Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа
Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства
Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры
1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры
2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы
Педагогическая цель программы – приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно – нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нем через общение с искусством «активно-мыслящего мировоззрения». Содержание в данной программе раздела о современном искусстве частично устарело, хотя Предтеченская предлагает обзорное знакомство с искусством СССР (50 – 80г.г. 20 века), но за последние десятилетия появились новые точки зрения и сложились новые взгляды на понятие «современное искусство».
Программа Баклановой Т. И., Сокольниковой Н. М. «Мировая художественная культура. 5-9 класс» [4, С.6] предполагает первоначальное знакомство школьников с мировой художественной культурой. Содержание программы охватывает наиболее яркие стороны художественной культуры России и некоторых других стран мира, лучшие традиции которых служат своего рода ориентирами в современном мировом художественном пространстве. Авторы предполагают знакомство с современными тенденциями взаимовлияния и взаимопроникновения художественных культур разных народов и стран, связанные с новыми информационными технологиями, с многообразием течений, направлений и творческих поисков в современной мировой художественной культуре, но большее внимание уделяется изобразительному искусству, при этом предлагается знакомство с произведениями, созданными в первые две трети двадцатого века.
Такую же ситуацию мы наблюдаем в программах Картавцевой М.И., Чернышева И.С[17,С.5]., Маранцмана В.Г.[21,С.12] , хотя они рассчитаны на преподавание мировой художественной культуры в 10 - 11 классах, когда учащиеся уже абсолютно осознанно могут выразить свое ценностное отношение к наблюдаемым явлениям, в частности к произведениям современных мастеров искусства.
Актуальным источником для педагогов, поставивших перед собой задачу приобщения учащихся к современному искусству, является учебное пособие «Мировая художественная культура. Конец 19- 20 век» [29, С.36]. Автор - Татьяна Леонардовна Ойстрах- Демидова- доцент кафедры культурологи Минского государственного лингвистического университета, рассматривает проблемные вопросы, связанные с зарождением и развитием авангардного искусства в первой половине 20 века, анализирует основные авангардные течения от фовизма до сюрреализма, творчество ведущих мастеров. В пособии дается обширный культурологический и искусствоведческий материал, позволяющий осмыслить и проанализировать пути развития современного искусства. Также предлагаются вопросы для обсуждения к каждой теме, вопросы для контроля и самостоятельной работы, творческие задания.
Для приобщения обучающихся к современному искусству также наиболее подходят программы Солодовникова Ю.А.[29,С.15], Хорошенковой А.В.[32,С.9], так как в них рассматривается развитие искусства вплоть до 90- х годов 20 века.
Из всего вышеперечисленного следует, что вопросы приобщения к современному искусству, несмотря на актуальность его изучения, не рассматриваются авторами программ по мировой художественной культуре в достаточной степени. Это объяснимо тем, что 20 и начало 21- века дали человечеству такое количество направлений и течений в искусстве, что очень трудно составить общее представление об этом периоде. И нам остается только задать вопрос: «Какие формы организации занятий по мировой художественной культуре будут более оптимальны в процессе познания и приобщения обучающихся к особенностям и специфике современного искусства?».
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Урок, как форма организации образовательного процесса, прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения.
В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки-исследования. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут два-три учителя. Мировая художественная культура по сути своей и специфике- интегративный предмет, поэтому такие занятия будут логично вписываться в общую рабочую программу. Однако, если они проводятся на известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях.
Если они заканчиваются описанием памятников культуры, то это – уроки получения новых знаний, а если учитель распределяет роли учащихся по “специальностям”, экскурсоводов, мастеров искусства, туристов и др., учит описывать свои впечатления от увиденного и услышанного, то это скорее уроки формирования новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу нетрадиционных.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Сравним традиционный и нетрадиционный уроки, придерживаясь характеристики, данной Селевко Г.К. [20, С. 57 ]
Таблица 1
Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа |
Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик” |
Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик” |
Содержательная часть | ||
Цели |
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами |
Развитие личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер |
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
Процессуальная часть | ||
Организация учебного процесса |
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование |
|
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение |
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование |
Методы и формы работы учителя |
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников |
Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала |
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках |
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
Диагностика учебного процесса |
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся |
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
Таблица 2
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа |
Недостатки: |
Достоинства: |
Содержательная часть | ||
Цели |
Достоинства: формирование знаний, умений и навыков |
Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность |
Достоинства:
более глубокое
изучение учебного материала. |
Процессуальная часть |
Достоинства:
четкая структура
урока. |
Достоинства:
внутренние источники
мотивации, опора на самоуправляющие механизмы
личности. |
Организация учебного процесса |
Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления |
Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления |
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя |
Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя |
Методы и формы работы учителя |
Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками |
Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала. Диагностика учебного процесса |
Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения Недостатки: слабая обратная связь |
Достоинства: сильная обратная связь Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов |
Рассмотрим основные группы нетрадиционных уроков:
1. Уроки с измененными способами организации
Урок-лекция “Парадокс”. Лекция-обзор. Защита знаний. Защита идей. Урок вдвоем. Урок - встреча. Урок взаимоконтроля. Урок творческого применения.
2. Уроки, опирающиеся на фантазию
Урок-инструктаж. Урок-сказка. Урок творчества. Урок- творческий отчет. Урок-сочинение. Урок-осмотр выставки. Урок-вернисаж. Театрализованный урок (Спектакль, салон, сказка, студия, сюрприз). Урок- психодрама. Урок имитационного моделирования. Урок диалога культур.
3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ.
Урок-экскурсия.
Виды: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основной дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых тем: вводные, предварительные, текущие, сопровождающие итоговые или заключительные; комплексные.
Формы: исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино, телеэкскурсии. Уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии. Урок – заочная экскурсия. Урок-комплексная экскурсия. Урок-экспедиция. Урок-защита туристических проектов.
Урок-выпуск “живой” газеты. Путешествие в прошлое (в будущее). Заочное путешествие по стране.
4. Уроки с игровой состязательной основой
Урок-игровая технология. Урок с дидактической игрой. Виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Урок-ролевая игра. Виды: имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия), ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации), условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов).
Формы: воображаемые путешествия. Дискуссии на основе распределения ролей. Пресс-конференции. Урок-игра “Придумай проект”. Урок-проверочный кроссворд. Урок в форме “Лото”. Обобщающие уроки “Лото”. Урок “Домино”. Урок-соревнование. Урок-игра (обсуждение). Урок-турнир. Урок-блиц-турнир. Урок типа “Следствие ведут знатоки”. Урок-игра “Клуб знатоков”.
Урок-деловая игра. Виды: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Урок-КВН. Игра-обобщение. “Что? Где? Когда?” Урок “Что? Где? Как?” Урок-эстафета. Урок-путешествие (виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры). Урок изобретательства или защиты ученических проектов. Урок “Погоня за пятерками”. Урок “Час воспоминаний или встреча с прошлым”.