Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Содержание работы

Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры

1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры

2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

В течение занятий учащимся предлагаются вопросы, помогающие сделать восприятие и оценивание произведений искусства, осмысленными.  
Созерцание учениками произведений изобразительного искусства, чтение литературных произведений,  прослушивание музыкальных произведений, их обсуждение  происходит в процессе преподавания МХК на уроках и, по возможности, вне уроков — в художественном музее, концертном зале. На уроках создаются максимальные условия для полноценного восприятия художественных произведений, для этого необходимо высокое качество аудиовизуальных средств и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Произведения современного  изобразительного искусства  очень разноплановы. Учащимся, чаще всего воспитанным на реалистических традициях, достаточно сложно адекватно воспринимать их, поэтому желательно привлекать их к активному участию в анализе. При этом могут использоваться различные формы анализа. Например.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

  • Какое впечатление производит произведение?
  • Какое настроение пытается передать автор?
  • Какие ощущения может испытывать посетитель?
  • Каков характер произведения?
  • Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, звучание определенного инструмента или голоса, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

  • Что (или кто) изображено на картине?
  • Какой инструмент звучит?
  • Какие музыкальные темы звучат (если они узнаваемы)?
  • Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
  • Кого вы видите в скульптуре?
  • Выделите главное из того, что вы увидели или услышали.
  • Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
  • Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
  • Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
  • Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
  • Как в музыкальном произведении чередуются темы?
  • Есть ли среди них похожие (музыкальная композиция)?
  • Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

  • Попробуйте пересказать сюжет картины.
  • Попробуйте услышать изменения тем в музыкальном произведении и их конфликт.
  • Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
  • Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень:

  • Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
  • Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
  • Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
  • Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?

Для активизации мыслительной деятельности учащихся можно предложить рефлексию на статью о современном изобразительном искусстве (например «Что такое ГиперАрт» Владимир Харченко) в виде эссе (см. Приложение №  ).

Для оценки эссе предлагается:

Матрица самооценки

Ф.И.О.____________________________________________________________

Показатели

Балл

Самооценка

1. Умею правильно и логично выражать свои мысли

   

2. Моя работа имеет оригинальный  творческий характер

   

3. Использую в работе примеры  из собственной жизни

   

4. Удалось передать личное отношение  к проблеме

   

5. Работа эстетично оформлена

   



Баллы проставляются от 0 до 3

Подведение итогов:

15- 14 баллов - «отлично»

13- 11 баллов - «хорошо»

10- 8 баллов - «удовлетворительно»

Второе занятие «Армия мусорных людей» предполагает изучение творческого пути современного художника Ха Шульта и выполнение на основе его творчества артобъекта.

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с основами творческого метода  Ха Шульта.

Задачи:

  1. познакомить с жизненным путём и основными особенностями творческого метода  Ха Шульта ;
  2. развивать творческое мышление обучающихся через создание артобъектов  по принципу творчества Ха Шульта; интерес обучающихся к современному искусству
  3. воспитывать экологическую культуру обучающихся.

Оборудование: Для учителя: компьютер, медиапроектор, экран, наглядный материал – презентация (фотографии со скульптурами Ха Шульта из разных городов мира) ;   

                    Для учащихся: тетрадь для записей, мусорный материал.

Занятие носит практический характер, по этому основная часть времени уделяется объяснению задания и непосредственному выполнению творческой работы.

Формой было выбрано занятие – «виртуальная экскурсия в творческую мастерскую художника». В наше время, когда все шире и шире развиваются  связи  между  разными странами и народами, знакомство с другой культурой  становится необходимым элементом процесса обучения.  Принцип  диалога  культур  предполагает использование  культуроведческого  материала о странах, который позволяет  развивать  культуру  представления о культуре других стан и эпох, и о людях проживающих в них.

Учителя, сознавая стимулирующую силу культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся  познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Как и в первом занятии  для более эффективного восприятия обучающимися  темы  рекомендуется использование медиапроектора, который даёт возможность сделать знакомство с произведениями художника более ярким, выразительным. Помимо презентации желательно иметь артобъект сделанный по примеру творчества Ха Шульта.

В течении занятия обучающихся активно вовлекают в процесс обучения посредством наводящих вопросов и анализа представленных работ художника. Перед началом творческой части следует напомнить о правилах обращения с такими предметами как: ножницы, скочь, степлер, пластик и т.д. Весь мусорный материал перед началом должен быть тщательно промыт и очищен. Творческая работа начинается с «устного рисования», то есть каждый обучающийся должен придумать образ своего артобъекта и только после этого приступить к работе. 

Важно сразу проговорить с обучающимися критерии оценки их деятельности, что бы они знали, на что ориентироваться:

  • Творческое применение имеющихся «мусорных» материалов».
  • Образность.
  • Аккуратность.
  • Общая гармония цвета, формы и образа.
  • Умение презентовать артобъект.

В конце занятия предлагается матрица самооценки, для того, что бы обучающиеся научились адекватно оценивать свою работу.

 

 

 

Матрица самооценки

Ф.И.О____________________________________________________

Показатели

Балл

Самооценка

1. Смог (ла) творчески применить имеющие материалы

   

2. Сумел (а) передать задуманный образ

   

3. Мой артобъект выглядит эстетично  и аккуратно

   

4. Смог (ла) составить общую гармонию цвета, формы и образа.

   

5. Смог (ла) убедительно и аргументировано  презентовать свой артобъект

   



Баллы проставляются от 0 до 3

Подведение итогов:

15- 14 баллов - «отлично»

13- 11 баллов - «хорошо»

10- 8 баллов - «удовлетворительно»

Третье занятие «Жизнь маленьких вещей…».

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с историей фотографии и выполнения творческого задания.

Задачи:

  1. формировать навыки создания композиций маленьких вещей;
  2. познакомить с правилами фотографирования маленьких вещей;
  3. воспитывать интерес обучающихся к фотоискусству и эстетический вкус.

Оборудование: Для преподавателя: компьютер, медиапроектор, экран, наглядный материал – презентация, фотоаппарат;   

   Для обучающихся: тетрадь для записей, «маленькие вещи», фотоаппарат.

На данном занятии также как и на предыдущих практически все время уделяется выполнению творческой работы.

Форма занятия: занятие- фотоателье. Данная форма основана на подражание деятельности чего-либо, в нашем случае фотоателье. Обучающиеся  должны почувствовать себя в роли профессиональных фотографов: суметь создать удачную композицию, подобрать гармонично цвета, поиграть со светом и наконец найти нужный и наиболее удачный ракурс что бы в полной мере передать задуманную идею.

В начале занятия дается краткое содержании истории фотографии сопровождающееся показом презентации для более полного и эффективного восприятия. После этого обучающиеся разбиваются на микрогруппы по 2 -3 человека и, соблюдая поэтапность выполнения, приступают к творческой работе.

Этапы выполнения:

  • подбор объектов;
  • создание композиции;
  • настройка освещения;
  • нахождение наиболее удачного ракурса;
  • фотографирование;
  • обработка лучшей фотографии с помощью графических редакторов;
  • совместное составление «Электронной фотогаллереи».

Во время творческой работы педагог ведет индивидуальную работу с каждой микрогруппой, помогая  на каждом этапе выполнения работы.

В конце занятия, так же как и в предыдущих предлагается матрица самооценки:

Матрица самооценки

Показатели

Балл

Самооценка

1. Смог (ла) творчески применить имеющие материалы

   

2. Сумел (а) правильно закомпоновать

   

3. Сумел (а) грамотно подобрать цветовую гамму

   

4. Смог (ла) интересно обработать  фотографию в графических редакторах.

   

Баллы проставляются от 0 до 3

 

Подведение итогов:

12- 11 баллов - «отлично»

10- 8 баллов - «хорошо»

7- 5 баллов - «удовлетворительно»

Последняя тема «Инсталляция» поводится в течении 2 занятий.

Цель 1 занятия: Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием инсталляция и создания эскиза пространственной композиции на тему искусства.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием инсталляции и с художниками, работающими в данном направлении;
  2. Развивать пространственное мышление и умение создавать пространственные композиции;
  3. Воспитывать интерес к современному искусству.

Оборудование: Для преподавателя: компьютер, медиапроектор, доска, наглядный материал – презентация;   

             Для обучающихся: тетрадь для  записей, канцелярские предметы.

Данное занятие носит скорее теоретический характер, поэтому примерно две трети времени отводится на сообщение нового материала и объяснения задания.

Форма «Занятие – творческая мастерская», данная форма позволяет мотивировать обучающихся и полностью погрузиться в творческую деятельность. На первом занятии учащиеся должны придумать эскиз будущей инсталляции. Для этого они сначала разбиваются на 2 группы и выбирают одну из предложенных тем: мастерская художника живописца или графика. далее идет разработка эскиза по определенному алгоритму:

Информация о работе Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству