Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Содержание работы

Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры

1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры

2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Урок-игра “Морской бой”. Урок – учебный бой. Урок – игра “Кто лучше знает и помнит”. Урок-игра “Восхождение”. Урок “Счастливый промысел”. Урок-игра “Крестики – нолики”. Обобщающий урок – викторина. Урок-состязание. Урок-конкурс. Урок “Погружения в древность”. Игры-тренинги. “Звездный час”. Обобщающий урок-защита. “Поле чудес”.

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

Урок – общественный смотр знаний. Урок-семинар. Урок-семинар в игровой форме. Итоговое собеседование. Урок зачет. Урок-групповой зачет. Урок-беседа. Урок-консультация (виды: тематические и целевые (уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.)... Урок-практикум. Урок моделирования.

6. Уроки, основанные на оригинальной  организации учебного материала.

Урок взаимообучения. Уроки, которые ведут ученики. Урок “Эврика”. Урок-размышление. Урок-обозрение. Урок-решение. Урок-аннотация. Урок-монолог. Урок памяти. Урок открытых мыслей. Урок “Линия самореализации”. Урок “Мой поэт”. Урок осмысления жанра эссе. Урок-панорама. Урок открытого письма. Урок-устный журнал. Философский урок. Урок жизни. Урок-заказ. Урок-диалог. Урок отрицания. Урок портрет (виды: “урок-монтаж”, “урок-представление”). Урок любви.

7. Уроки по аналогии с организованными событиями

Урок-аукцион. Урок-ярмарка. Урок-конференция. Урок пресс-конференция. Урок -защита диссертации. Урок-юбилей. Урок-суд. Тематический урок. Урок-“редакция”. Конференция-диспут. Урок-конференция с целью профориентации. Урок-“бенефис”. Урок-посвящение. Урок-медицинский консилиум. Урок-концерт.

8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности

Урок-исследование. Урок-исследовательское занятие. Урок-интервью. Урок-диспут. Урок-дискуссия (виды: диалоги, групповые, массовые дискуссии). Урок-структурированная дискуссия. Урок-проблемно-проектная дискуссия. Урок-экспертиза. Урок-регламентированная дискуссия. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Урок-командная дискуссия (дебаты). Урок-парная дискуссия (“вертушка”). Дискуссия – “круглый стол”. Урок-киностудия. Урок-“мозговая атака”. Урок-“мозговая атака 66” (по Д. Филипсу). Урок-“мозговой штурм”. Урок-“Двойное кольцо Сократа”.

Как отличить нестандартное занятие от обычного, традиционного, какова его специфика?

Нетрадиционное или нестандартное занятие выходит за рамки традиционного. Оно несёт в себе элементы нового, рассчитано на совместную взаимообогащающую работу учителя и обучающихся.

Его отличает:

  • изменение временных рамок;
  • место проведения;
  • использование внепрограммного материала;
  • организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством студентов;
  • привлечение для организации занятия людей разных профессий;
  • создание эмоционального подъёма учащихся, ситуации успеха;
  • обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения;
  • обязательное планирование нетрадиционного занятия заранее ;
  • обязательное чёткое определение темы, целей и задач занятия;
  • выступление учителя в период подготовки занятия в качестве консультанта;
  • спецификой является и то, что творчество учащихся направлено не на идею развлечения, а на идею познания, развития их.

Готовой методики, рецепта для проведения занятия в нетрадиционной форме нет и быть не может. В каждом конкретном случае учитель и  учащиеся определяют методику сами. Для этого учитывают формулировку темы; специфику дисциплины; дидактические цели (ознакомление с новым, повторение, закрепление, обобщение и т. д.) занятия; степень подготовки обучающихся к восприятию выбранной темы; уровень познавательной деятельности студентов; их интерес к  данной дисциплине и теме; уровень педагогического мастерства педагога; учебно-методическое оснащение занятия. При этом, если речь будет идти о таких нетрадиционных занятиях как «Занятие – аукцион», «Занятие – галерея», «Занятие – «Мастерская» и т. п., в определении методики надо идти от самого понятия «аукцион», «мастерская» и «галерея». Для чего – ознакомиться по специальной справочной литературе со смысловым понятием каждого слова. Найти технологию организации как аукциона, так и мастерской, галереи и т.п.; познакомиться с внешним оформлением, атрибутикой, символами, ритуалами проведения данных мероприятий в жизни. И по возможности отразить всё это в подготовке и проведении нестандартного занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения к предмету
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
  • развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

При всем многообразии нетрадиционных форм занятий по мировой художественной культуры учителю бывает сложно сориентироваться, какое из них будет более эффективным при  изучении той или иной темы, поэтому практическое апробирование  различных форм будет логичным выходом решения этой проблемы. При этом необходимо гармонично сочетать не только форму и содержание, но и в целом комплексное методическое обеспечение занятий такого типа. Теоретические познания об эффективности реализации нетрадиционных форм занятий по мировой художественной культуре недостаточны для определения их эффективности в приобщении обучающихся к современному искусству, поэтому необходимо рассмотреть их практическое апробирование на уровне определенного образовательного учреждения, реализуемой программы и возраста обучающихся.

 

 

 

Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры

2.1. Обоснование  разработки  методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста.

Мировая художественная культура – один из сравнительно молодых предметов в школе. Его положение среди традиционно «важных» дисциплин до сих пор неустойчиво. Место предмета строго не зафиксировано, притом, что обязательным он становится только в 10-11-х классах, поэтому многие учащиеся, заканчивающие свое образование в школе после 9 класса лишены возможности приобщения к миру художественной культуры.

Проблема выборов форм, методов и приемов обучения для любого учебного курса обусловлена, прежде всего, содержанием предмета изучения, воспитательными и дидактическими целями, возрастными особенностями учащихся и многими другими причинами.

Особенностью деятельности преподавателя мировой художественной культуры является ее направленность на развитие человеческих, личностных качеств учащихся, повышение их культурного уровня путем изучения искусства, мировой и отечественной художественной культуры в целом, обеспечивающих развитие социальной компетентности обучающихся,  но успех образовательного процесса также зависит от знания закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

Следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?  

Для подросткового возраста характерен резкий рост рефлексии (отражение внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение потребности в самораскрытии. Нетрадиционные формы занятий помогают выйти на менее официальный уровень общения по рассматриваемым вопросам на уровне «Учитель- ученик», а на занятиях по мировой художественной культуре к этому диалогу приобщается и третий участник «искусство».

Внутренний мир подростка очень хрупок, является для него некоторым интимным таинством. Отсюда вытекает выраженная защита подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Подросток должен иметь возможность говорить с взрослыми людьми о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Взрослые вправе думать по ряду вопросу по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано.

Как было сказано выше, современное искусство сложно для понимания и восприятия даже людьми, которые в этой области является профессионалами- искусствоведами, критиками искусства. Учителя мировой художественной культуры (и предметов, интегративно и неразрывно связанных с этой дисциплиной: литературы, музыки, изобразительного искусства) часто обходят стороной вопросы приобщения подростков к современному искусству, так как не всегда могут показать уникальность явлений, которые происходят в последние десятилетия в развитии культуры. Оценка им будет дана позже, когда пройдет определенное время для более пристального взгляда. Понятие «современное искусство» не исчезнет из истории, хотя его содержательное и формальное наполнение будет постоянно меняться. 

При планировании и разработке методического обеспечения нетрадиционных форм занятий по МХК также необходимо учитывать особенности развития детей подросткового возраста в плане ведущей социально-значимой деятельности, средством реализации которой служат:  

  • учение;
  • общение;
  • общественно-полезная деятельность.

Центральные новообразования:  

  • абстрактное мышление;  
  • переоценка ценностей;
  • устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые  от случайных влияний;
  • самосознание – подросток начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их, как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности.

Эти особенности ярко могут проявиться в процессе  приобщения подростков к современному искусству, поэтому  необходимо тщательно продумывать не только выбор форм и содержания занятий, но и их методическое обеспечение.

Утверждение новых подходов к методике преподавания мировой художественной культуры неизбежно ставит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

Для апробирования на преддипломной практике проблемы, заявленной в качестве дипломного проекта, было разработано следующее методическое обеспечение: фрагмент рабочей программы, конспекты занятий, презентации к занятиям в программе PowerPoint, таблицы «Направления в современном искусстве», буклеты к занятиям, брошюра «Методические рекомендации к подготовке и проведению нетрадиционных занятий по приобщению учащихся к современному искусству», понятийный словарь терминов современного искусства, диагностический инструментарий, матрицы оценки деятельности учащихся при реализации занятий.

На современном этапе развития школьного образования активно обсуждается вопрос о его новом качестве, необходимости не сообщения учащимся определенного объема знаний, а организации процесса приобщения ребенка к огромному, веками накопленному человечеством ценностному опыту. Педагогика из “дидактической” становится “динамической”, способствующей развитию самостоятельного и творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности. Таким образом, доминантой в обучении становится формирование опыта творческой деятельности и развитие эмоционально-ценностного мира личности ребенка. На первый план выдвигается не обезличенное знание, а личностно значимое, открывающее путь к освоению чужого опыта и стимулирующее собственное творчество.

Одной из важных тенденций развития культуры ХХI века является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин "клиповое мышление". Наиболее массовым источником информации становится телевидение, при помощи которого современный человек узнает обо всем на свете, в том числе об искусстве. Специфика подачи телевизионной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза осуществляется непосредственно в сознании человека. Поэтому возрастает роль способности человека к синтезу, к обобщению. Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно.

Именно эти способности развиваются у человека, прежде всего, за счет предметов эстетического цикла. Как никогда возрастает роль предметов культурологического цикла.

Итог освоения одного из этих предметов- МХК - развитое художественное воображение; способность к адекватному восприятию произведений искусства при помощи освоения языка искусства (в том числе терпимость к разным культурам, к так называемым "непонятным" произведениям искусства), сформированные навыки художественно-практической деятельности; способность к анализу и синтезу, умение обобщать и видеть целостную картину мира в его многоцветии и многозвучии звуко-пластических образов.

Информация о работе Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству