Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа
Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства
Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры
1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры
2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы
Во время работы преподаватель ведет индивидуальную. работу с каждой из групп. В конце занятия обучающиеся представляют полученные эскизы и утверждают их педагога.
Цель 2 занятия: Создать условия для выполнения обучающимися проектной работы по выбранной теме.
Задачи:
Оборудование: Для преподавателя: компьютер, медиапроектор, экран, наглядный материал – презентация;
Для обучающихся: материалы для создания инсталляции.
Большая часть времени посвящена выполнению творческой работы, а в оставшийся промежуток времени проходит защита проектов.
Форма второго занятия: «Занятие – защита проекта». Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Перед началом выполнения творческой работы обучающимся объясняются критерии оценки творческого проекта в виде матрицы самооценки, которую обучающиеся должны будут заполнить в конце занятия:
Матрица самооценки
Показатели |
Балл |
Самооценка |
1. Сумел (а) обосновать выбор данной формы |
||
2. Смог (ла) творчески применить имеющиеся материалы |
||
3. Учтены особенности данной формы работы |
||
4. Смог (ла) привлечь внимание слушателей, вызвать интерес |
||
5. Смог (ла) убедительно и аргументировано ответить на вопросы |
||
6. Моя речь правильна, богата и выразительна |
||
7. Сумел (а) оформить, наглядно представить ответ |
||
8. Моё выступление оригинально |
0 – качество отсутствует,
1 – выражено минимально,
2 – выражено на достаточном уровне,
3 – выражено максимально.
Подведение итогов:
24- 23 баллов - «отлично»
22- 20 баллов - «хорошо»
19- 16 баллов - «удовлетворительно»
Далее обучающиеся приступают к выполнению творческой работы, преподаватель в это время ведет индивидуальную работу с каждой группой обучающихся. После того как работа закончена, проходит защита творческих проектов в соответствии со всеми предъявленными требованиями.
Таким образом, реализованные на практике разработанные занятия дают возможность отследить и проанализировать результаты деятельности по приобщению учащихся к современному искусству
2.3. Описание результатов частичной апробации
учебно-познавательной деятельности обучающихся
на основе организации нетрадиционных занятий по
мировой художественной культуре
В кратком изложении концепция изучения художественной культуры может быть представлена следующим образом.
1. Цель курса – ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному, духовному освоению подлинных художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.
По мнению Кравченко А.И. [21, С.209] произведение искусства должно обладать:
Насколько данные утверждения закономерны для восприятия современного искусства через результаты апробации серии занятий по теме «Современное искусство», проведенных в нетрадиционных формах.
Первое занятие «Что такое современное искусство?» прошло успешно, и цели были достигнуты, хотя и пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Изначально обучающиеся с энтузиазмом восприняли тему и активно включились в работу, но после показа первых репродукций приготовленных к данной теме они начали активно обсуждать, как та или иная картина или артобъект могут быть отнесены к искусству. Особое недоумение у них вызвала работа Йозефа Бойса «Лопата». Но в дальнейшем обучающиеся успокоились и с интересом воспринимали приготовленный для них материал. Следующей проблемой для обучающихся стал анализ художественных произведений, несмотря на предоставленный алгоритм и наводящие вопросы.
После того как весь теоретический материал был пройден и обучающиеся перешли к выполнению творческой возник следующий вопрос: «Как написать эссе?», но он быстро разрешился и обучающиеся начали работу. На удивление статья Владимира Харченко не вызвала никаких затруднений со стороны учеников. Особенно удачными получились работы Марины Трапезниковой и Тараса Васильева:
В конце занятия ученикам было задано домашнее задание: принести мусорный материал (оберточная бумага, пакеты, пластиковые емкости и так далее). Данная тема заинтересовала обучающихся и мотивировала их на дальнейшую деятельность на следующих занятиях.
Второе занятие «Армия мусорных людей». Так как обучающимся было дано домашнее задание, они были заранее мотивированы на работу и активно включились в образовательный процесс. Творческий путь Ха Шульта вызвал эмоциональный отклик у обучающихся, они задавали вопросы, анализировали творческие работы художника, высказывали свое личное мнение.
Предложенная творческая работа заинтересовала подростков, но здесь возникли не большие затруднения. Обучающимся предлагалось создать из мусорного материала образ человека, и именно тут и возникла первая проблема. Обучающиеся не могли придумать интересный и узнаваемый образ, но проблема была разрешена посредством устного рисования.
Перед тем как ученики приступили к практической работе, были повторены правила обращения с ножницами, скотчем, степлером, пластмассой и так далее. Обучающиеся очень творчески подошли к выполнению задания: оригинально использовали имеющийся материал, создали интересные и не похожие друг на друга образы. При работе они ориентировались на следующие критерии оценки и старались соблюдать их:
- Творческое применение имеющихс
- Образность.
- Аккуратность.
- Общая гармония цвета, формы и образа.
- Умение презентовать артобъект.
Все артобъекты обучающихся получились интересными и соответствовали предложенным требованиям. Образы были разными, не похожими друг на друга и узнаваемыми.
Особенно удачными получились работы Лыскова Юры, который передал образ рыбака, сидящего в лодке с удочкой, и Трапезниковой Марины, передавшей образ светской дамы.
В итоге занятия подростки презентовали свои артобъекты и объясняли, почему они выбрали тот или иной образ. Ответы были интересными и убедительными, хотя и чувствовалась некая стеснительность. Для помощи в презентации работы задавались наводящие вопросы, на которые обучающиеся уверено отвечали.
Третье занятие «Жизнь маленьких вещей» было, пожалуй, самым интересным и эмоциональным из всех. Обучающиеся первоначально с недоумением отнеслись к предложению создать некие образы при помощи «маленьких вещей», то есть канцелярских материалов, безделушек, мелких предметов быта и т.д. Для них все эти предметы были обыденными. Включившись в процесс подбора и компоновки объектов, выбора ракурса, дети вошли во вкус, почувствовали интерес, вдохновились на создание дополнительных композиций.
Особенно удачными получились композиции Васильева Тараса, Лыскова Юры и Трапезниковой Марины.
Фотография Васильева Тараса в темных тонах, на которых ярким пятном виден центр композиции – небольшая машинка и стопка из монет. Главные объекты фотографии расположены по центру с небольшим сдвигом в верхнюю часть, что бы было видно их отражение на глянцевой поверхности. Цвета в композиции прекрасно гармонируют, и черно-синий фон подчеркивает и привлекает внимание к центу композиции в охристой гамме. Тарас выбрал фасовый ракурс, акцентируя внимание на ближнем предмете. Данный ракурс в этой композиции наиболее оптимален, и если поменять его сменится освещение и потеряется цветовая гармония. Фотография получилась оригинальная и по-мужски лаконичная.
Лысков Юра первым из класса создал композицию с зеркалом, подвесив цветок перед ним, и сфотографировал предмет и его отражение. Фотография в охристых тонах с ярким оранжевым пятном – центром композиции, который смещен в нижний правый угол, создавая эффект движения. Ракурс взят немного сверху, что позволяет видеть большую часть отражения предмета. Фотография смотрится интересно и оригинально за счет использования зеркала, хотя чувствуется некая неаккуратность в составлении композиции.
Фотография Трапезниковой Марины выполнена очень грамотно в плане композиции, ее центр располагается на одинаковом расстоянии от правого и левого края и немного смещен вниз. На нежно голубом фоне темно-синим пятном выделен центр композиции, которым является степлер и обмотанная вокруг него серебряная цепочка с подвеской в виде кошки. Марина очень долго находилась в творческом поиске, несколько раз за занятие меняла свою композицию и фотографировала ее со всех возможных ракурсов, остановившись в итоге на фасовом положении. Работа оригинальна в выборе предметов – степлер, имеющийся в каждом доме, и ювелирное украшение смотрятся необычно, но при этом прекрасно гармонируют.