Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Содержание работы

Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры

1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры

2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Развитое художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов позволяет современному человеку:

  • "прочитать" скрытый смысл, не проявленный в форме выражения;
  • сформировать критическое восприятие информационного потока, позволяющее вычленить наиболее личностно значимое;
  • адекватно понимать язык искусства (в том числе и современного); современное искусство (музыка, визуальные искусства, вплоть до видеоискусства и мультимедиапродуктов) опирается на предшествующий опыт, на сформированный язык (необходимо видеть и чувствовать эту корневую связь);
  • творчески моделировать ситуацию (предметную среду, процесс).

Использование  медиатехнологий на занятиях МХК открывает новые возможности. Большую роль на занятиях играет просмотр видеофильмов, презентаций которые в настоящее время можно не только приобрести в магазине, но и самостоятельно создать с помощью современной техники.

По данным исследования 90% информации мы получаем через зрение, 10% - через слух. Стало быть, передача учащимся учебного материала, который основывается на слуховом восприятии, - менее эффективна, чем – на зрительном восприятии. Включение большого числа органов чувств в восприятие информации способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Огромные резервы в усвоении учащимися материала заключаются в переориентации передаваемых знаний со слухового его восприятия на зрительное. Опорные конспекты или карточки включают в себя весь передаваемый на занятиях видеоряд. По опорным конспектам учащиеся следят за излагаемым материалом, затем отвечают на вопросы, заданные перед презентацией. Работа с тетрадью закрепляет знания, полученные при просмотре презентации. Так как основная информация содержится в рабочей тетради, презентация является дополнением к ней. Самостоятельная работа учащихся может выполняться в кабинете, в библиотеке, в музее, в домашней обстановке.

Эффективно помогают разобраться в сложном мире направлений современного искусства классификационные схемы, которые помогают систематизировать представления о стилевых направлениях и течениях , сложившихся на протяжении ХХ века и продолжающих своё развитие в настоящее время (см. Приложение №  ).

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс приобщения к искусству на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

Приобщение к искусству требует обязательного наличия видеоряда, а приобщение к современному искусству диктует и логичное использование современных средств демонстрации этого видеоряда.

Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;
  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа дают учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью педагога становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через работу с информационными источниками самих учащихся. Для этого в образовательном процессе планируется активное использование словарей, справочников, энциклопедий, связанных тематически и содержательно с особенностями современного искусства. Предполагается в кабинете наличие периодически издаваемой газеты «Искусство», в которой помещаются богато иллюстрированные статьи об искусстве, его мастерах, работающих в различных видах и жанрах, и, конечно, поднимаются проблемы развития современного искусства.

Таким образом, наполнение образовательного процесса  оптимальным по содержанию и оформлению методическим обеспечением и с учетом возрастных особенностей подростков позволит создать условия для приобщению учащихся к современному искусству.

 

2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства

Педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на формирование разносторонне развитой, полноценной, творчески активной личности, способной понимать явления окружающей действительности, ценить искусство.

Государственная аттестационная практика была пройдена в МОУ ДОД Дом детского творчества в 4 классах (обучающиеся 12-15 лет) художественной школы  под руководством  Лысковой Светланы Викторовны.

Основной проблемой была выбрана: как эффективно организовать нетрадиционные занятия по мировой художественной культуре для приобщения учащихся к современному искусству.

Для этого было разработано методическое обеспечение занятий, состоящее из следующих компонентов:

  • Рабочая программа (фрагмент);
  • Разработки конспектов к занятиям («Что такое современное искусство?», «Армия мусорных людей», «Жизнь маленьких вещей…», «Инсталляция»);
  • Презентации в программе PowerPoint;
  • Таблицы («Направления в современном искусстве», «Классификация нетрадиционных форм занятий»)
  • Буклеты к занятиям;
  • Методические рекомендации к подготовке и проведению нетрадиционных занятий по приобщению учащихся к современному искусству (брошюра);
  • Понятийный словарь терминов современного искусства;
  • Диагностический инструментарий;
  • Матрицы оценки деятельности обучающихся при реализации занятий.

Целью педагогической деятельности явилось создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о современном искусстве и приобщение к нему через нетрадиционные формы занятий.

С учетом компетентностного подхода, трехуровневой иерархии компетенций (ключевые, общепредметные, предметные) были определены требования к уровню образованности обучающихся относительно решаемой проблемы

Ключевые компетенции

- Ценностно-смысловая компетенция (способность видеть и понимать произведения современного искусства, ориентироваться в нем, умение выбрать целевые и смысловые установки для своих действий, способность эстетически воспринимать и оценивать новые художественные явления).

- Учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной художественно-познавательной деятельности; умение ставить перед собой конкретные художественно-познавательные задачи, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою творческую деятельность).

- Информационная компетенция (умение  самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию из искусствоведческой, специальной литературы).

- Коммуникативная компетенция (навыки  работы в группе, микрогруппе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Предметные  компетенции:

          - знание основных понятий современного искусства;

- умение грамотно выражать свои мысли, умение защищать творческие проекты;

- знание особенностей творческого метода современных художников;

- умение создавать художественно-выразительные образы; подчинить предложенные средства и материалы собственному замыслу, поставленной художественно-образной задаче;

- умение самостоятельно проводить  анализ произведений современного искусства, относя их к тому или иному художественному направлению.

Искусство в курсе мировой художественное культуре рассматривается как:

    • уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности;
    • пространство, в котором ученик получает возможность культурной самоидентификации, обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.

Принципы отбора произведения на занятия по мировой художественной культуре:

    • отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса, целями и задачами конкретного занятия с учетом их адекватности возрасту и общему культурному уровню обучающихся;
    • произведения, предлагаемые ученикам для изучения, должны отличаться неоднозначностью, наличием проблем, обсуждение которых «провоцирует» дискуссию;
    • количество произведений, рассматриваемых на уроке, зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса.

Принципы изучения произведений искусства:

    1. Принцип относительной суверенности. Искусство рассматривается как суверенная область духовной жизни человека. Различные виды и направления искусства рассматриваются и воспринимаются как относительно суверенные, каждый из видов обладает собственным художественным языком, специфическими приемами создания художественного образа. Относительность заключается в том, что построение художественного образа в разных видах и направлениях искусства строиться по сходным моделям.
    2. Принцип единства познавательного и эмоционального. Освоение пластов культуры через их «проживание» и сопереживание (выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведения).
    3. Личностный принцип. Восприятие произведений искусства зависит от личности человека (его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпевать существенные изменения в процессе общения с культурными ценностями. Преподаватель не навязывает готовых оценок, категоричных утверждений, однозначных трактовок, «правильных» ответов, равно как и не подводит мнения учеников к «общему знаменателю».
    4. Принцип наглядности. Формирование собственного мнения и отношения к произведению возможно только при общении с ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, размышления.

Обязательные структурные элементы анализа художественного произведения:

  1. Что вижу/слышу/читаю в произведении.
  2. Какое впечатление на меня производит то, что я вижу/слышу/ читаю в произведении.
  3. Есть ли у произведения автор(ы). Какое место занимает это произведение в его/их творчестве.
  4. Можно ли это произведение отнести к какому-либо стилю, направлению, течению. Какие особенности этого стиля, направления, течения можно увидеть в этом произведении.
  5. Когда было создано это произведение. Какие черты эпохи создания отразились в произведении. Что рассказывает произведение о времени своего создания.
  6. Какое место занимает произведение в истории мировой культуры. Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства. Какова сегодняшняя жизнь этого произведения.

Апробация фрагмента рабочей программы по теме «Современное искусство»   проходило в рамках курса мировой художественной культуры в МОУ ДОД Дом детского творчества в течение 5 занятий:

  1. «Что такое современное искусство?»
  2. «Армия мусорных людей»
  3. «Жизнь маленьких вещей…»

4-5. «Инсталляция»

Эти занятия проводились блочно, так как их содержание, характер практической творческой деятельности находятся в определенной логической последовательности. Данные занятия позволяют обучающимся создать целостное представлении о современном искусстве, о его разнообразии и постоянном развитии.

Л.С. Выготский предупреждал: «если вы хотите вызвать у  ученика нужные вам формы поведении, всегда позаботьтесь о том, что бы реакции оставляли эмоциональный след в ученике» [6, С.113]. Предложенная серия занятий представлена в различных нетрадиционных формах, таких как: занятие – эссе, занятие «виртуальная экскурсия в творческую мастерскую художника», занятие- фотоателье и занятие  творческая мастерская

 Разнообразие видов учебных  занятий не случайно, все они дополняют друг друга и обеспечивают последовательность, логику в изучении данной темы.

Своеобразие занятий по теме «Современное искусство» выражается в преобладании творческих задач над учебными, в восприятии всего окружающего мира через изучение современных тенденций в искусстве.

Апробация серии уроков по теме «Современное искусство» проходила под руководством учителя по мировой художественной культуре и изобразительному искусству Лысковой Светланы Викторовны, педагога высшей квалификационной категории. В своей педагогической деятельности преподаватель руководствуется типовыми учебными программами по мировой художественной культуре, авторами которых являются Сокольниковой Н. М. и Предтеченская Л. М.

Информация о работе Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству