Обогащение словаря младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты констатирующего этапа опытно-поискового работы (в баллах)

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

Общий балл

Уровень

Абубакирова Настя

3

3

11

3

4

2

0

26

Средний

Авербах Лева

2

2

11

3

1

3

1

23

Низкий

Александров Генрих

3

1

11

3

1

0

3

22

Низкий

Алферов Илья

3

3

10

3

1

0

1

21

Низкий

Барабанов Семен

2

2

11

3

3

1

1

23

Низкий

Белопашенцева Алена

3

4

10

3

1

2

4

27

Средний

Ванеев Дима

4

4

11

3

2

2

6

32

Средний

Железникова Катя

4

3

11

3

2

2

5

30

Средний

Зайкова Алина

3

2

11

3

2

2

4

29

Средний

Казанцев Даня

5

4

11

3

2

4

8

38

Высокий

Кизеров Алеша

4

2

11

3

3

2

5

30

Средний

Коридоров Никита

4

3

11

3

4

2

4

32

Средний

Корнилова Оля

3

3

11

3

1

1

2

24

Низкий

Костина Наташа

2

2

11

0

3

2

1

21

Низкий

Кулькова Катя

2

1

11

0

3

2

1

20

Низкий

Лапшин Лука

2

2

11

3

2

2

1

23

Низкий

Милованова Лена

3

4

11

3

2

2

2

27

Средний

Миронова Саша

4

2

11

3

2

1

2

25

Средний

Мухомедзянова Маша

4

3

11

3

4

1

2

29

Средний

Мясоедова Даша

4

3

11

3

3

2

5

31

Средний

Павлов Миша

3

2

11

3

2

2

4

27

Средний

Панов Женя

3

2

11

3

1

1

3

24

Низкий

Петровская Саша

3

3

11

3

2

2

2

28

Средний

Полихач Соня

4

3

11

3

2

2

3

29

Средний

Рябцев Никита

3

2

11

3

2

2

1

23

Низкий

Сухорукова Полина

3

2

11

3

2

2

3

24

Низкий

Ушаков Алеша

5

4

11

3

4

4

6

37

Высокий

Федоровских Настя

4

2

11

3

2

3

3

27

Средний

Шишковская Маша

3

0

11

3

3

2

0

22

Низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Комплекс упражнений, направленный на усвоение младшими школьниками лексики межличностных отношений

1. В каждой строчке  найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный:

равнодушие, равнодушный, безразличный.

 Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.

2. Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый. В толковом словарике найди значения этих слов. Запиши слова и их значение в свой словарик.

1) За что можно уважать человека?

2) Каждый ли человек достоин  уважения?

3. Определи, какой частью  речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напиши слова в три столбика: имена существительные. имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный. Если затрудняешься, посмотри в словаре. Запиши слова и их значение в словарик.

4. Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.

Добрый человек — злой: честный поступок — ...: гуманное отношение — ...: тактичный ученик — ... .свирепый взгляд — ....

Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

*5. Что общего между  данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Составь предложения с любыми двумя прилагательными.

Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.

6. Запиши в первый  столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова — какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.

С любым словом составь предложение.

7. Сравни значения слова верный в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный, правильный.

8. С какими из приведенных  ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий'?

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука. поступок, сроки.

*9. Спиши, вставляя пропущенные  имена прилагательные.

Моя мама.

Мою маму зовут Ольга. Она очень                      , потому что заботиться обо мне каждую минуту. Ее                рука всегда горячая, и мне нравится чувствовать теплоту ее рук. Маму называют                     и                      . Она всегда придет на помощь, подскажет и утешит.

10. К слову дружественный  подбери антонимы. Объясни, как от слова друг можно образоваться слово дружественный, а от враг — враждебный?

11. Напиши слова с противоположным  значением и объясни их. Значение  слов, которых не знаешь, запиши  в словарик.

жестокий — ... :

ласковый — ... ;

равнодушный — ... :

внимательный — ... ;

вежливый — ... ;

12. Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать. внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз,...,

Профессии: агроном,...,

Машины: комбайн....,

Человеческие отношения: доброта.....

К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком?

13. Определите, какой частью  речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.

*14. Спишите, вставляя словосочетания, которые  схожи по смыслу со  словосочетанием добрый человек. Во всех предложениях вставляй разные словосочетании.

Не помнит зла (кто?) ... . Худо тому месту, где нет (кого?) ... . Поклонись в пояс (кому?) ... . Поминай добром (кого?)... . Хорошо иметь дело (с кем?) ...  Вспоминай чаще (о ком?) ....

15. Подберите к каждому  прилагательному подходящее по  смыслу имя существительное.

Верный — ... , внимательная — .... добрая — .... жестокое — .... равнодушный — ..., гостеприимная — .... заботливое — .... нежная — .... ласковое — ....

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

16. Запишите имена прилагательные  вместе с подходящими именами  существительными.

(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.

17. Перепишите словосочетания,  подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении используйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.

18. Назовите синонимы  и антонимы слова жестокий. С  любым из синонимов и антонимов составь предложения.

19. Перепиши предложения, подбирая к выделенным словам  синонимы.

1. Она казалась недоброй. (Ф. Гладков.) 2. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров.) 3. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 4. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.

Что значит милосердный? Запиши слово в словарик.

*20. Что общего между  данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

Составь два предложения с любыми из прилагательных.

21. Образуйте пары слов  с противоположным значением.

Сердечный —

Добрый —

Чуткий —

Отзывчивый—

Составьте предложения со словами первого столбика.

22. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряжения в один столбик, глаголы 2-го спряжения — во второй.

1. Старая дружба и в огне  не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга  за деньги не купишь. 4. Русский  человек добро помнит. 5. Не одежда красит человека, а добрые дела. 6. Друга узнаешь в опасности. 7. После драки кулаками не машут.

23. Спишите прилагательные  в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного  в каждом конкретном случае.

Образец: мягкий (хлеб, характер);

мягкий хлеб (это какой?) свежий;

мягкий характер (это какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый.

Твёрдый (камень, характер).

Тёплые (вечера, отношения).

Чёрствый (батон, человек).

Сухой (ветер, взгляд).

24. Как вы понимаете  значение данных оборотов речи?

Владеть собой; выдержать характер: много думать о себе: рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.

*25. Перечислите качества  людей, о которых рассказывают пословицы.

1.  Моя хата с краю, я ничего  не знаю.

2. В чужой лодке всегда больше  дырки

3. Как собака на сене: сама  не ест и другим не даёт.

Составьте предложения с каждым подобранным словом, которое обозначает качество человека.

*26 Какие значения глагола любить вы знаете? Составьте предложения, в которых данный глагол употребился бы в разных значениях.

*27. Прочитай текст. Что  тебе не понравилось в нем? Спишите, заменяя однокоренные слова  синонимами.

Моя бабушка добра и заботлива. Заботливей ее никого нет. Она заботиться о нас, когда мы болеем. Бабушка всегда встречает нас из школы, смотрит заботливым взглядом. Мы очень любим бабушку, потому что она самая нежная и заботливая.

28. Найдите во втором  столбике словосочетания, подходящие  по смыслу к словам из первого  столбика. При необходимости измените форму слов.

Осуждать                        стремление учиться

Одобрять                         чужие успехи

Завидовать                       плохое поведение

29. Образуй от слова душа прилагательные, используя различные предлоги. Составь предложения с полученными прилагательными.

30. Выпишите из текстов имена прилагательные, близкие по смыслу прилагательному злой.

1. Скала стояла на берегу, вся  освещённая солнцем, и к ней  железной цепью была прикована  девушка, которая горько рыдала. Персей подлетел к ней и  крикнул:

— Скажи мне, прекрасная девушка, какие жестокие люди приковали тебя к этой скале? Я пойду и зарублю их своим острым мечом! («Храбрый Персей» К.Чуковский)

2. - Как вы сюда попали? — спросил Айболит.

    - Меня бросили сюда злые пираты, кровожадные, жестокие люди! («Доктор Айболит» К. Чуковский)

3. В лесу порою и дикий зверь, и лютый человек и леший  бродит. («Русалка» А. Пушкин)

31. Образуйте из предложенных  слов ряды синонимов. Обоснуйте  свой выбор.

Вмешиваться, чуткий, ссора, анализировать, совать нос, отзывчивый, разбирать, конфликт, внимательный, рассматривать, неурядица, понимающий.

32. Найдите в предложениях  противоположные по смыслу слова, которые обозначают отношения  между людьми. Объясните их значение.

Лечение обеспечивает отзывчивый персонал. Никогда бы не подумал, что здесь работают такие бездушные люди.

Мария всегда сочувствовала чужому горю этот человек злорадствует чужой неудаче.

Информация о работе Обогащение словаря младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка