Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Модернизация и инновационное развитие - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Содержание работы

Введение.
3
Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся к современному искусству на занятиях мировой художественной культуры

1.1. Направления современного искусства и их особенности
8
1.2. Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях
22
1.3. Нетрадиционные формы организации занятий мировой художественной культуры
26
Глава 2. Методические аспекты приобщения обучающихся к современному искусству посредством организации нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры

2.1. Обоснование разработки методического обеспечения нетрадиционных форм занятий мировой художественной культуры для обучающихся подросткового возраста
35
2.2. Особенности реализации методического сопровождения нетрадиционных форм организации занятий по мировой художественной культуре при изучении современного искусства
42
2.3. Описание результатов частичной апробации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе организации нетрадиционных занятий по мировой художественной культуре
65
Заключение
73
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Первоначально не все обучающиеся поняли, что композиция должна быть продумана по всем предложенным параметрам, поэтому некоторые думали, что достаточно просто сфотографировать  объект (объекты). Поэтому приходилось обращать их внимание на удачные работы других детей. Эффективности такого приема способствовало наличие компьютерной техники в кабинете, что давало возможность сразу видеть и сравнивать результаты творческой деятельности. Концептуальный подход к созданию композиции с помощью приемов «реди - мэйд» (один из распространенных приемов современного искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале).

Результатом занятия стало совместное оформление «электронной фотогаллереи».

Два заключающих занятия прошли под общей темой «Инсталляция». На первом занятии обучающиеся изучили понятие инсталляции и поэтапность ее выполнения. Тема их заинтересовала, хотя и слегка поразила своими масштабами. Затем, объединившись в одну большую группу, они начали творческие поиски. Обучающиеся выбрали тему «Мастерская художника» и первым делом определились с общей композицией, состоящей и двух частей в которой доминирует правая сторона. После этого определились с цветовым решением – серебристо-голубая гамма с яркими бордовыми и красными акцентами. После выполнения цветного эскиза, ученики составили примерный список вещей из которых будет состоять будущая инсталляция:

    • рамки разных размеров;
    • чистые холсты;
    • драпировки нужных цветов;
    • тюбики и банки с маслеными и гуашевыми красками;
    • палитра;
    • невысокий стол;
    • мольберт;
    • ученические рисунки;
    • кисти и карандаши;
    • стулья;
    • рабочий халат;
    • подсветка.

После этого, предварительно заверив эскиз у преподавателя, обучающиеся определили, что из списка присутствует в кабинете, и распределили недостающие элементы между собой.

На втором занятии обучающиеся познакомились с критериями оценивания защиты творческого проекта:

    • обосновать выбор данной формы;
    • творческое применение имеющихся материалов;
    • соблюдение особенностей данной формы работы;
    • умение привлечь внимание слушателей, вызвать интерес;
    • убедительно и аргументировано отвечать  на вопросы
    • речь правильна, богата и выразительна.

После ознакомления, с критериями обучающиеся приступили к выполнению творческой работы, предварительно распределив обязанности между собой.  В угол кабинета поставили стол, а слева от него мольберт. На них повесили и разложили драпировки, закрепив их с помощью кнопок к стене и мольберту.  Вертикальную поверхность заняли белая и серебристо-голубая ткань, а на горизонтальную плоскость ученики положили боровую. Самую большую из имеющихся рам поставили вертикально и с помощью капроновой нити подвесили на нее тюбик и кисти. За раму поставили чистые холсты и свертки бумаги, а перед ней палитру. После того как правая часть пространственной композиции была закончена, обучающиеся поставили на мольберт натюрморт, выполненный гуашью, и с помощью скотча прикрепили к нему кисти и карандаши. Когда основная часть композиции была завершена, ученики приступили к более мелким деталям. Один из стульев поставили перед столом и накинули на него рабочий халат. Второй стул поставили к мольберту под небольшим углом, оперев его на ножку. Последними штрихами в композиции стали Вдетые друг в друга рамки, которые повесили между правой и левой частью композиции, как бы соединяя их, и настройка подсветки.

Следующей частью занятия стала защита получившейся инсталляции, про которую обучающиеся в процессе творческой деятельности успели забыть. Обсудив защиту в течении нескольких они прекрасно выступили, хотя и немного нервничали, уверенно отвечали на вопросы, поясняли выбор предметов и их место положения в композиции.  Сама пространственная композиция получилась вполне удачно, удалось передать атмосферу заявленной темы «Мастерская художника живописца», но были и небольшие минусы: правая и левая части инсталляции получились «оторванными» друг от друга и расположение мелких предметов, таких как тюбики, из-под краски и кисти, было хаотично. В целом занятие прошло удачно и его цели были достигнуты.

В результате апробации фрагмента рабочей программы «Современное искусство»:

 - Формируется общекультурная компетентность ученика;

- Формируется коммуникативная  компетентность ученика;

- Формируется информационная компетентность ученика;

- Формируется социальная компетентность ученика.

Делаем вывод о том, что  со школьной скамьи необходимо приобщать учащихся к особенностям развития культуры в те или иные временные периоды, находя для этого наиболее оптимальные формы.

В ходе апробации на практике фрагмента рабочей программы «Современное искусство» были следующие проблемы:

- учащиеся думали, что предложенная  тематика занятий будет изучаться  только теоретически и первые  творческие задания выполняли  иногда формально, но последняя коллективная  работа при создании инсталляции показала , что занятия, проведенные в системе с использованием  технологий, ориентированных на приобщение подростков к мировой художественной культуре, частью которой является и культура современности, будут более успешны при реализации в образовательном процессе нетрадиционных форм  занятий.

  Рекомендуем для учителей и студентов- практикантов обязательно проводить обобщающее занятие, на котором учащиеся должны показать свое умение  найти дополнительную информацию по изученному разделу, представить ее в интересной для одноклассников форме, уметь вступить в дискуссию по поводу возникших вопросов.

 Подводя итоги второй главы, делаем вывод, что изученная теоретически проблема, апробированная на практике, не формальна и эффективно может быть реализована на занятиях по мировой художественной культуре, причем тематика  не должна ограничиваться только предложенным разделом, так как программы по  МХК предлагают множество вариантов  включения нетрадиционных форм занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Обобщая содержание работы, можно подвести следующие итоги.

Изучив педагогическую, психолого-педагогическую и  искусствоведческую литературу по теме, расширили и систематизировали теоретические знания, более подробно остановились на двух аспектах: искусствоведческом (современное искусство) и методическом (организация нетрадиционных занятий).

Проблема, с которой столкнулись в период решения первой задачи: нет единой классификации современного искусства, их очень много, но при этом они не полные, так как в каждой из них мы можем увидеть новые направления

Программы по мировой художественной культуре в большинстве своем не затрагивают тему современного искусства, а останавливаются на середине ХХ века или максимум затрагивают еще и 90-е годы. 

Нетрадиционные формы занятий наиболее рассмотренный в теоретическом плане вопрос, но и здесь возникли определенные проблемы: большинство источников дают только название нетрадиционных уроков, не описывая при этом их содержательную сторону.

Как показывает практика, большинство учителей и сегодня продолжают придерживаться структуры традиционного урока при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется не только теоретической не разработанностью структуры современного урока. Умственный навык построения традиционного урока, выработавшийся у учителей в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что опрос, изложение, закрепление не главная цель учителя и что урок можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме.

Не будем оспаривать известную истину: новое время требует новых подходов. Учителя испытывают серьезную потребность в понимании процессов, происходящих в сущностных характеристиках учебных форм. Нетрадиционные уроки, особенно те, что пришли из средств массовой информации, из телевидения (пресс-конференции, “круглые столы”, уроки-состязания, КВН, “Что? Где? Когда? и др.), привлекли внимание необычностью формы, возможностью участия большего числа школьников, состязательностью, интересным содержанием, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не декларативно, а действительно становится в центр учебного процесса. Не случайно нетрадиционные уроки чаще всего проводятся как «открытые».

Развивающий воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих результатов обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения к предмету
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
  • развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Практика показывает, что время «готовых» уроков, как, впрочем, и сценариев постепенно отходит. Сказывается не столько «перенасыщение», сколько разумный, индивидуальный, личностный подход каждого учителя. Образование происходит не только в разных типах учебных заведений (традиционная школа отличается от школы-гимназии), но и в разных классах, по разным программам, а порой и по нескольким учебникам. Уроки у всех учителей не могут быть одинаковыми. 

Кроме теоретического изучения проблемы была проведена практическая апробация занятий, организованных в нетрадиционной форме, для приобщению к современному искусству обучающихся.

В результате считаем, что для проведения занятий по теме «Современное искусство» необходимо актуальное методическое обеспечение, состоящее из: фрагмент рабочей программы, конспекты занятий, таблицы «Направления в современном искусстве», «Классификация нетрадиционных форм занятий», буклеты к занятиям, брошюра «Методические рекомендации к подготовке и проведению нетрадиционных занятий по приобщению учащихся к современному искусству», понятийный словарь терминов современного искусства, диагностический инструментарий, матрицы оценки деятельности и учащихся при реализации занятий.

Л.С.Выготский писал «если вы хотите вызвать нужные вам формы восприятия, всегда позаботьтесь о том, чтобы реакции оставляли нужный след в ученике» (Л.С. Выготский. Педагогическая психология.- М.,1026.- с.113)

Роль искусства в целостном подходе к воспитанию незаменима. Его связи с миром – прошлым, настоящим, будущим – безграничны.  Искусство как иллюзорная деятельность, выражающая безграничную гамму человеческих переживаний, обладает эффектом резонанса, воздействует на все переживания. Именно поэтому оно полифункционально.

Проведенная работа позволила сформулировать некоторые выводы:

- приобщение обучающиеся к современному искусству более эффективно при использовании нетрадиционных форм занятий по мировой художественной культуре;

- при современном материально- техническом и дидактическом  оснащении образовательного процесса и использовании информационных технологий на занятиях;

- при учете возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся;

- при создании атмосферы позитивных эмоций и творческого поиска на каждом уроке.

 

 

 

Список литература:

    1. Аленова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001.
    2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1-2. – М., 2006.
    3. Алпатова И. Другое искусство. – М.: Галарт, 2005.
    4. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Программа общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 5-9 класс.- М., 2002.
    5. Березова Л. Многообразие в преподавании мировой художественной культуры// Искусство в школе, №4, 2004
    6. Ванслов В.В., Колпинский Ю.Д. Модернизм. – М.: «Искусство», 2002.
    7. Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М., 2001.
    8. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура.- М.: Эксмо, 2007.
    9. Диккинс Р. Современное искусство/Пер. с англ. Н.Д.Кортуновой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
    1.  Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 2004.

    1.  Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2003.
    2. Завьялова С.А. Изучение истории изобразительного искусства в школе: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГПИ, 2003.
    1.  Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 2004.

    1.  Изобразительное искусство в современной школе/ Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006.
    2. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре. - С.-Петербург,2003;
    3. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.  Учебное пособие  для студентов высших учебных заведений. – М., 2003.    
    4. История русской культуры. – М.: Эксмо, 2006.
    5. Кандинский В.В. Ступени: Текст художника.- М., 2004.
    6. Каравцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК.11 класс. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2003
    7. Селевко Г.К. Педагогические технологии в образовании – М., 2002.
    8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 2003.
    9. Карасёва М. Соц-арт начинает и выигрывает // Культура. — 2007.
    10. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. –

Информация о работе Нетрадиционные формы занятий по мировой художественной культуре как способ приобщения обучающихся к современному искусству