Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76
Опираясь на полученные результаты анализа учебных пособий по русскому языку и литературному чтению, мы провели диагностику учащихся с целью выявления уровня владения лексикой межличностных отношений. Результаты проведенной диагностики показали, что уровень владения лексикой межличностных отношений недостаточно высокий. Соответственно существует необходимость в проведении словарной работы. Для того, чтобы повысить уровень владения учащихся лексикой межличностных отношений мы разработали и внедрили в практику комплекс упражнений, который предполагает три линии: обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений. После проведения комплекса уроков, включающего специальные упражнения, мы провели повторную диагностику, результаты которой показали, что уровень владения учащихся лексикой межличностных отношений заметно повысился. Многие из учащихся перешли на более высокий уровень.
Таким образом, мы доказали, что достигнуть более высокого уровня владения лексикой межличностных отношений можно, если включить в комплекс упражнений:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания для выявления исходного уровня владения лексикой межличностных отношений у учащихся начальной школы
1. Подбери похожие по смыслу слова к следующим словам:
Дружелюбный человек -
Заботливая бабушка -
Жестокий мужчина -
Чуткий друг -
2. Распредели слова, схожие по значению, в три столбика: неправильный, мелкий, беспощадный, жестокий, неточный, неглубокий, неверный, бессердечный, ложный, ошибочный, безжалостный.
Маша и Таня хорошие подруги. Их уважают в классе, потому что они приветливые, дружелюбные, чуткие девочки. Никогда ни с кем не конфликтуют, не оскорбляют других и не завидуют успехам товарищей. Подруги также вызывают уважение среди учителей, так как очень старательны в учёбе.
дружить, опекать, ладить
прославлять, сочувствовать, сострадать
неурядица, месть, скандал
бездушный, беззлобный, добродушный
6. Составь по два предложения с каждым прилагательным, употребив его в разных значениях. Пользуйся словами из правого столбика.
Внимательный Человек
Черствый
Душевный
Справедливый Учитель
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол беседы с учащимися 4 класса
ФИ, возраст |
Дата проведения |
Основные признаки слова |
Наличие наводящих вопросов |
Умение привести пример, составить предложение | ||
Отношение к человеку |
Сострадание |
Сопереживание | ||||
Абубакирова Настя, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Авербах Лева, 10 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
|||
Александров Генрих, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Алферов Илья, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Барабанов Семен, 10 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
|||
Белопашенцева Алена, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Ванеев Дима, 8 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
|||
Железникова Катя, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Зайкова Алина, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ |
||
Казанцев Даня, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Кизеров Алеша, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Коридоров Никита, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Корнилова Оля, 10 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
||
Костина Наташа, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
||||
Кулькова Катя, 9лет |
19.09.11 |
+ |
+ | |||
Лапшин Лука, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Милованова Лена 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Миронова Саша, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Мухомедзянова Маша, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Мясоедова Даша, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Павлов Миша, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Панов Женя, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
|||
Петровская Саша, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Полихач Соня, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Рябцев Никита, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
||||
Сухорукова Полина, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |
||
Ушаков Алеша, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Федоровских Настя, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Шишковская Маша, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |
ФИ, возраст |
Дата проведения |
Основные признаки слова |
Наличие наводящих вопросов |
Умение привести пример, составить предложение | |
Лишенный жалости |
Жестокий, бездушный | ||||
Абубакирова Настя, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Авербах Лева, 10 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
||
Александров Генрих, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
|||
Алферов Илья, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
|||
Барабанов Семен, 10 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Белопашенцева Алена, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Ванеев Дима, 8 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Железникова Катя, 9 лет |
14.09.11 |
|
+ |
+ |
+ |
Зайкова Алина, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Казанцев Даня, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Кизеров Алеша, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Коридоров Никита, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Корнилова Оля, 10 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Костина Наташа 9 лет |
19.09.11 |
+ |
|||
Кулькова Катя, 9лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
||
Лапшин Лука, 9 лет |
20.09.11 |
|
+ |
+ |
+ |
Милованова Лена 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Миронова Саша, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Мухомедзянова Маша, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Мясоедова Даша, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Павлов Миша, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Панов Женя, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ | ||
Петровская Саша, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Полихач Соня, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Рябцев Никита, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Сухорукова Полина, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Ушаков Алеша, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ | ||
Федоровских Настя, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ | |
Шишковская Маша, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |
ФИ, возраст |
Дата проведения |
Основные признаки слова |
Наличие наводящих вопросов |
Умение привести пример, составить предложение | ||
готовый помочь/прийти на помощь |
Сочувственный |
Заботливый/внимательный | ||||
Абубакирова Настя, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Авербах Лева, 10 лет |
14.09.11 |
+ |
+ | |||
Александров Генрих, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Алферов Илья, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Барабанов Семен, 10 лет |
15.09.11 |
+ |
+ | |||
Белопашенцева Алена, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Ванеев Дима, 8 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Железникова Катя, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Зайкова Алина, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ | |||
Казанцев Даня, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Кизеров Алеша, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Коридоров Никита, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Корнилова Оля, 10 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Костина Наташа 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Кулькова Катя, 9лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Лапшин Лука, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Милованова Лена 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Миронова Саша, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ | |||
Сухомедзянова Маша, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Мясоедова Даша, 9 лет |
19.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Павлов Миша, 9 лет |
15.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Панов Женя, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Петровская Саша, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Полихач Соня, 9 лет |
16.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Рябцев Никита, 9 лет |
14.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Сухорукова Полина, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ | ||
Ушаков Алеша, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Федоровских Настя, 9 лет |
21.09.11 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Шишковская Маша, 9 лет |
20.09.11 |
+ |
+ |
+ |