Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа
Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства
Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры
1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры
2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»
Кафедра изобразительного искусства и технологий
Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству
Дипломный проект
Составитель: Макарова Екатерина
Владимировна,
специальности 050603
«Изобразительное искусство и черчение»
Красноуфимск
2010 г.
Содержание
Введение. |
3 |
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры |
|
1.1. Направления современного искусства и их особенности |
8 |
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях |
22 |
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры |
26 |
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры |
|
2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста |
35 |
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства |
42 |
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре |
65 |
Заключение |
73 |
Список литературы |
76 |
Приложение |
80 |
Введение.
Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства [31, С. 1].
Образовательные учреждения являются важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, развитие общества.
В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, быть достойным преемником сложившихся и развивающихся культурных традиций.
Художественная концепция любой культуры - это способ выражения мировоззрения и мироощущения людей, живущих в данную эпоху. Таким образом, рассмотрение эстетического идеала напрямую выводит на основополагающие принципы культуры, которые в свою очередь формируют и исторические, и культурные процессы. Существует представление, что каждая культура подобна личности, имеющей свое лицо, свой характер.
Важным компонентом формирования целостной картины мира у обучающихся представляется курс мировой художественной культуры. Именно на занятиях этого предмета перед ними раскрываются особенности развития культуры в тот или иной период. Авторы программ по данному предмету обращаются к событиям, отношение к которым уже сформировалось. Но большинство современных программ стороной обходят ту часть искусства, которая ближе всех к нам по времени- ХХ- начало XXI веков. Термин «современное искусство», в общем, относится к искусству, которое существует в данный момент. Использование прилагательного «современный» для определения периода в истории искусств частично вызвано отсутствием какой-либо особой или превалирующей школы, признанной творцами произведений, искусствоведами и критиками.
При включении в образовательный процесс по мировой художественной культуре раздела, посвященного этому периоду, необходимо продумывать и формы занятий, отличающиеся особым творческим подходом. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок - спектакль, урок - праздник, урок - экскурсию, видеоурок и т.д., которые требуют особой подготовки и определенных условий для реализации.
Противоречие:
Проблема: как обеспечить приобщение обучающихся к современному искусству посредством нетрадиционных форм занятий по мировой художественной культуре.
Тема: Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству.
Объект: процесс организации учебно-познавательной деятельности с обучающимися на занятиях мировой художественной культуры.
Предмет: нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству.
Цель: разработка и апробация методического обеспечения нетрадиционных форм занятий по мировой художественной по приобщению обучающихся к современному искусству.
Задачи:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
При выполнении выпускной квалификационной работы опирались на следующие информационные источники: изучили и проанализировали программы по МХК различных авторов, энциклопедии по искусству, труды ученых- психологов и педагогов (Выготский Л.С., Пидкасистый П.И., Селевко Г.К. ), искусствоведов (Ильина Т.В., Алпатов И.. Полевой В.М., Эренгросс Б.А., Рози Диккинс и др.), методистов (Предтеченская Л.М., Химик Т.Я., Солодовников Ю.А., Пешикова Л.П.).
Работая над дипломным проектом, использовали следующие понятия и термины:
Искусство - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности[19, С.10].
Изобразительное искусство- комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия.
Культура - (от лат. сultura- возделывание, обрабатывание) в широком смысле – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличии от явлений природы; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы.
Мирова́я худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском школьном образовании учебный предмет в школе, изучающий основы художественной культуры.
Формы учебных занятий – формы организации обучения конкретному предмету в школьных условиях. В методике обучения истории существуют противоположные мнения: 1) урок является основной формой или 2) одной из них, наряду с лекциями, семинарами, практическими занятиями, экскурсиями и т.д. Каждая форма учебного занятия также как урок может быть разделена на виды по дидактическим целям, структуре занятия, источникам и способам обучения школьников.
Нетрадиционные формы занятий - дополняют традиционные уроки, расширяют представления учащихся; выступают средством повышения интереса и активности школьников; отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
Юность — период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются 14 – 18 лет.
Художественное направление – это исторически сложившаяся общность художественных явлений, характерная для определенных эпох или творчества художников, объединенных относительным единством идейно – эстетических принципов художественного воспроизведения действительности [12,С.35].
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному
искусству на занятиях мировой художественной культуры.
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно.
Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Классифицируя искусства один из культурологов Кравченко А.И. [32, С.189] берет за основу пространственно- временные отношения и делит все искусства на пространственные (изобразительное искусство, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино). Классификация может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное отражение явлений действительности, отсюда деление искусства на изобразительные и неизобразительные; зрелищные и незрелищные; простые и синтетические.
Искусство выполняет незаменимую и значимую функцию, участвуя в социализации личности, введении её в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно конструированный опыт, выстроенный на основе воображаемых образов и коллизий.