Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76
Учащиеся с низким уровнем составляют 43%.
Соотношение высокого, среднего и низкого уровней у учащихся мы показали наглядно в виде диаграммы.
Диаграмма 1. Распределение учащихся по уровням владения лексикой межличностных отношений.
Таким образом, проведенный констатирующий этап эксперимента показал недостаточно высокий уровень владения лексикой межличностных отношений. Около половины учащихся находятся на низком уровне. Большинством детей усвоены лишь основные значения слов, учащиеся допускали ошибки при подборе синонимов, что свидетельствует о частичном или неполном понимании значении слов. Поэтому мы считаем необходимым включить в содержание лексико-семантической работы на уроках русского языка комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений.
Опираясь на результаты проведенной нами диагностики владения учащимися 4 класса лексикой межличностных отношений, представим содержание лексико-семантической работы на уроках русского языка над этой группой слов.
2.2. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЛЕКСИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Вторым этапом нашей опытно-поисковой работы является формирующий. Цель этапа: разработать комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений (см. Приложение 3).
Полученные нами экспериментальным путем данные позволяют констатировать недостаточный уровень владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений, поэтому мы считаем необходимым включить в содержание лексико-семантической работы на уроках русского языка решение следующих задач:
Учитывая ведущие направления работы над словарным запасом младших школьников, мы предусматриваем в комплексе упражнений три линии:
Во-первых, обогащение словаря, т.е. введение новых, ранее не известных учащимся слов, а также значений тех слов, которые уже имеются в словарном запасе школьников;
Во-вторых, уточнение словаря младшего школьника:
А) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно;
Б) усвоение многозначности слов.
В-третьих, активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь младших школьников [25, с. 31].
При составлении упражнений мы ориентировались на следующие общедидактичексие и общеметодические требования:
Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова — какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.
Разнообразные по видам упражнения обеспечивают усвоение учащимися лексики межличностных отношений. Мы использовали различные виды упражнений:
Найдите в предложениях противоположные по смыслу слова, которые обозначают отношения между людьми. Объясните их значение.
Лечение обеспечивает отзывчивый персонал. Никогда бы не подумал, что здесь работают такие бездушные люди.
Мария всегда сочувствовала чужому горю. Этот человек злорадствует чужой неудаче.
Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Составь предложения с любыми двумя прилагательными.
Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.
С помощью лексико-семантических упражнений учащиеся узнают или уточняют значение слов, наблюдают за их лексической сочетаемостью, обогащают свой словарный запас.
Лексико-семантические упражнения могут быть использованы на различных этапах изучения материала по русскому языку.
А) Лексико-грамматические упражнения.
Примеры заданий:
Образуй от слова душа прилагательные. Составь предложения с полученными прилагательными.
В каждой строчке найди однокоренные слова.
добрый, чуткий, доброта;
нежный, ласковый, нежность;
отзывчивый, душевный, сердечный:
равнодушие, равнодушный, безразличный.
Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.
В процессе выполнения лексико-грамматических упражнений учащиеся развивают языковое мышление, у них пробуждается интерес к изучению русского языка. Языковой материал упражнений обеспечивает расширение словаря учащихся, т.к. они при выполнении этих упражнений узнают семантику новых слов, уточняют значение уже известных слов.
Б) Лексико-орфографические упражнения.
Примеры заданий:
Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек — злой: честный поступок — ...: гуманное отношение — ...: тактичный ученик — ... .свирепый взгляд — ....
Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
Упражнения лексико-орфографического характера непосредственно примыкают к лексико-грамматическим, поскольку они связаны с усвоением и закреплением грамматических знаний. Упражнения этого типа направлены на расширение и активизацию словарного запаса учащихся.
В разработанный комплекс упражнений мы также включили типы упражнений, которые представлены в классификации, предложенной М.С. Соловейчик, а именно упражнения на:
1. наблюдение за употреблением
средств языка в образцовом
тексте. Эффективным приемом
2. редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств.
3. конструирование единиц из
заданных элементов более
4. Подбор слов, составление словосочетаний,
придумывание предложений с
Такие виды заданий как редактирование, конструирование развивают у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова при создании высказывания, пробуждает в них наблюдательность, желание постигать новые лексические возможности языка, ведущие к обогащению и активизации их словарного запаса.
Активный словарь развивается интенсивней, когда идет постепенное увеличение самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Дети сначала используют словари, а потом постепенно переходят к самостоятельному объяснению значению слов и поиску нужных лексических единиц в своем словаре.
В разработанном комплексе предусмотрено наличие упражнений повышенного уровня сложности, цель которых – обеспечение дальнейшего речевого развития более сильных учеников, которые выявлены были нами при анализе результатов исходной диагностики. Такие упражнения мы отмечали значком «*».
Упражнения, входящие в комплекс, относились нами к разряду простых и сложных в зависимости от степени использования при их выполнении учащимися слов из своего активного словаря (отсутствие в упражнении слов для справок) и от типа лексического упражнения. К разряду более сложных мы отнесли упражнения на редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств, на конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня, на подбор слов, составление предложений с заданным предметом речи.
Например:
* Прочитай текст. Что тебе не понравилось в нем? Спишите, заменяя однокоренные слова похожими по смыслу.
Моя бабушка добра и заботлива. Заботливей ее никого нет. Она заботиться о нас, когда мы болеем. Бабушка всегда встречает нас из школы, смотрит заботливым взглядом. Мы очень любим бабушку, потому что она самая нежная и заботливая.
* Какие значения глагола любить вы знаете? Составьте предложения, в которых данный глагол употребился бы в разных значениях.
К разряду более простых мы отнесли упражнения на расположение слов-синонимов по возрастающей или убывающей степени, на подбор синонимов/антонимов к данным словам, подбор синонимов/антонимов к многозначным словам.
Например:
Напиши слова с противоположным значением и объясни их.
жестокий — ... ;
ласковый — ... ;
равнодушный — ... ;
внимательный — ... ;
вежливый — ... .
Найдите во втором столбике словосочетания, подходящие по смыслу к словам из первого столбика. При необходимости измените форму слов.
Осуждать
Одобрять
Завидовать
При внедрении комплекса упражнений в практику мы решили, что целесообразно сначала провести ознакомление учащихся с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. Учащиеся получили минимальные теоретические сведения о многозначных словах, как о словах, имеющих несколько лексических значений, о том, что слова-синонимы могут различаться оттенками значений.
Далее мы перешли к определению слов в разные тематические группы. Учащимся предлагалось распределить слова в разные группы и объяснить принцип отбора. Слова подбирались специально разных частей речи, чтоб ребята могли распределить слова по разным признакам:
Образуйте из предложенных слов ряды схожих по смыслу слов. Обоснуйте свой выбор.
Отзывчивый, жестокий, внимательный, мягкий, анализировать, доброта, разбирать, добродушие, жесткий.
Большинство учащихся распределили слова по темам. Затем были заданы вопроса такого характера, как «Чем похожи слова в одном ряду?», «Чем различаются?». К каждой группе школьники должны были придумать еще пару слов. Таким образом, у учащихся было сформировано представление о том, что группа слов может быть объединена общим значением, но при этом каждое слово несет свое собственной лексическое значение.
После такой работы учащимся предлагались задания, в которых была использована только лексика межличностных отношений. Учащиеся указывали, какой темой объединены слова, узнавали или уточняли значения слов. Первое время школьники работали со словарем, создавали собственный словарик, куда записывали изученную лексику. С данными словами проводилась орфографическая работа. На домашнее задание предлагалось составить 3-4 предложения с новыми словами и обозначить в них орфограммы. На следующем уроке в виде «летучки» проводился диктант: учитель читал значение, а учащиеся писали само понятие и обозначали орфограммы. С одним словом предлагалось составить предложение. Таким образом проводилась лексико-орфографическая работа.
После того как учащиеся познакомились с некоторыми новыми словами, предлагалось выполнить упражнения, в которых проверялся активный и пассивный словарный запас. Учащиеся без помощи словарей объясняли значение слов, выполняли упражнения, в которых требовалось из собственного словарного запаса выбрать нужное слово.