Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа
Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства
Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры
1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры
2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы
Развитое художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов позволяет современному человеку:
Использование медиатехнологий на занятиях МХК открывает новые возможности. Большую роль на занятиях играет просмотр видеофильмов, презентаций которые в настоящее время можно не только приобрести в магазине, но и самостоятельно создать с помощью современной техники.
По данным исследования 90% информации мы получаем через зрение, 10% - через слух. Стало быть, передача учащимся учебного материала, который основывается на слуховом восприятии, - менее эффективна, чем – на зрительном восприятии. Включение большого числа органов чувств в восприятие информации способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Огромные резервы в усвоении учащимися материала заключаются в переориентации передаваемых знаний со слухового его восприятия на зрительное. Опорные конспекты или карточки включают в себя весь передаваемый на занятиях видеоряд. По опорным конспектам учащиеся следят за излагаемым материалом, затем отвечают на вопросы, заданные перед презентацией. Работа с тетрадью закрепляет знания, полученные при просмотре презентации. Так как основная информация содержится в рабочей тетради, презентация является дополнением к ней. Самостоятельная работа учащихся может выполняться в кабинете, в библиотеке, в музее, в домашней обстановке.
Эффективно помогают разобраться в сложном мире направлений современного искусства классификационные схемы, которые помогают систематизировать представления о стилевых направлениях и течениях , сложившихся на протяжении ХХ века и продолжающих своё развитие в настоящее время (см. Приложение № ).
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс приобщения к искусству на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
Приобщение к искусству требует обязательного наличия видеоряда, а приобщение к современному искусству диктует и логичное использование современных средств демонстрации этого видеоряда.
Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:
Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью педагога становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через работу с информационными источниками самих учащихся. Для этого в образовательном процессе планируется активное использование словарей, справочников, энциклопедий, связанных тематически и содержательно с особенностями современного искусства. Предполагается в кабинете наличие периодически издаваемой газеты «Искусство», в которой помещаются богато иллюстрированные статьи об искусстве, его мастерах, работающих в различных видах и жанрах, и, конечно, поднимаются проблемы развития современного искусства.
Таким образом, наполнение образовательного процесса оптимальным по содержанию и оформлению методическим обеспечением и с учетом возрастных особенностей подростков позволит создать условия для приобщению учащихся к современному искусству.
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
Педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на формирование разносторонне развитой, полноценной, творчески активной личности, способной понимать явления окружающей действительности, ценить искусство.
Государственная аттестационная практика была пройдена в МОУ ДОД Дом детского творчества в 4 классах (обучающиеся 12-15 лет) художественной школы под руководством Лысковой Светланы Викторовны.
Основной проблемой была выбрана: как эффективно организовать нетрадиционные занятия по мировой художественной культуре для приобщения учащихся к современному искусству.
Для этого было разработано методическое обеспечение занятий, состоящее из следующих компонентов:
Целью педагогической деятельности явилось создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о современном искусстве и приобщение к нему через нетрадиционные формы занятий.
С учетом компетентностного подхода, трехуровневой иерархии компетенций (ключевые, общепредметные, предметные) были определены требования к уровню образованности обучающихся относительно решаемой проблемы
Ключевые компетенции
- Ценностно-смысловая
- Учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной художественно-познавательной деятельности; умение ставить перед собой конкретные художественно-познавательные задачи, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою творческую деятельность).
- Информационная компетенция (умение самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию из искусствоведческой, специальной литературы).
- Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, микрогруппе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Предметные компетенции:
- знание основных понятий современного искусства;
- умение грамотно выражать свои мысли, умение защищать творческие проекты;
- знание особенностей творческог
- умение создавать художественно-выразительные образы; подчинить предложенные средства и материалы собственному замыслу, поставленной художественно-образной задаче;
- умение самостоятельно
Искусство в курсе мировой художественное культуре рассматривается как:
Принципы отбора произведения на занятия по мировой художественной культуре:
Принципы изучения произведений искусства:
Обязательные структурные элементы анализа художественного произведения:
Апробация фрагмента рабочей программы по теме «Современное искусство» проходило в рамках курса мировой художественной культуры в МОУ ДОД Дом детского творчества в течение 5 занятий:
4-5. «Инсталляция»
Эти занятия проводились блочно, так как их содержание, характер практической творческой деятельности находятся в определенной логической последовательности. Данные занятия позволяют обучающимся создать целостное представлении о современном искусстве, о его разнообразии и постоянном развитии.
Л.С. Выготский предупреждал: «если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведении, всегда позаботьтесь о том, что бы реакции оставляли эмоциональный след в ученике» [6, С.113]. Предложенная серия занятий представлена в различных нетрадиционных формах, таких как: занятие – эссе, занятие «виртуальная экскурсия в творческую мастерскую художника», занятие- фотоателье и занятие творческая мастерская
Разнообразие видов учебных занятий не случайно, все они дополняют друг друга и обеспечивают последовательность, логику в изучении данной темы.
Своеобразие занятий по теме «Современное искусство» выражается в преобладании творческих задач над учебными, в восприятии всего окружающего мира через изучение современных тенденций в искусстве.
Апробация серии уроков по теме «Современное искусство» проходила под руководством учителя по мировой художественной культуре и изобразительному искусству Лысковой Светланы Викторовны, педагога высшей квалификационной категории. В своей педагогической деятельности преподаватель руководствуется типовыми учебными программами по мировой художественной культуре, авторами которых являются Сокольниковой Н. М. и Предтеченская Л. М.