Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту
ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………. 10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………………………………….. 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки………………………………………………………………………. 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..…………………………………... 33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... 49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………………... 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента………………………….. 56
3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 71
М.Җ. Шулай итеп, тавыш – ул тирә якка таралган чайкалу. Без анны күрә алмыйбыз, тик ишетәбез генә. Шул тавышлар безгә бик куп кызыклы нәрсәләр турында хәбәр итәләр. Мин сезгә тагын тавышлар тыңлатам, сез әйтеп барыгыз.
(машина тавышлары, телефон һәм башка тавышлар тыңлап җавап бирәләр).
М.Җ. Ә хәзер барыбыз да басып «Кем дәште?» уенын уйнап алабыз.
МУЗЫКАЛЬ-ДИДАКТИК УЕН «КЕМ ДӘШТЕ?»
Балалар җырлап киләләр: « Синең янга барабыз,
М.Җ. Шуның белән дәресебез тәмам. Сау булыгыз!
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
К рисунку 1
…Җил уйный диңгез өстендә
Дулкынын ярга кага
Судан, тәнкә киемнәрдә
33 батыр чыга
Озын аларнын буйлары,
Төс – башлары килешкән…
Ә иң алдан – абыйлары
Черномор чыга икән…
К рисунку 2
...Бар, диләр, патша кызы
Ис киткеч чибәр үзе
Көнен кояш балкыта,
Төнен җирне яктырта.
К рисунку 3
Патша өенең алдында
Чыршы үсеп утыра.
Аның төбендә бәллүрдән
Бер бәләкәй өй тора.
Анда Тиен яши икән
Сакчылары бар аның.
Бии – бии жырлый икән,
Чикләвек вата тагын.
Чикләвекләрнең тышлары
Бары алтыннан гына
Гади түгел, ди, тошлары
Бары энҗедән генә…
Көмеш ай ялтырап тора,
Нур чәчеп маңгаенда
Йолдыз җемелдәп тора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Занятие «Знакомство с музыкальным инструментом – скрипкой»
Цель: Продолжать расширять знание детей о музыкальных инструментах. Дать новую информацию об уже известном им инструменте –скрипке. Познакомить с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре. Подробно ознакомить со строением скрипки.
В дидактической игре закрепить умение различать струнные инструменты по тембру – одному из средств музыкальной выразительности Расширять словарь детей музыкальными терминами.
Предварительная работа: договориться с преподавателем класса скрипки Детской школы искусств и назначить день совместного занятия в детском саду; повторить с детьми названия знакомых струнных инструментов, закрепить умение на слух определять их тембр.
Словарная работа: соло, ансамбль, смычок, дека, эфа, гриф, струны.
Ход занятия
На занятие пригласить педагога Детской школы искусств по классу скрипки Сафину Альфию Рязаповну и ансамбль скрипачей под ее руководством.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем слушать необыкновенную музыку. Пожалуйста, будьте внимательны, потому что вам предстоит встреча с красотой.
Слушание пьесы К.В Глюка «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (переложение для скрипки) в записи.
Кто скажет, какой звучал инструмент? У этой музыки какое настроение?
Какие чувства она у вас вызвала? (Ответы.)
Правильно, звучала скрипка. Вот она, посмотрите! (Показ иллюстрации.) Обратите внимание, как она красива и изящна. Ребята, а вы бы хотели увидеть настоящую скрипку, как и чем на ней играют, и послушать, как она звучит? (Ответы.) Тогда, самое время пригласить учительницу музыкальной школы – Сафину Альфию Рязаповну. Она сама прекрасно играет на скрипке и учит этому детей.
(входит Альфия Рязаповна, приветствует детей и все с ней здороваются)
Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы поближе хотели бы познакомиться со скрипкой, и лучше, чем вы, о ней не расскажет никто. Наши дети с удовольствием послушают ваш увлекательный рассказ о скрипке.
(Слово предоставляется Альфии Рязаповне. Ее рассказ сопровождается показом)
Альфия Рязаповна: Посмотрите на скрипку, она действительно красива и изящна: у нее тонкая «талия», плавные закругления. Вот эта верхняя доска скрипки называется верхняя дека, постарайтесь запомнить это слово – дека. А эти отверстия на верхней деке называются эфы. Давайте повторим – эфы. К корпусу прикреплен гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны.
Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка (Показ.) Смычок –это трость или древко, на который натянут конский волос. Давайте аккуратненько потрогаем и убедимся, что это настоящий конский волос.
(Дети изучают строение смычка поближе. Затем преподаватель снова продолжает свой рассказ).
Альфия Рязаповна: Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, то звук быстро угаснет. Попробуйте-ка вспомнить струнные инструменты, на которых играют при помощи медиатора или пальцев.
(Дети перечисляют: гитара, мандолина, балалайка, арфа, гусли).
Альфия Рязаповна: Молодцы, видите, как много струнных инструментов вы перечислили. А вот смычок помогает скрипке продлевать звук: его можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться. Вот посмотрите и послушайте (Показ.) Поэтому на скрипке хорошо исполнять певучие, плавные, непрерывающиеся мелодии. Не зря говорят, что скрипка поет. Тембр скрипки близок человеческому голосу. Поэтому, когда мы ее слышим, нам кажется, будто скрипка что-то рассказывает, а иногда даже плачет, как человек …
(Послушать фрагмент
«Жалобы Эвридики» со
А сейчас я хочу вам исполнить маленькую пьеску, которая называется
(на усмотрение преподавателя).
Альфия Рязаповна: Ее я буду играть одна. Такое исполнение называется соло. Итак, запомните, когда человек поет, играет на инструменте или танцует только один, называется как, ребята? (Соло.) Правильно! Послушайте, я вам сыграю соло.
Исполнение небольшой пьесы преподавателем.
Альфия Рязаповна: А вы знаете, как называется, когда несколько музыкантов, танцоров или певцов исполняют вместе? (если дети не вспомнят, напомнить и повторить – ансамбль.) Правильно! Сегодня вместе со мной к вам пришли мои воспитанницы – ансамбль скрипачей. Давайте их пригласим и попросим нам что-нибудь сыграть.
Входят девочки из ансамбля скрипачей при ДШИ под рук. Сафиной А.Р.
Альфия Рязаповна: Сейчас ансамбль скрипачей исполнит для вас пьесу (на выбор преподавателя)
Музыкальный руководитель: Нам очень понравилось, правда, ребята? Когда наши дети пойдут в школу, они тоже могут записаться в музыкальную школу и научиться также красиво играть на скрипке. А пока мы понарошку возьмем свои скрипки в руки и пойдем на полянку к зайцам, которые очень любят плясать под скрипку. Вот эта половина детей у нас будут зайки, а вот эта половина – музыканты, который умеют играть и на скрипке, и на балалайке, и на барабане. Посмотрим, под какой же инструмент больше всего нравится плясать зайкам.
Инсценирование песни «Веселый музыкант» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко)
Музыкальный руководитель: Итак, ребята, про какой инструмент мы сегодня с вами говорили? А вам понравилось звучание скрипки? Хорошо ли вы запомнили его звук? И не перепутаете с другим инструментом? (ответы детей)
Это можно проверить в игре «Узнай, что звучит». Поиграем? За ширмой спрятались музыкальные инструменты и просят вас узнать их по звучанию. Сумеем? Тогда слушайте внимательно, какой инструмент сейчас звучит.
Дидактическая игра «Узнай инструмент по тембру».
Альфия Рязаповна: Дорогие ребята! Мне понравилось, что вы очень любите музыку и много о ней знаете. Спасибо вам за приглашение! Ждем вас в нашей школе, где можно попасть в волшебный мир музыки и узнать о ней еще больше!
Музыкальный руководитель: Давайте поблагодарим Альфию Рязаповну и ее ансамбль скрипачей за интересный и увлекательный рассказ и прекрасное исполнение пьес!
(дети благодарят и прощаются.)
На этом наше занятие окончено!
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ЭКСКУРСИЯ НА ОЗЕРО «АККОШ КУЛЕ»
Программное содержание: продолжать работу по программе Р.Л.АгишевоЙ «Я - Башкортостанец», познакомить детей с уникальным природным богатством Бураевского района - озером «Аккош-Куле», познакомить с легендой озера. Закрепить знания об обитателях водоемов. Воспитывать умение восхищаться родной природой, любить и беречь ее, бережно относиться к окружающей среде.
Оборудование и подготовка. Заранее объявить детям о предстоящей экскурсии: вместе с ними подготовить баночки, ребята готовят игрушечные фотоаппараты, договориться с РОО об автобусе, напомнить оправилах поведения у воды.
ХОД ЭКСКУРСИИ
1 ЧАСТЬ
(По дороге к озеру). Прошу детей обратить внимание на окружающую обстановку: как идет дорога, куда она поворачивает, что расположено вдоль дороги, что растет по обочинам. Привлекаю внимание детей к красоте осенней природы, деревьев и кустарников.
2 ЧАСТЬ
(Возле озера «Аккош-Куле»). Останавливаемся с детьми за 20 - 30 м от озера. Прошу полюбоваться им издали. Подойдя ближе, объясняю, что это естественный водоем - большая глубокая яма, заполненная водой. Предлагаю тихо постоять на берегу и понаблюдать за водой - обнаружить. что просматривается в его толще или на поверхности.
Отделившись от детей, набираю в 3-х литровую банку воды из озера и подхожу с ним к ребятам. Обращаю внимание на чистоту воды, разливаю в маленькие баночки детей и даю возможность рассмотреть воду сквозь стекло поближе: вода чистая и прозрачная.
Затем начинаю рассказ:
- Ребята! вода в озере кристально чистая, а дно его не совсем обычное похоже на воронку, как будто сужено к середине и поэтому кажется совсем бездонным. Иногда это озеро даже называют бездонным. Но чаще всё же это озеро называют «Аккош-Куле». А хотите узнать, почему оно так называется? (ответы детей) Давайте пойдем в беседку у озера и я расскажу вам удивительную легенду об этом уникальном озере.
«Озеро «Аккош-Куле» никогда не замерзает, даже зимой. Поэтому оно стало излюбленным местом лебедей не только летом, но и зимой. Так было в давние времена, когда на земле царила человечность и доброта. Но проходили годы, и люди становились черствее и озлобленнее. Однажды нашелся человек, который посягнул на лебедей и убил одного из них. Осиротевшая лебедь не захотела улететь в теплые края одна и осталась на зиму в этом озере. Люди, видевшие печаль этой птицы, чувствовали себя виноватыми и жалели ее. А тот человек, который убил одного из лебедей, вскоре и сам трагически погиб. В народе существует такое поверье человека, посягнувшего на священную птицу-лебедя и убившего его, ждет в жизни несчастье».
Название же «Аккош-Куле» осталось, как предупреждение будущим поколениям: «Не стреляйте в белых лебедей!». Всем известно, что лебеди живут парами. В наши дни озеро «Аккош-Куле» стало символом верности молодых пар и поэтому в день свадьбы они обязательно приезжают на это озеро, чтобы бросить на счастье монетки и загадать заветные желания. Озеро известно не только в нашей республике, но и в соседних областях.
Много тайн хранит в себе это озеро: поразительно то, что на дне озера растут растения, которые встречаются только в морях и вода по своему составу ближе к морской, чем к речной. Рассказывают, что озеро питается от сильного подземного течения. Может быть, поэтому люди верят в чудодейственную силу озерной воды, и каждый проезжающий путник останавливается, чтобы полюбоваться озером, отдохнуть и испить чудесной воды и бросить монетку на счастье.
- Дети, а вы хотите загадать желание и бросить монетки в озеро? (Да!) (раздаю детям монетки и они, загадав желание, бросают их в озеро) Время от времени напоминаю детям, что у них есть фотоаппараты, и что они могут сфотографировать интересные явления. Затем вместе с детьми осматриваем берега: прислушиваемся к звукам окружающей природы, обращаем внимание на растительность. В заключение обращаю внимание на состояние окружающей местности (чисто или захламлено), объясняю, почему вредны грязь, мусор и как замечательно, когда вода и берега чистые. Прошу ребят посмотреть, не оставили ли случайно мусор. Предлагаю попрощаться с озером, высказать ему добрые слова, хорошие пожелания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Задания на выявление музыкальных способностей детей
1. «Музыкальный разговор»
Цель: Придание импровизации характера оживленного, радостного или грустного разговора. Сравнить мелодию с разговором людей, которые шутят, радуются, и определить, каким будет ее характер.
Методический прием: Педагог обращается поочередно к каждому ребенку, помогает найти подходящую для ответа интонацию. Для начала «разговора» использовать первые такты «Вальса-шутки» Д. Шостаковича. Грустный и печальный разговор напомнить пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы», провести беседу об игрушках. Представить, что любимая кукла заболела, и предположить, какой в этом случае должна быть мелодия.
2. Музыкальный спектакль «Мои игрушки»
Цель: Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию) .
Методический прием: Дети по очереди поют песни игрушкам: радостную мелодию (новая игрушка, красивая кукла) и тревожную, печальную, жалобную (кукла заболела, машинка сломалась).
Информация о работе Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста