Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71

Файлы: 1 файл

Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

Оценка результатов осуществлялась согласно балльной системе и уровневой дифференциации: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень и заносилась в таблицу. Критерии оценки:

1) низкий  уровень – 0 баллов – отказ  от выполнения задания или  выполнение его с грубыми ошибками;

2) средний  уровень – 1 балл – частичное выполнение задания при незначительной помощи воспитателя, с небольшим количеством недочетов;

3) высокий уровень – 2 балла – правильное выполнение задания без ошибок (допускается 1 – 2 неточности, исправленные самостоятельно).

На  констатирующем  этапе   эксперимента    был   выявлен   стартовый    уровень   музыкально-эстетического воспитания детей, их эмоционально-ценностного отношения к музыкально-эстетической деятельности. Дети с высокими показателями музыкально-эстетическкого развития характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Дети воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Нарисуй услышанную музыку» Марданова Альфия абсолютно точно определила минорное настроение произведения, практически правильно дала ему название, сказав: «Как будто кому-то больно», логически верно подбирали слова для описания и передала услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Были придуманы названия «Кто-то плачет» (Казиханов Ренальдо), «Тучи на небе и дождик идет» (Мурзин Вадим), «Осеннее настроение» (Давлетбаева Марьям), «Плакать хочется» (Шакирова Русалина).  Таким образом, можно сделать вывод, что пятеро детей прочувствовали произведение, увидели всю его глубину, и в рисунке передали свои ощущения. Дети со средним уровнем музыкально-эстетического развития были не так точны в ответах, но, после повторного прослушивания с называнием названия, большая часть детей высказывались, подбирая подходящие слова для описания. Поэтому, и в рисунке они наиболее близко передали музыкальный образ. Лишь Закирова Нурбулата музыка коснулась поверхностно. Он не смог рассказать об услышанной пьесе,  и в его рисунке отразились только сюжеты, которые ему захотелось нарисовать в данный момент.

Ориентируясь на показатели, детям давались аналогичные задания, которые также оценивались и фиксировались, а результат заносился в таблицу.

Результат констатирующего эксперимента обозначен в таблице №3.1.1 и в виде диаграммы (Рисунок 1).

 

Таблица № 3.1.1 – Уровень музыкально-эстетического развития детей в начале эксперимента

 

Высокий уровень 45%  (45 %)

Средний уровень (35 %)

Низкий уровень (20 %)

Арсланов Айдар

Гарайханова Эвелина

Давлетгареева Миляуша

Гайсин Ринат

Гиндуллин Ильдар

Дюсьметова Гузель

Давлетбаева Марьям

Дюсьметов Денис

Закиров Нурбулат

Казиханов Ренальдо

Карамов Радим

Русламханова Виктория

Марданова Альфия

Муртазин Ленар

 

Хамитов Айнур

Мусина Динара

 

Мурзин Вадим

Хаматханов Айнур

 

Султанов Ильнур                           

   

Шакирова Русалина                       

   

 

Рисунок 1 - Уровень музыкально-эстетического развития детей в начале эксперимента

Результат этого этапа  эксперимента  (количество  детей,  показавших  высокий  уровень музыкально-эстетического развития не так уж велик  - 45% от общего количества, средний уровень   –   35%,   низкий    уровень - 20%) сориентировал на поиск эффективных путей для организации музыкально-эстетического воспитания детей в целостном педагогическом процессе ДОУ.

Вывод: исходя из проведенных мероприятий, можно сказать, что искусство как средство  эстетического  воспитания  в  дошкольном учреждении реализуется  на  занятиях  художественного  цикла   (музыкальном,  рисовании, развитии речи). У большинства детей хорошие показатели музыкально-эстетического воспитания, но не у всех детей развита художественная культура. Не все  могут проявлять свои творческие способности, не способны воспринимать эстетические явления в окружающей действительности и искусстве. Эстетическую оценку явлениям, окружающим предметам могут давать  с помощью наводящих вопросов. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с основами художественных знаний и вовлечь их в художественно-эстетическую деятельность, интегрируя разные виды искусства на музыкальных занятиях.

 

3.2 Характеристика формирующего эксперимента

На основании вывода по констатирующему эксперименту был подготовлен формирующий эксперимент с целью выявления   возможности   средств   искусства   в дальнейшем музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, развития  понимания детьми общих средств выразительности для разных видов искусства, умения замечать особенности их интеграции в изображении различных явлений окружающей жизни,  стимулирования потребности детей старшего дошкольного возраста в творческой самореализации.

На  этом  этапе  эксперимента  была  разработаны  и  апробированы мероприятия культурологического содержания, основанные на интеграции искусств. В планировании и организации своей работы опирались на раздел комплексной программы Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество», посвященный музыкальному развитию ребенка. Воспитанники экспериментальной подготовительной группы с младшего возраста регулярно посещали дошкольное учреждение, значит, в их младшем возрасте программа «Радуга» реализовывала основные задачи раздела «Музыкальное развитие» - обогащала детей музыкальными впечатлениями, развивала эмоциональную отзывчивость, формировала выразительные и пластические навыки, воспитывала эстетически. Основываясь на этот опыт детей, можно было продолжить решение задач музыкального развития по программе «Из детства в отрочество», которая предполагает технологию непрерывного образования. Оставалось только дополнить собственными разработками разнообразных форм музыкальной деятельности исходя из целей и задач  музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции искусств.

Включившись в эксперимент, мы для себя хорошо уяснили,  что  выступаем посредником между  ребенком  и  обширным  прекрасным  миром искусства и поставили перед собой конкретные задачи: добиться высокой продуктивности за счет соответствующих возрасту эффективных методов, средств и форм музыкально-эстетического воспитания и обучения; сочетать в работе инновационные и традиционные технологии в области музыкального воспитания; творчески участвовать в преобразовании развивающей среды с учетом особенностей музыкально-эстетического  воспитания и развития детей; широко и творчески использовать интеграцию в воспитательно-музыкальной деятельности и координировать с другими специалистами, работающими с детьми групп; осуществлять просветительскую работу среди родителей и педагогов  ДОУ; систематизировать наглядные пособия, технические средства и использовать их методически оправданно, по назначению, чтобы они отвечали дидактическим требованиям – были  доступны и имели эстетичный вид; широко использовать современный мультимедийный подход к разработке различных мероприятий художественно-эстетического цикла.

Проведем краткий анализ мероприятий, проведенных в период формирующего эксперимента.

Разработанные и проведенные занятия, экскурсии, встречи, беседы, концерты, развлечения, утренники с использованием интеграции искусств помогли детям старшего возраста заинтересоваться различными видами искусства, способствовали накоплению новых знаний и умений.

С целью привлечения внимания детей к разнообразию звуков окружающего мира, в том числе и музыкальных, способам его образования было проведено познавательно-исследовательское занятие «Откуда приходят звуки» (Приложение 7). Дети были привлечены к исследованию звукообразования  и смогли сделать собственные выводы и умозаключения о происхождении и распространении звуков, что звук - это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем – только слышим, но они могут сообщить нам много интересного.  Дети стали внимательнее прислушиваться к окружающим их звукам  и убеждаться в их богатстве и разнообразии.

С целью продолжения  развития художественно-творческих способностей детей старшей группы было проведено интегрированное занятие  «Три чуда» музыка в сказке (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане» (синтез искусств). Совместно с воспитателями группы  поэтапно организовали: знакомство с поэтическим произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; просмотр того же произведения в мультипликационном варианте с целью закрепления основных моментов; рассматривание иллюстраций художников к этому произведению. Это стало подготовкой почвы  к проведению интегрированного занятия, на котором было организовано прослушивание фрагментов из  оперы Н. А. Римского – Корсакова «Царь Салтан» (город Леденец, 3 чуда, полёт шмеля). На занятии музыкальные зарисовки сопровождались демонстрацией на проекционном экране мультимедийного оборудования картин, нарисованных воспитателем Хафизовой Светланой Даниловной. Дети смогли увидеть, какими предстали персонажи сказки в ее видении.  Желая передать красоту пушкинского изложения, складность рифмовки, показ этих картин сопровождался стихотворным текстом,  переведенным музыкальным руководителем Амировой Ильмирой Ильясовной на татарский язык. (Приложение 8). Именно тогда и уловили дети тонкости описания моментов, на которых мы сосредотачивали внимание. А передача в движении девочками изящества Царевны Лебеди или игривого настроения танцующей белочки, а мальчиками – мужественности и красоты 33–х Богатырей превзошла все ожидания: дети смогли войти в образ, при этом сохранили и свою индивидуальность, не подражали другим, т.е. у каждого сложилось свое видение и представление. И отраженный в рисунках детей Шмель стал подтверждением того, что материал освоен детьми хорошо.

       Это занятие показало умение  детей передавать свои музыкальные впечатления в рисунке, движении. Дети сумели проникнуть в смысл слова, музыки, красок.

Цикл занятий о балете «Что такое балет?», сопровождаемый видеофильмом о театре оперы и балета  и  прекрасными фрагментами из балетов оставил неизгладимое, яркое впечатление в душах маленьких воспитанников о красоте искусства танца.

Знакомя на занятии  с музыкальным инструментом – скрипкой, продолжили расширение знаний детей о музыкальных инструментах. Дети хорошо усвоили новую информацию об уже известном им инструменте скрипке. С большим интересом познакомились с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре. Подробное знакомство преподавателем класса скрипки ДШИ со строением скрипки вызвало большой интерес у детей к этому музыкальному инструменту (Приложение 9).

Неизгладимый след в душах детей оставляют и встречи со знаменитостями, которые живут рядом с нами и творят красоту. Например, встреча с самодеятельным композитором Василем Хабисламовым запомнилась детям не только красивыми творениями, но и поразила детей тем, что он является еще и дедушкой Вадима, который воспитывается с ними в одной группе. На лицах детей выражалась гордость и за Вадима, и за его дедушку.  

Совместно с воспитателями также была организована встреча с поэтессой Фанзией Максютовой с целью приобщения детей к поэтической культуре через знакомство с детскими стихами поэтессы и обогащения новыми впечатлениями. На этом занятии решались задачи формирования художественно-эстетической культуры дошкольников; развития эмоциональной сферы детей, воспитания их эстетического вкуса, интереса и любви к поэзии, желания слушать и разучивать понравившиеся стихи, рассказывать их; испытывать гордость за талантливого земляка, работающего в настоящее время с такими же дошкольниками, как и они.

С целью дальнейшего развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду был проведен обрядовый праздник с элементами сюжетно-ролевой игры «Играем в свадьбу», где предполагалось познакомить детей с одним из важнейших обрядов во всех традиционных культурах свадьбой. Открыть для детей новое этнографическое направление - знакомство со свадебными обычаями и ритуалами. Инсценируя свадьбу, как ролевую игру во взрослую жизнь, сохранять в сознании детей только яркие и понятные им сюжеты: привлекательность в авантюрности похищения невесты, отождествление в детском сознании свадьбы с весельем, ведь никакая свадьба немыслима без веселых национальных игр. В условиях регионализации образования, ставились задачи способствования знанию культуры своего народа, воспитания в детях национальной и этнокультурной толерантности, обогащения детского игрового и словесного фольклора, представляющего собой интересную часть духовной культуры башкирского и татарского народов. Проведению праздника предшествовала предварительная работа: повторение названий дней недели на татарском языке;  беседы по знакомым татарским народным сказкам: вспомнить, кто такой Былтыр, почему он себя так представил, как он обманул Шурале; вспомнить названия традиционных национальных блюд башкир и татар; вышивка девочками ленточек на занятии труда; роспись или аппликация «свадебных вёдер» на кружке «Умелые руки». Этот праздник показал, насколько дети смогли прочувствовать обстановку, роли, возложенные на себя и партнеров. Дети прекрасно справились. В эпизодические роли и массовки были вовлечены стеснительные дети.   

Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста