Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой
_________ _______________ дата подпись |
Исполнитель: Куликовская Виктория Владимировна, студентка ПА-52 группы ________________ подпись
|
Научный руководитель: Плотникова С. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе ________________ подпись |
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ……………………………...………………………………..83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.……………………………..………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от учителя к учащимся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умении слагать их в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли [9, с. 44].
Среди результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку обозначены:
Достижение результатов, указанных в образовательном стандарте, возможно при условии целенаправленной работы над обогащением словарного запаса учащихся.
Вопросами развития речи младших школьников занимались многие известные ученые, такие как Баранов М.Т., Белинский В.Г., Вахтеров В.П., Львов М.Р., Рождественский Н.С., Тихеева Е.И., Ушинский К.Д.. Проблема обогащения словарного запаса детей была определена крупнейшими методистами: Буслаевым Ф.И., Срезневским И.И., Тихомировым Д.И., Ушинским К.Д.. Буслаев Ф.И. обращает внимание на необходимость обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка не только с целью обучения грамотному письму, но и для более точного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова"[26, с. 31, 40, 53].
Сторонник и последователь Ушинского К.Д. Тихомиров Д.И. указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня"[26, с. 20].
На сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса младших школьников не утратила своей актуальности. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Маркова А.К.), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий. На актуальность проблемы также указывает большое количество статей педагогов-практиков в научно-методических журналах.
На современном этапе проблема обогащения обостряется в связи с тем, что школьники мало обращаются к художественным произведениям – основному источнику пополнения словарного запаса, предпочитая интернет, где ребенок общается со своими ровесниками, и СМИ. Словарь школьника обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. В то же время анализ учебных пособий по русскому языку показал, что возможности систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся реализуются не полностью.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью пополнять словарный запас младших школьников на уроках русского языка и недостаточной методической оснащенностью работы по обогащению словаря определенными группами слов, в том числе это касается лексики межличностных отношений. В то же время усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании учащихся, в усвоении норм поведения. В период обучения в начальной школе у младших школьников происходит интенсивное усвоение нравственных требований, появляются новые нравственные чувства и потребности. В связи с этим у младших школьников возникает потребность в использовании лексики, которая называет человеческие отношения.
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Объект: процесс обогащения словаря младших школьников при изучении русского языка.
Предмет: содержание и методы обучения русскому языку, способствующие обогащению словаря младших школьников лексикой межличностных отношений.
Гипотеза: мы предполагаем, что достигнуть более высокого уровня владения лексикой межличностных отношений можно, если включить в комплекс упражнений:
Задачи:
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Новизна заключается в том, что ранее не уделялось внимания обогащению словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений.
Работа состоит из двух глав. В первой главе мы излагаются теоретические основы методики обогащения словарного запаса младших школьников. В данной главе мы описали словарь-минимум лексики межличностных отношений для начальной школы, в который вошли лексические единицы, необходимые для усвоения младшими школьниками, и проанализировали учебные пособия по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения лексикой межличностных отношений.
Во второй главе описано содержание опытно-поисковой работы, которая проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
База исследования: учащиеся 4 «А» класса МБОУ гимназия №9 г.Екатеринбург в количестве 29 человек, классный руководитель Соловьева Ольга Львовна.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Методической наукой накоплено немало данных о словарном запасе младших школьников. Эти данные получены на основе изучения устных высказываний, письменных работ (сочинений и изложений) (например исследования М.Т. Баранова, В.Я Булохова и др.), а также на основе ответов школьников о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий на составление словосочетаний и предложений (М.Т. Баранов, Г.И. Сниткини и др.).
А.Н. Гвоздев на основании глубокого исследования процессов развития и формирования детской речи установил, что ко времени поступления в школу родной язык ребенком практически уже освоен. Ученый отмечает, что в это время ребенок уже в полной мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка [18, с. 36].
Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые значения «не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта» [35, с. 123].
Поскольку школьное образование направлено на формирование научной картины мира, естественно появление и расширение в составе словарного запаса слов, репрезентирующих в сознании ребенка научные понятия. Изменение социального статуса приводит к выделению в словарном запасе ребенка младшего школьного возраста целого пласта лексики, отражающей его переход к новому для него виду деятельности – учебной [35, с. 154].
Развитие значения слова продолжается в младшем школьном возрасте по линии обогащения содержания слова вербально-логическими, иерархически выстроенными отношениями; наряду с житейскими начинают формироваться научные понятия, что приводит к уточнению или даже перестройке значения употребляемого ребенком слова. Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова [6, с. 48].