Обогащение словаря младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

Опираясь на полученные результаты анализа учебных пособий по русскому языку и литературному чтению, мы провели диагностику учащихся с целью выявления уровня владения лексикой межличностных отношений. Результаты проведенной диагностики показали, что уровень владения лексикой межличностных отношений недостаточно высокий. Соответственно существует необходимость в проведении словарной работы. Для того, чтобы повысить уровень владения учащихся лексикой межличностных отношений мы разработали и внедрили в практику комплекс упражнений, который предполагает три линии: обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений. После проведения комплекса уроков, включающего специальные упражнения, мы провели повторную диагностику, результаты которой показали, что уровень владения учащихся лексикой межличностных отношений заметно повысился. Многие из учащихся перешли на более высокий уровень.

Таким образом, мы доказали, что достигнуть более высокого уровня владения лексикой межличностных отношений можно, если включить в комплекс упражнений:

  • определенный круг слов, называющий межличностные отношения, входящий в словарь-минимум на основе принципа коммуникативности, идеографического описания и парадигматических связей;
  • задания, направленные на осознание значений слов, обозначающих межличностные отношения, усвоение наиболее частотных вторичных значений, развитие правильности и точности их употребления в речи;
  • задания, обеспечивающие не только обогащение словарного запаса, но и решение других задач языкового образования младших школьников.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алекторова Л.П., Введенская Л.А., Зимин В.И. и др. Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов: ок. 800 синоним. рядов / 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 333, [3]с
  2. Арбатский, Д.И. Основные способы толкования значений слова / Д.И. Арбатский // Русский язык в школе. – 1970. – №3
  3. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации.— М.,1998.
  4. Бабенко Л.Г. большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английское эквиваленты / под ред. профессора Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007
  5. Бабенко Л.Г. большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английское эквиваленты / под ред. профессора Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007
  6. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. — М. : Просвещение, 1990
  7. Баранов М.Т. , Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. Учебник для студ.  высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с
  8. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002-№:6.- С.76- 80
  9. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная   школа – 2003- № 4- С.47- 52.
  10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2-х частях. 3 класс. Книга для чтения (1-4). – М.: «Баласс», 2001
  11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. В 2-х частях. 4 класс. Книга для чтения (1-4). – М.: «Баласс», 2001
  12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца. 1 класс. Книга для чтения (1-4). – М.: «Баласс», 2001
  13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. В 2-х частях.  2 класс. Книга для чтения (1-4). – М.: «Баласс», 2001
  14. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 1-го класса (1-4). Изд. 2-е перераб. – М.: «Баласс», 2000
  15. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4). Изд. 2-е перераб. – М.: «Баласс», 2000
  16. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4). Изд. 2-е перераб. – М.: «Баласс», 2000
  17. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса (1-4). Изд. 2-е перераб. – М.: «Баласс», 2000
  18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961, 470 с.
  19. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС, 2005
  20. Головин Б.П. О качествах хорошей речи. - Рус. яз. в школе, 1964, № 2 , с.24
  21. Детская речь и пути ее совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов. – Свердловский государственный педагогичексий институт. 1989
  22. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. Тбилиси, 1972
  23. Ладыженская Т.А. Методика развития речи. М., Просвещение, 1986, 118-128 с.
  24. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: 2004
  25. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Тула ООО Издание «Родничок»; М.: ООО «Издание Астрель»: ООО «Издание Аст», 2003. – 238с
  26. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. М., Просвещение, 1965, 194 с
  27. Маркова 1974
  28. Матвеева А. Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – М., 1982
  29. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1 класс.– М.: Вита-Пресс, 2007
  30. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 2 класс. В 2-х книгах. – М.: Вита-Пресс, 2007
  31. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х книгах. – М.: Вита-Пресс, 2007
  32. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х книгах. – М.: Вита-Пресс, 2007
  33. Новоселова Г. И. Об изучении тематических групп лексики //Русский язык в школе 1972 - №1, с. 61-65.
  34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка6 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. 216с
  35. Плотникова С.В.  Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития [Текст]: учебное пособие / С.В. Плотникова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 216 с
  36. Плотникова С.В.  Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона // Педагогическое образование. 2009. № 2
  37. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. М., 1979.
  38. Пустовалов П.С.. Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М. Просвещение, 1987, с. 97-103
  39. Развитие речи младших школьников.: Сб. статей / Под ред. Н.С. Рождественского М: Просвещение, 1970.
  40. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003
  41. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях.  – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003
  42. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях.  – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003
  43. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях.  – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003
  44. Речевое развитие младших школьников / под ред. Рождественского Н.С., М.: Просвещение, 1970. 222
  45. Рождественский Н.С. О языке в начальном обучении // Начальная школа, 1993-№1, с.13-14.
  46. Розенталь Д.Э., голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2002
  47. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993.- 383с.
  48. Семина А. Ф. Работа над расширением и уточнением словаря учащихся на уроках русского языка (На материале имени существительного). Автореферат канд. дис. М., 1967.
  49. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания/ Сост. А.В. Текучев. – М., 1982
  50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1985. 358с
  51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  52. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
  53. Цейтлин С.Н. речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 143с
  54. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972, 344с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания для выявления исходного уровня владения лексикой межличностных отношений у учащихся начальной школы

1. Подбери похожие по смыслу слова к следующим словам:

Дружелюбный человек -                                             человек

 

Заботливая бабушка -                                                 бабушка

 

Жестокий мужчина -                                                  мужчина

 

Чуткий друг -                                                               друг

2. Распредели слова, схожие по значению, в три столбика: неправильный, мелкий, беспощадный, жестокий, неточный, неглубокий, неверный, бессердечный, ложный, ошибочный, безжалостный.

  1. Расположи слова по возрастанию признака: любовь, дружба, обожание.
  2. Подчеркни в тексте слова, которые указывают на отношение кого-либо к кому-либо.

Маша и Таня хорошие подруги. Их уважают в классе, потому что они приветливые, дружелюбные, чуткие девочки. Никогда ни с кем не конфликтуют, не оскорбляют других и не завидуют успехам товарищей. Подруги также вызывают уважение среди учителей, так как очень старательны в учёбе.

  1. Укажи лишнее слово в ряду, которое имеет иное, чем у остальных значение:

дружить, опекать, ладить

прославлять, сочувствовать, сострадать

неурядица, месть, скандал

бездушный, беззлобный, добродушный

6. Составь по два предложения с каждым прилагательным, употребив его в разных значениях. Пользуйся словами из правого столбика.

Внимательный                 Человек

Черствый                           Ученик

Душевный                         Фильм

Справедливый                   Учитель

                                            Закон

                                            Друг

                                            Хлеб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Протокол беседы с учащимися 4 класса

  1. Сочувствовать

ФИ, возраст

Дата проведения

Основные признаки слова

Наличие наводящих вопросов

Умение привести пример, составить предложение

Отношение к человеку

Сострадание

Сопереживание

Абубакирова Настя, 9 лет

14.09.11

+

 

+

+

+

Авербах Лева, 10 лет

14.09.11

 

+

 

+

 

Александров Генрих, 9 лет

16.09.11

+

 

+

+

+

Алферов Илья, 9 лет

14.09.11

+

+

   

+

Барабанов Семен, 10 лет

15.09.11

   

+

+

 

Белопашенцева Алена, 9 лет

15.09.11

+

 

+

+

+

Ванеев Дима, 8 лет

16.09.11

+

   

+

 

Железникова Катя, 9 лет

14.09.11

+

+

   

+

Зайкова Алина, 9 лет

19.09.11

+

 

+

+

 

Казанцев Даня, 9 лет

20.09.11

+

+

+

 

+

Кизеров Алеша, 9 лет

15.09.11

+

 

+

 

+

Коридоров Никита, 9 лет

20.09.11

+

+

   

+

Корнилова Оля, 10 лет

16.09.11

+

 

+

+

 

Костина Наташа, 9 лет

19.09.11

     

+

 

Кулькова Катя, 9лет

19.09.11

     

+

+

Лапшин Лука, 9 лет

20.09.11

+

+

 

+

+

Милованова Лена 9 лет

15.09.11

+

 

+

+

+

Миронова Саша, 9 лет

21.09.11

+

   

+

+

Мухомедзянова Маша, 9 лет

20.09.11

+

 

+

+

+

Мясоедова Даша, 9 лет

19.09.11

+

+

+

 

+

Павлов Миша, 9 лет

15.09.11

+

+

+

 

+

Панов Женя, 9 лет

21.09.11

+

   

+

 

Петровская Саша, 9 лет

16.09.11

+

 

+

+

+

Полихач Соня, 9 лет

16.09.11

+

 

+

 

+

Рябцев Никита, 9 лет

14.09.11

     

+

 

Сухорукова Полина, 9 лет

20.09.11

+

 

+

+

 

Ушаков Алеша, 9 лет

21.09.11

+

+

   

+

Федоровских Настя, 9 лет

21.09.11

+

+

 

+

+

Шишковская Маша, 9 лет

20.09.11

+

+

 

+

 

 

  1. Бессердечный

ФИ, возраст

Дата проведения

Основные признаки слова

Наличие наводящих вопросов

Умение привести пример, составить предложение

Лишенный жалости

Жестокий, бездушный

Абубакирова Настя, 9 лет

14.09.11

+

 

+

+

Авербах Лева, 10 лет

14.09.11

+

 

+

 

Александров Генрих, 9 лет

16.09.11

   

+

 

Алферов Илья, 9 лет

14.09.11

   

+

 

Барабанов Семен, 10 лет

15.09.11

 

+

+

+

Белопашенцева Алена, 9 лет

15.09.11

 

+

+

+

Ванеев Дима, 8 лет

16.09.11

+

+

 

+

Железникова Катя, 9 лет

14.09.11

 

+

+

+

Зайкова Алина, 9 лет

19.09.11

 

+

+

+

Казанцев Даня, 9 лет

20.09.11

+

+

 

+

Кизеров Алеша, 9 лет

15.09.11

 

+

+

+

Коридоров Никита, 9 лет

20.09.11

+

 

+

+

Корнилова Оля, 10 лет

16.09.11

+

+

+

+

Костина Наташа 9 лет

19.09.11

   

+

 

Кулькова Катя, 9лет

19.09.11

 

+

+

 

Лапшин Лука, 9 лет

20.09.11

 

+

+

+

Милованова Лена 9 лет

15.09.11

 

+

+

+

Миронова Саша, 9 лет

21.09.11

 

+

+

+

Мухомедзянова Маша, 9 лет

20.09.11

 

+

+

+

Мясоедова Даша, 9 лет

19.09.11

+

+

 

+

Павлов Миша, 9 лет

15.09.11

+

+

 

+

Панов Женя, 9 лет

21.09.11

   

+

+

Петровская Саша, 9 лет

16.09.11

+

+

+

+

Полихач Соня, 9 лет

16.09.11

+

+

 

+

Рябцев Никита, 9 лет

14.09.11

 

+

+

+

Сухорукова Полина, 9 лет

20.09.11

 

+

+

+

Ушаков Алеша, 9 лет

21.09.11

+

   

+

Федоровских Настя, 9 лет

21.09.11

+

 

+

+

Шишковская Маша, 9 лет

20.09.11

 

+

+

+


 

  1. Отзывчивый

ФИ, возраст

Дата проведения

Основные признаки слова

Наличие наводящих вопросов

Умение привести пример, составить предложение

готовый помочь/прийти на помощь

Сочувственный

Заботливый/внимательный

Абубакирова Настя, 9 лет

14.09.11

+

 

+

+

+

Авербах Лева, 10 лет

14.09.11

   

+

 

+

Александров Генрих, 9 лет

16.09.11

+

 

+

 

+

Алферов Илья, 9 лет

14.09.11

+

   

+

+

Барабанов Семен, 10 лет

15.09.11

   

+

 

+

Белопашенцева Алена, 9 лет

15.09.11

+

 

+

 

+

Ванеев Дима, 8 лет

16.09.11

+

   

+

+

Железникова Катя, 9 лет

14.09.11

+

+

   

+

Зайкова Алина, 9 лет

19.09.11

+

     

+

Казанцев Даня, 9 лет

20.09.11

+

 

+

 

+

Кизеров Алеша, 9 лет

15.09.11

+

 

+

 

+

Коридоров Никита, 9 лет

20.09.11

+

 

+

 

+

Корнилова Оля, 10 лет

16.09.11

+

 

+

+

+

Костина Наташа 9 лет

19.09.11

   

+

+

+

Кулькова Катя, 9лет

19.09.11

   

+

+

+

Лапшин Лука, 9 лет

20.09.11

+

   

+

+

Милованова Лена 9 лет

15.09.11

+

 

+

 

+

Миронова Саша, 9 лет

21.09.11

+

     

+

Сухомедзянова Маша, 9 лет

20.09.11

+

 

+

 

+

Мясоедова Даша, 9 лет

19.09.11

+

+

+

 

+

Павлов Миша, 9 лет

15.09.11

+

+

+

 

+

Панов Женя, 9 лет

21.09.11

+

 

+

 

+

Петровская Саша, 9 лет

16.09.11

+

 

+

 

+

Полихач Соня, 9 лет

16.09.11

+

+

+

 

+

Рябцев Никита, 9 лет

14.09.11

   

+

+

+

Сухорукова Полина, 9 лет

20.09.11

+

 

+

 

+

Ушаков Алеша, 9 лет

21.09.11

+

+

+

 

+

Федоровских Настя, 9 лет

21.09.11

+

 

+

+

+

Шишковская Маша, 9 лет

20.09.11

+

   

+

+

Информация о работе Обогащение словаря младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка