Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Задания, направленные на выявление уровня сформированности владения лексикой межличностных отношений на контрольном этапе опытно-поисковой работы
Ухаживать
Доверять
Чуткий
Беспощадный
Маша ладит со всеми ребятами в классе, а Лена…
К одним людям мы испытываем любовь, к другим…
Черствый человек не поможет в трудную минуту, а…
Заботливый, отзывчивый, конфликтный, беспокоящийся.
Ссора, конфликт, зависть.
Одобрение, осуждение, оскорбление.
5. Подбери похожие по смыслу слова к выделенным словам:
Приветливая девочка - …
Равнодушный к чужому горю - …
Внимательный к близким людям - …
Безжалостный к окружающим - …
6. Послушайте рассказ.
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая. что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа — оба трактористы. У одного дочь Галя. семиклассница, а у другого — дочь Нина. третьеклассница.
Однажды спросила Нина у бабушки:
— Бабушка, когда Ваш день рождения?
Завтра, детка. - ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:
— Куда ты несешь цветы?
— Бабушке Арине. Сегодня её день рождения.
Засмеялась Галя и говорит:
А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения)
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
— А разве мажет быть ничья бабушка?
(По В.А. Сухомлинскому.)
Что можно сказать о девочках?
1. На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.
2. Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Результаты контрольного этапа опытно-поискового работы (в баллах)
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий балл |
Уровень |
Абубакирова Настя |
9 |
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
33 |
Высокий |
Авербах Лева |
8 |
6 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
27 |
Средний |
Александров Генрих |
9 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
29 |
Средний |
Алферов Илья |
9 |
7 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
29 |
Средний |
Барабанов Семен |
8 |
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
28 |
Средний |
Белопашенцева Алена |
9 |
6 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
29 |
Средний |
Ванеев Дима |
10 |
7 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
32 |
Высокий |
Железникова Катя |
12 |
8 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
31 |
Высокий |
Зайкова Алина |
12 |
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
33 |
Высокий |
Казанцев Даня |
12 |
8 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
35 |
Высокий |
Кизеров Алеша |
9 |
8 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
30 |
Высокий |
Коридоров Никита |
10 |
8 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
32 |
Высокий |
Корнилова Оля |
8 |
7 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
28 |
Средний |
Костина Наташа |
9 |
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
29 |
Средний |
Кулькова Катя |
7 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
Низкий |
Лапшин Лука |
8 |
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
27 |
Средний |
Милованова Лена |
9 |
7 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
29 |
Средний |
Миронова Саша |
10 |
6 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
28 |
Средний |
Мухомедзянова Маша |
12 |
8 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
33 |
Высокий |
Мясоедова Даша |
11 |
7 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
31 |
Высокий |
Павлов Миша |
12 |
8 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
28 |
Средний |
Панов Женя |
8 |
7 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
26 |
Средний |
Петровская Саша |
10 |
7 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
29 |
Средний |
Полихач Соня |
11 |
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
29 |
Средний |
Рябцев Никита |
9 |
8 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
30 |
Высокий |
Сухорукова Полина |
5 |
5 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
19 |
Низкий |
Ушаков Алеша |
12 |
7 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
34 |
Высокий |
Федоровских Настя |
12 |
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
28 |
Средний |
Шишковская Маша |
8 |
0 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
19 |
Низкий |