Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
В завершении семинара-практикума жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают призы за участие. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении семинара-практикума, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Творческие задания для детей
1. «Нарисуй услышанную музыку».
Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми определения, при помощи которых можно рассказать о музыке. Просит ребят охарактеризовать каждый эстетический термин, использованный в перечислении. Затем называет и предлагает прослушать произведение «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского и ответить на вопросы:
Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, может ли музыка передать то, о чем хотел сказать композитор? Как можно сказать по-другому – музыка «рассказывает» не словами, а…? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы». Вы ее раньше не слышали. Затем вы попробуете нарисовать услышанную музыку на бумаге. У каждого должен получится свой рисунок, как вы представили то, что вызвала у вас эта музыка». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, комментируя свои рисунки, отображающие то, что навеяло им произведение.
Оценка исследования: Исследователь ставит:
- 5 баллов, если ребенок различает характер произведения, наиболее близко передает музыкальный образ в рисунке, логически верно подбирает слова для описания.
- 2 балла ставится детям, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.
- 0 баллов – если ребенок не понимает характер произведения, неверно определяет его настроение.
2. «В гостях у сказки».
Цель: выявить уровень музыкального-эстетического вкуса через сочинение старшими дошкольниками сказки по прослушанному произведению.
Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного музыкального произведения («Клоуны» Д.Б.Кабалевского) придумать свою удивительную историю.
Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и злого волка. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я знаю, что вы все любите цирк, поэтому сегодня предлагаю вам послушать произведение «Клоуны» Д.Б.Кабалевского и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в волшебные музыкальные звуки, а потом отразить свои мысли на рисунке. Затем каждый расскажет свою сказку по картинкам».
На основе «детских картин-сказок» исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир ребенка, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать в рисунке и рассказать словами.
Оценка результатов исследовния:
Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они и в рисунке наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.
Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, рисунок не конкретный, а «речь» их мало эмоциональная.
Низкий результат – отсутствие собственного мнения, рисунок не отражает сути, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.
3. «Море волнуется - раз…»
Цель: определить у детей способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.
Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает знакомую всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль.
Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Дети слушают произведения, а потом инсценируют их.
Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.
Оценка:
Высокая оценка ставится, если дети точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.
Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.
Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.
По такой же аналогии проводится этюд «Море волнуется» на выражение основных эмоций.
Цель: определить у детей умение произвольно выражать различные эмоциональные состояния.
Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает знакомую всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит, что в эту игру интересно будет играть и в другом варианте.
Инструкция: Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, печали, стыда) на месте замри»
Исследователь смотрит и выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.
Оценка:
Высокая оценка ставится, если дети точно передали эмоциональное состояние.
Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче эмоционального состояния: мимика показывает печаль или страх, а губы улыбаются; ребенок стеснялся.
Низкая оценка - если ребенок не верно определил заданное эмоциональное состояние, был скован в проявлении эмоций.
4. «Рисуем мысленные картины»
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.
Детям дать прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок». После прослушивания попросить мысленно нарисовать картину по произведению, рассказать с использованием в речи образных определений и сравнений.
Детям дать прослушать музыку Г.Свиридов «Метель». После прослушивания попросить мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном инструменте, самостоятельно выбрав из выставленных на столе.
Детям дать прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки». После прослушивания мысленно нарисовать картину по произведению, прохлопать и показать «цоканием» язычка.
Детям дать прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов". После прослушивания мысленно нарисовать картину по произведению и показать в элементах танца.
Детям дать прослушать музыку Е.Тиличеевой «Весёлые лягушата». После прослушивания мысленно нарисовать картину по произведению, пропеть звукоподражание, передать музыкально-игровой образ на основе самостоятельного подбора характерных движений.
Оценка:
Высокая оценка ставится, если ребенок творчески активен, самостоятелен, инициативен; быстро осмысливает задание, точно, выразительно его выполняет без помощи взрослого; у него ярко выражена эмоциональность.
Средняя оценка – если проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкая оценка - если ребенок малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Занятие «Откуда
приходят звуки» (познавательно-
ТЕМА: « ТАВЫШЛАР КАЙДАН КИЛӘ?»
МАКСАТ: БАЛАЛАРНЫ ТИКШЕРЕНУГӘ ҖӘЛЕП ИТҮ, ТИЕШЛЕ НӘТИҖӘЛӘРГӘ КИЛҮГӘ ЭТӘРҮ. ИГЪТИБАРЛЫКЛАРЫН АРТТЫРУ
ҖИҺАЗЛАНДЫРУ: - магнитофон язмасына яздырылган безне тирә яктан чолгап алган табигатьтәге тавышлар;
- тавыш дулкыннарын чыгару өчен кармак җебе;
- музыкаль өчпочмак;
- 5 – 6 дәфтәр бите;
- сизү органнарын сүрәтләгән карточкалар: танау, бармак, колак, күз, авыз.
ДӘРЕС БАРЫШЫ
Музыка җитәкчесе ( М.Җ): Балалар, менә бу шигырьне тыңлагыз әле: Сколько звуков вокруг!
Их нам слышать дано:
Это пение птиц,
Это окрик в окно.
Это дивная музыка,
Шелест листвы,
Это песня далекая,
Это я, это вы.
Сез тыңлап карагыз
Тавышлар доньясын.
Ишетеп калыгыз,
Таныгыз һәр кайсын.
Бу – кошлар тавышы,
Тамчылар тамганы,
Паровоз барышы,
Атларның чапканы.
Бу тавыш – еракта,
Монысы – бик якын…
Кем соң ул ботакта
Тукылдый ул тагын? (Тукран)
И.Амирова тәрҗемәсе.
- Хәзер мин сезгә төрле тавышлар тыңлатам. Кайсылары сезгә таныш - әйтерсез. (Магнитофон язмасыннан төрле тавышлар тыңлыйлар, шул ук вакытта билгеләп тә баралар).
М.Җ. - Тавышлар доньясы бик күп төрле. Бүгенге дәрестә тавышлар турында сөйләшербез. Тавышларны ишетергә безгә нәрсә ярдәм итә икән? Тавышлар кайдан барлыкка киләләр, ничек таралалар икән?
( балаларга төрле
сизү органнарын сүрэтләгән
М.Җ. - Менә бу сүрәтләрдә кешенең төрле сизү органнары төшерелгән. (тактага курсэтеп куярга). Балалар, кайсыгыз әйтер, шушы органнарның кайсысы безгә ишетергә ярдәм итә? (бер бала «колак» рәсемен күрсәтә). Рәсүлнең җавабы дөрес микән, әйдәгез тикшереп карыйбыз.
( Музыка куела. Балалар колакларын учлары белән бер каплап, бер ачып тыңлыйлар)
М.Җ. (нәтиҗә ясап) Күрүэбезчә, колак – ул тавышларны эләктереп алучы орган, икенче төрле итеп әйткәндә - ишетеү органы. Ә инде ишетү сәләте – слух дип атала. Слухны сакларга кирәк, чөнки кеше өчен ул бик кирәкле. Бик кискен яки көчле тавышлар ишетү өчен зарарлы. Шуңа күрә, балалар, нык итеп акырырга, башкалардан уздырырга тырышып кычкырырга ярамый.
Хәзер инде тавышларның кайдан барлыкка килүен ачыклыйбыз.
( балаларга нык итеп тартылган кармак җебе күрсәтелә)
М. Җ. Менә бу җеп, тик кенә торган чагында бернинди тавыш та чыгармый. Ләкин аңа аз гына тиеп китсәң, селкетсәң, «дулкынландырсаң»… Кем әйтә, нәрсә була шул чакта, балалар? ( тавыш чыга). Игътибар белән күзәтегез әле: тиеп китсән җеп нишли? ( дерелдәп тора, тиз-тиз генә төрле якка селкенә. Селкенүе озакка бара, кабатлана да кабатлана).
М.Җ. Дөрес күзәткәнсез! Җепнең әнә шулай селкенүе, яки чайкалуы « колебание» дип атала. Чайкалган җеп үзе селкенгәндә янындагы һаваны да селкетә. әнә шуннан тавыш килеп чыга да инде. Шуны үз кулларыгыз белән тояр өчен, тагын бер тикшерү үткәрәбез.
( 5-6 бала чакырыла. Музыкаль өчпочмакка сукканнан соң балалар куллары белән аны тотып, дерелдәп торганын тоялар, жавапларында исбатлыйлар. Тагын бер төркем балалар кәгазләр белән эксперимент үткәрәләр:аны селкеткәч тә тавыш чыкканын раслыйлар ).
М.Җ. Хәзер үзегез миңа аңлатыгыз инде, балалар, кайдан барлыкка килде соң кәгаз твышы? (селкенгән кәгаз дә янындагы һаваны селкетте, шуннан тавыш барлыкка килде).
М.Җ. Балалар, без бит үзебез дә сөйләшкән чакта тавыш чыгарабыз. Алар авазлар дип атала. Авазлар да, башка тавышлар сымак, һаваның чайкалуыннан барлыкка киләләр. Сынап карыйбызмы? Барыгыз да учларыгызны муеныгызга куегыз да, дәшеп карагыз: « А-а-а! У-у-у!» Тамагыгыз нишли? (дерелди).
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста