Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Содержание работы

Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры

1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры

2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Занятия по проблеме исследования проводились в кабинете мировой художественной культуры. Кабинет оснащен учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по мировой художественной культуре. В кабинете имеется обширный информационных фонд, состоящий из различных медиаматериалов (презентации, искусствоведческие кинофильмы, видео ролики и другие) 

Спецификой проведения занятий  было то, что состав классов по возрасту неоднороден, то есть необходимо учитывать особенности разновозрастных групп, знать психологические возможности детей, возрастные особенности творческой деятельности и при подготовке к занятиям это учитывать.

Коротко остановимся на возрастных особенностях творческой деятельности подростков, т.к. занятия по теме «Современное искусство» проводились с детьми этой возрастной категории.

Организуя и регулируя взаимодействие учащихся в разновозрастных группах, важно руководствоваться рядом требований:

а) Обеспечивать интеграцию и дифференциацию социальных интересов подростков в разновозрастной группе. Объединяет детей общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело. С другой стороны, взаимодействие участников группы развивается, обогащается, если в совместной деятельности каждый может проявить свою индивидуальность, удовлетворить личные потребности, развить свои способности. Поэтому важно отбирать привлекательные для детей разного возраста содержание и формы совместной деятельности, добиваться присвоения общей цели совместной работы каждым участником деятельности, раскрывая значимость действий школьника для достижения общего результата и развития его личности, осуществления личных планов; стимулировать проявление ребенком своей индивидуальности в групповой деятельности.

б) Обеспечивать вариативность выбора форм взаимодействия старших и младших. Это означает постоянное обновление содержания форм совместной деятельности школьников разного возраста, добровольное включение детей во все сферы социальных отношений, создание различных типов объединений, учет возрастной субкультуры детей.

в) Предоставлять детям возможность выбора и выполнения разных ролей (старшего и младшего, ведущего и ведомого, лидера-организатора и рядового участника, а также педагогических, экономических, нравственных ролей и т. д.); обеспечивать постоянное расширение диапазона, сменяемость социальных ролей, выполняемых детьми в разновозрастных объединениях, разграничение ролей, функций старших и младших при организации совместной деятельности.

г) Отношения между участниками в разновозрастной группе должны быть, с одной стороны, референтными для личности, а с другой — не должно допускаться подавление личности в этой группе независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет школьник. Это обеспечивает психологическую защищенность ребенка, комфортные условия для участников взаимодействия, успешное развитие социальных отношений в объединении. При формировании разновозрастных групп не обходимо учитывать особенности возраста, межличностные отношения подростков, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции; включать детей в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию устремлений каждого, утверждение его достоинства, признание товарищами. Важно создавать специальные ситуации, позволяющие подростку проявлять независимость своих суждений, выражать свою собственную позицию, точку зрения; предупреждать конфликты между ними и не допускать подавления и ущемления личного достоинства.

д) Стимулировать саморазвитие и самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастной группы школьников, добровольность объединения детей; предоставлять школьникам возможность самим решать вопросы организации жизнедеятельности разновозрастных групп, стимулировать инициативу, творчество, самодеятельность детей; развивать самоуправление в разновозрастной группе.

Наиболее эффективными средствами, побуждающими старших и младших к сотрудничеству и творчеству, являются: неформальная обстановка, отсутствие регламентации, свободный, добровольный выбор детьми видов и форм деятельности, проблемные ситуации, отражающие интересы и потребности учащихся, игровые и соревновательные элементы.

Контакты детей разного возраста стимулирует проведение сюжетно-ролевых игр, организаторами которых могут быть старшеклассники. Важно, чтобы старшие школьники были способны к установлению сотрудничества с младшими, что достигается специальной подготовкой учащихся к организаторской деятельности и педагогическим регулированием совместной деятельности детей разного возраста.

Учащиеся  владеют некоторыми знаниями о современном искусстве из средств массовой информации и в результате разнообразных мастер-классов, часто проводимых в данном образовательном учреждении.

Уровень подготовки обучающихся, помощь педагога в организации занятий мировой художественной культуры, а также условия, в которых осуществлялось проектирование (дидактическое обеспечение, оборудование кабинета и др.) позволили успешно реализовать задачи педагогической деятельности по теме "Современное искусство".

Помимо этого еще одной спецификой работы в системе дополнительного образования была система оценивания работы обучающихся.

Актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между приоритетностью проблемы качества образования как ведущего направления модернизации российского образования и недостаточной разработанностью проблемы оценки творческой деятельности детей в дополнительном образовании. Модернизация образования направлена на повышение качества всей системы российского образования. Качественное образование должно обеспечивать развитие творческого потенциала личности, ее интересов и способностей.

В системе дополнительного образования детей отсутствует государственный стандарт и общепринятая система оценки, недостаточно разработаны способы и приемы оценки развития творческой деятельности. Поэтому возникла проблема создания системы разнообразных оценок, положительно влияющих на развитие творческой деятельности детей, обучающихся в детском объединении. Такая система должна быть гибкой, вариативной, выполнять развивающую и стимулирующую функции как ведущие, чтобы ее могли использовать педагоги дополнительного образования в соответствии с условиями своей работы и специфики преподаваемого предмета.

Анализ проблемы оценивания творческой деятельности детей в дополнительном образовании позволил сформулировать исходные концептуальные позиции:

  • творческие способности ребенка развиваются тогда, когда он не просто включается в творческую деятельность, а когда создаются условия для развития такой деятельности;
  • развитие творческой деятельности в процессе обучения понимается как процесс решения все более сложных творческих задач на основе умений продуктивно выполнять каждый компонент структуры  деятельности, от постановки цели до оценки результата творческого продукта;
  • система оценивания творческой деятельности детей в дополнительном образовании должна быть ориентирована не только на результат, но и на   процесс этой деятельности, на её цели, способы, средства, условия и включать не только оценку педагога, но и самооценку ученика;
  •   оценка может быть педагогическим средством развития творческой деятельности детей в процессе обучения, если она будет системной и вариативной, выполнять развивающую и стимулирующую функции как ведущие, формировать адекватную и позитивную самооценку ребенка;

Оценка может быть продуктивным педагогическим средством развития творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей.

Особенностью деятельности преподавателя мировой художественной культуры является ее направленность на развитие человеческих, личностных качеств учащихся, повышение культурного уровня учащихся путем изучения искусства, мировой и отечественной художественной культуры в целом, обеспечивающих развитие социальной компетентности обучающихся, на формирование у учащихся опыта читателя, зрителя, слушателя, так как этот предмет, как никакой другой обладает интегративными возможностями приобщения к различным видам искусства.

Произведения искусства различных видов для учащихся отбирает учитель на основе программы, предоставляющей возможность выбора, или методических рекомендаций.  При анализе программ по МХК выяснилось, что произведения современных художников, особенно последних лет, учителя «обходят стороной». Но современное искусство также достойно внимания, поэтому темой для вступительного занятия выбрали «Что такое современное искусство?». Необходимым условием эффективности занятий по мировой художественной культуре была опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс и это нельзя путать с простым повышением активности учеников на занятии. По этой причине и были выбраны столь разнообразные формы проведения занятий. Цель первого занятия - Создать условия для ознакомления учащихся с современным искусством, и написания своего отношения к изученной теме (эссе).

      Современный подход к изучению мировой художественной культуры предполагает не только получение какой-то суммы знаний по  предмету,  но  и  выработку  собственной позиции,   собственного    отношения    к    изучаемому материалу:    соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".

      Словарь кратких  литературоведческих  терминов трактует  понятие  "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет  не  воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

      На занятии- эссе ученики  анализируют  избранную  проблему, отстаивают  свою  позицию.  Учащиеся  должны  уметь   критически   оценивать  произведения, с которыми они знакомятся, в  письменном  виде  излагать  мысли   согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку  зрения  и  осознанно

принимать собственное решение.

      Такая форма урока  развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление и, что немаловажно,  умение  мыслить, а не просто принимать уже готовые вердикты.

Поэтому для решения цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. познакомить с видами современного искусства, дать краткое описание каждого из них, для создания целостного представления о современном искусстве;
  2. развивать умения восприятия информации, умения анализировать через написание эссе;
  3. воспитывать интерес учащихся к современному искусству;
  4. формировать ценностно- личностное отношение учащихся к изучаемым направлениям в современном искусстве.

Необходимое оборудование:

Для учителя: компьютер, медиапроектор, доска, наглядный материал – презентация, раздаточный материал.  

     Для учащихся: тетрадь для записей, канцелярские предметы.

Наглядный материал: А.Матисс «Улитка», Д.Херст «Стоя на краю крепости и обозревая леденящую пустошь чистого террора.», Й.Бойс «Лопата», И.И.Кабаков «Человек который никогда ничего не выбрасывал», К.Паркер «Холодная темная материя: взорванный вид», И.Сен-Лорен коррекция «Мондриан», П.Пикассо портрет А.Воллара, К.С.Малевич «Супрематизм», В. Вазарелли «Вега-Дьонд 2», С.Дали «Постоянство памяти», С.Ковриго «Ловец жемчуга», А.Ваулин «Взбитые сливки», Л.Е.Кропивинский «Абстракция», А.Руссо « Тропический лес с обезьянами», Д.Врубель «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», Комар и Меламид «Пионеры», Р. Эстес «Тайм-сквер 15 часов 53 минуты».

Время на занятии распределяется таким образом: чуть меньше половины урока отводится для сообщения нового материала, а все оставшееся время посвящено выполнению творческой работы.

Формой было выбрано занятие – эссе. Современный подход к изучению мировой художественной культуры предполагает не только получение какой-то суммы знаний по  предмету,  но  и  выработку  собственной позиции,   собственного    отношения    к    прочитанному:    соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".

      Словарь кратких  литературоведческих  терминов трактует  понятие  "эссе"

как разновидность очерка, в котором главную роль играет  не  воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

      На уроках мировой художественной культуры ученики  анализируют  избранную  проблему, отстаивают  свою  позицию.  Учащиеся  должны  уметь   критически   оценивать пройденный материал,   в  письменном  виде  излагать  мысли   согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку  зрения  и  осознанно принимать собственное решение.

      Такая форма урока  развивает психические функции  учащихся, логические и аналитическое мышление и  умение  мыслить. 

Для более эффективного восприятия учащимися  сложной темы  рекомендуется использование медиапроектора, который даёт возможность сделать знакомство с произведениями современного искусства более ярким, выразительным. На традиционном уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии помогают  усилению наглядности, подключению одновременно нескольких каналов представления информации.

Информация о работе Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству