - 45% от общего количества, средний уровень – 35%, низкий уровень - 20%) сориентировал на поиск эффективных путей для организации музыкально-эстетического воспитания детей в целостном педагогическом процессе ДОУ.
Вывод: исходя из проведенных мероприятий, можно сказать, что искусство как средство эстетического воспитания в дошкольном учреждении реализуется на занятиях художественного цикла (музыкальном, рисовании, развитии речи). У большинства детей хорошие показатели музыкально-эстетического воспитания, но не у всех детей развита художественная культура. Не все могут проявлять свои творческие способности, не способны воспринимать эстетические явления в окружающей действительности и искусстве. Эстетическую оценку явлениям, окружающим предметам могут давать с помощью наводящих вопросов. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с основами художественных знаний и вовлечь их в художественно-эстетическую деятельность, интегрируя разные виды искусства на музыкальных занятиях.
3.2 Характеристика формирующего эксперимента
На основании вывода по констатирующему эксперименту был подготовлен формирующий эксперимент с целью выявления возможности средств искусства в дальнейшем музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, развития понимания детьми общих средств выразительности для разных видов искусства, умения замечать особенности их интеграции в изображении различных явлений окружающей жизни, стимулирования потребности детей старшего дошкольного возраста в творческой самореализации.
На этом этапе эксперимента была разработаны и апробированы мероприятия культурологического содержания, основанные на интеграции искусств. В планировании и организации своей работы опирались на раздел комплексной программы Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество», посвященный музыкальному развитию ребенка. Воспитанники экспериментальной подготовительной группы с младшего возраста регулярно посещали дошкольное учреждение, значит, в их младшем возрасте программа «Радуга» реализовывала основные задачи раздела «Музыкальное развитие» - обогащала детей музыкальными впечатлениями, развивала эмоциональную отзывчивость, формировала выразительные и пластические навыки, воспитывала эстетически. Основываясь на этот опыт детей, можно было продолжить решение задач музыкального развития по программе «Из детства в отрочество», которая предполагает технологию непрерывного образования. Оставалось только дополнить собственными разработками разнообразных форм музыкальной деятельности исходя из целей и задач музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции искусств.
Включившись в эксперимент, мы для себя хорошо уяснили, что выступаем посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства и поставили перед собой конкретные задачи: добиться высокой продуктивности за счет соответствующих возрасту эффективных методов, средств и форм музыкально-эстетического воспитания и обучения; сочетать в работе инновационные и традиционные технологии в области музыкального воспитания; творчески участвовать в преобразовании развивающей среды с учетом особенностей музыкально-эстетического воспитания и развития детей; широко и творчески использовать интеграцию в воспитательно-музыкальной деятельности и координировать с другими специалистами, работающими с детьми групп; осуществлять просветительскую работу среди родителей и педагогов ДОУ; систематизировать наглядные пособия, технические средства и использовать их методически оправданно, по назначению, чтобы они отвечали дидактическим требованиям – были доступны и имели эстетичный вид; широко использовать современный мультимедийный подход к разработке различных мероприятий художественно-эстетического цикла.
Проведем краткий анализ мероприятий, проведенных в период формирующего эксперимента.
Разработанные и проведенные занятия, экскурсии, встречи, беседы, концерты, развлечения, утренники с использованием интеграции искусств помогли детям старшего возраста заинтересоваться различными видами искусства, способствовали накоплению новых знаний и умений.
С целью привлечения внимания
детей к разнообразию звуков окружающего мира, в том числе и музыкальных,
способам его образования было проведено
познавательно-
С целью продолжения развития художественно-творческих способностей детей старшей группы было проведено интегрированное занятие «Три чуда» музыка в сказке (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане» (синтез искусств). Совместно с воспитателями группы поэтапно организовали: знакомство с поэтическим произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; просмотр того же произведения в мультипликационном варианте с целью закрепления основных моментов; рассматривание иллюстраций художников к этому произведению. Это стало подготовкой почвы к проведению интегрированного занятия, на котором было организовано прослушивание фрагментов из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Царь Салтан» (город Леденец, 3 чуда, полёт шмеля). На занятии музыкальные зарисовки сопровождались демонстрацией на проекционном экране мультимедийного оборудования картин, нарисованных воспитателем Хафизовой Светланой Даниловной. Дети смогли увидеть, какими предстали персонажи сказки в ее видении. Желая передать красоту пушкинского изложения, складность рифмовки, показ этих картин сопровождался стихотворным текстом, переведенным музыкальным руководителем Амировой Ильмирой Ильясовной на татарский язык. (Приложение 8). Именно тогда и уловили дети тонкости описания моментов, на которых мы сосредотачивали внимание. А передача в движении девочками изящества Царевны Лебеди или игривого настроения танцующей белочки, а мальчиками – мужественности и красоты 33–х Богатырей превзошла все ожидания: дети смогли войти в образ, при этом сохранили и свою индивидуальность, не подражали другим, т.е. у каждого сложилось свое видение и представление. И отраженный в рисунках детей Шмель стал подтверждением того, что материал освоен детьми хорошо.
Это занятие показало умение детей передавать свои музыкальные впечатления в рисунке, движении. Дети сумели проникнуть в смысл слова, музыки, красок.
Цикл занятий о балете «Что такое балет?», сопровождаемый видеофильмом о театре оперы и балета и прекрасными фрагментами из балетов оставил неизгладимое, яркое впечатление в душах маленьких воспитанников о красоте искусства танца.
Знакомя на занятии с музыкальным инструментом – скрипкой, продолжили расширение знаний детей о музыкальных инструментах. Дети хорошо усвоили новую информацию об уже известном им инструменте скрипке. С большим интересом познакомились с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре. Подробное знакомство преподавателем класса скрипки ДШИ со строением скрипки вызвало большой интерес у детей к этому музыкальному инструменту (Приложение 9).
Неизгладимый след в душах детей оставляют и встречи со знаменитостями, которые живут рядом с нами и творят красоту. Например, встреча с самодеятельным композитором Василем Хабисламовым запомнилась детям не только красивыми творениями, но и поразила детей тем, что он является еще и дедушкой Вадима, который воспитывается с ними в одной группе. На лицах детей выражалась гордость и за Вадима, и за его дедушку.
Совместно с воспитателями также была организована встреча с поэтессой Фанзией Максютовой с целью приобщения детей к поэтической культуре через знакомство с детскими стихами поэтессы и обогащения новыми впечатлениями. На этом занятии решались задачи формирования художественно-эстетической культуры дошкольников; развития эмоциональной сферы детей, воспитания их эстетического вкуса, интереса и любви к поэзии, желания слушать и разучивать понравившиеся стихи, рассказывать их; испытывать гордость за талантливого земляка, работающего в настоящее время с такими же дошкольниками, как и они.
С целью дальнейшего развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду был проведен обрядовый праздник с элементами сюжетно-ролевой игры «Играем в свадьбу», где предполагалось познакомить детей с одним из важнейших обрядов во всех традиционных культурах свадьбой. Открыть для детей новое этнографическое направление - знакомство со свадебными обычаями и ритуалами. Инсценируя свадьбу, как ролевую игру во взрослую жизнь, сохранять в сознании детей только яркие и понятные им сюжеты: привлекательность в авантюрности похищения невесты, отождествление в детском сознании свадьбы с весельем, ведь никакая свадьба немыслима без веселых национальных игр. В условиях регионализации образования, ставились задачи способствования знанию культуры своего народа, воспитания в детях национальной и этнокультурной толерантности, обогащения детского игрового и словесного фольклора, представляющего собой интересную часть духовной культуры башкирского и татарского народов. Проведению праздника предшествовала предварительная работа: повторение названий дней недели на татарском языке; беседы по знакомым татарским народным сказкам: вспомнить, кто такой Былтыр, почему он себя так представил, как он обманул Шурале; вспомнить названия традиционных национальных блюд башкир и татар; вышивка девочками ленточек на занятии труда; роспись или аппликация «свадебных вёдер» на кружке «Умелые руки». Этот праздник показал, насколько дети смогли прочувствовать обстановку, роли, возложенные на себя и партнеров. Дети прекрасно справились. В эпизодические роли и массовки были вовлечены стеснительные дети.
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста