Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить словарь-минимум лексики межличностных отношений для учащихся начальной школы;
• проанализировать учебную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений;
• разработать и провести диагностику, позволяющую выявить уровень владения лексикой межличностных отношений у младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников;
• проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………...8
1.1. Особенности словарного запаса младших школьников…………………8
1.2. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………….13
1.3. Лексика межличностных отношений……………………………………21
1.4. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений……………………………………………...26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….35
2.1. Изучение исходного уровня владения младшими школьниками лексикой межличностных отношений…………………………………35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений……………………………………………..42
2.3. Оценка эффективности опытного обучения…………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………...……………..76
В словарь-минимум мы включили 115 слов, при этом мы не указывали однокоренные слова, но они нами учитываются. Словарь составлен на основе словарей русского языка, раскрывающих семантические связи между словами [1, 4, 5, 22]. Ниже мы приведем полный список слов, включенных в словарь.
Глаголы эмоционально-оценочного отношения: брезговать, верить, влюбляться, враждовать, доверять, дорожить, дружить, жалеть, заботиться, завидовать, конфликтовать, ладить, любить, насмехаться, невзлюбить, недолюбливать, ненавидеть, нравиться, обожать, одобрять, оскорблять, осмеивать, осуждать, подозревать, позорить, симпатизировать, сострадать, сочувствовать, уважать.
Глаголы внешнего проявления отношения: благодарить, заигрывать, злодействовать, игнорировать, издеваться, кокетничать, ухаживать, хвалить.
Существительные, обозначающие людей, связанных наличием общих предков: брат, кузен, кузина, племянник, племянница, предки, сестра, сирота.
Существительные, обозначающие людей по отношению к браку, супружеским связям: жена, жених, муж, невеста, супруги.
Существительные, обозначающие человека по отношению к другим людям: доброжелатель, друг, подруга, приятель, товарищ.
Существительные, обозначающие людей, противоположных или противодействующих друг другу: враг, завистник, соперник.
Существительные, обозначающие
различные виды социального взаимодействия/
Прилагательные, обозначающие качества людей по отношению к другим людям: бездушный, беззлобный, беспощадный, бессердечный, великодушный, доброжелательный, дружелюбный, душевный, жалостливый, жестокий, заботливый, завистливый, конфликтный, ненавистный, отзывчивый, сострадательный, сочувствующий, черствый, чуткий.
Также нами учтены наречия, образованные от вышеперечисленных слов.
Таким образом, нами была определена группа слов, обозначающих межличностные отношения. Опираясь на данный словарь, мы проанализировали учебные пособия по русскому и литературному чтению в аспекте обогащения лексикой межличностных отношений.
1.4. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ И
Опираясь на знания о лексике межличностных отношений и на составленный словарь-минимум, мы проанализировали учебные пособия по русскому языку и литературному чтению с 1 по 4 класс в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений. Для этого мы обратились к УМК «Школа 2100», а также УМК системы Д.Б. Эльконина-Д.В.Давыдова. Оба УМК соответствуют требованиям нового стандарта, система «Школа 2100» используется во многих школах, а система Д.Б. Эльконина - Д.В. Давыдова в диагностируемом классе.
Цели анализа: определить наличие лексики межличностных отношений, определить, в каком контексте представлена лексика, позволяют ли условия контекста понять значение слова, выявить задания, которые направлены на осознание значения слова, его парадигматических связей.
Результаты анализа УМК «Школа 2100» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой по русскому языку показали, что разнообразие лексики межличностных отношений в них невелико. Основную группу составляют слова, выражающие семейные и дружеские отношения: мама, папа, дочь, сын, падчерица, пасынок, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, друг, друзья, приятель. Слова данной группы встречаются неоднократно. Наиболее употребительными являются слова мама, папа, бабушка, дедушка, друг. В среднем данные слова встречаются 16 раз. Наименьшую частотность имеют слова внучка, внук, брат, сестра - в среднем 5 раз. Имеются единичные случаи включения слов: дядя, тётя, падчерица, пасынок, прадедушка, прабабушка.
Слова данной группы представлены в большинстве случаев в контексте.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать и бабушка (1 класс).
Лексика знакома учащимся и не требует дополнительной семантической работы.
В учебнике за 3 класс представлено упражнение, направленное на усвоение значений слов, обозначающих межличностные отношения:
Спиши. Выдели
приставки. Как ты думаешь, часто
ли встречается в словах
Побег, побежал, поговорить, подумать, сын, пасынок, дочь, падчерица.
В сказках: пасынок – неродной сын, падчерица – неродная дочь (Бунеев 2000: 106).
В словаре С.И. Ожегова нет ссылки на то, что данные слова встречаются только в сказках.
Пасынок – 1. Сын одного из супругов по отношению к другому, для него неродному. Относиться к кому-чему-н. как к пасынку (недоброжелательно, равнодушно). 2. Боковой побег растения (спец.). 3. Наращенная часть столба (спец.).
Падчерица – дочь одного из супругов по отношению к другому, для нее неродному [34, 256].
Комментарий к толкованию данных слов в учебнике дает ложное представление об их употреблении.
Следующая группа лексики, которая представлена в учебниках – глаголы эмоционально оценочного отношения: любить, дружить. Средняя частотность употребления слов – 6 раз. Задания, в которых предлагается работа с данными словами, не позволяют наблюдать за семантикой слов. Группа слов представлена вне контекста.
В учебнике за третий класс представлены слова, выражающие проявление какого-либо чувства по отношению к другому человеку – любовь, ненависть, вражда.
Слово – дело великое. Слово может соединить людей, слово может разъединить их. Слово может служить любви, а может вражде и ненависти.
(Л. Толстой)
Работа над значением данных слов не предполагается в задании. В данном случае понять смысл слов учащийся сможет благодаря контексту.
Слова, обозначающие различные виды социального взаимодействия или противодействия, такие как дружба, ссора, встречается по одному разу в учебнике за 4 класс.
Задания к данным упражнениям не предусматривают семантическую работу над словами.
Группу прилагательных, обозначающих качества людей по отношению к другим людям, составляют следующие слова: «внимательный», «приветливый», «добродушный», «душевный», «бездушный», «безжалостный». Слова встречаются по одному разу.
В учебнике за 3 класс имеется задание, которое направлено на семантическую работу со словами данной группы.
Прочитай слова, подумай, что они означают.
Душа, душевный, добродушная, бездушная (3 класс).
Данное упражнение дает возможность для усвоения значений слов и случаев их употребления.
В учебнике за 4 класс в упражнении 280 требуется дополнительная работа над усвоением значения слова безжалостный.
Рано, рано утром безжалостный и, как всегда бывают люди в новой должности, слишком усердный Василий сдергивает одеяло и уверяет, что пора ехать и все же уже готово.
В данном случае контекст не помогает учащимся понять смысл слова безжалостный.
Подводя итог проведенного анализа данных учебников, можно сделать вывод, что лексический материал представлен недостаточно полно с точки
зрения объекта нашего анализа. Авторы не ставят цель обогатить словарь школьников лексикой межличностных отношений, соответственно, нет целенаправленной работы со словами данной группы, выяснения их значений. Основу составляют слова, которые хорошо знакомы учащимся.
Нами также были проанализированы учебники по литературному чтению. Как и в учебниках по русскому языку, слова, выражающие семейные отношения, составляют основную группу: мама, папа, дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра, дедушка, бабушка, дядя, кузина, предки, родители. Наиболее частотными являются слова мама, сестра - в среднем 8 раз. Слова кузина, родители, предки встречаются единожды. Следующая группа по частотности – слова, выражающие дружеские отношения: друг, друзья, подруга - в среднем 5 раз, товарищ - 1 раз. Из группы слов эмоционально-оценочного отношения встречаются следующие подружиться, дружить, любить. Среди данных слов подружиться употреблено 2 раза, остальные – по одному. В учебниках также представлены существительные, обозначающие людей противоположных друг к другу: враг, соперник; существительные, обозначающие различные виды социального взаимодействия или противодействия: любовь, дружба; а также одно прилагательное, обозначающее качество человека по отношению к другим людям, - отзывчивый. Все перечисленные выше слова встречаются по одному разу.
Учебники не предполагают семантическую работу с данной группой слов.
Таким образом, лексика межличностных отношений в учебниках по русскому языку и литературному чтению в данной программе представлена в небольшом количестве, большая часть слов знакома школьникам. Основную группу составляют слова, обозначающие дружеские и семейные отношения, слов, которые дают качественную характеристику людям, практически нет. Нам ни разу не встретились слова сочувствие, сострадание, конфликт, доброжелательный, завистливый.
Младшим школьникам часто приходится давать оценку поступкам героев и качественную характеристику на уроках литературного чтения. Учебники не содержат специальные задания, направленные на обогащение словаря младших школьников лексикой межличностных отношений. Требуется дополнительная работа учителя, которая позволит это сделать.
В учебниках по русскому языку системы Д.Б. Эльконина – Д.В. Давыдова лексика межличностных отношений представлена в меньшем объеме, чем в учебниках по русскому языку в системе «Школа 2100». Основное количество слов сосредоточено в учебнике 3 класса. Как и в УМК «Школа 2100», основную группу составляют слова, обозначающие дружеские и семейные отношения: друг, приятель, мама, папа, тётя, дядя и т.д. Наиболее употребительными являются слова мама, брат, сестра, которые встречаются более десяти раз. Ни разу не встретились слова внук, внучка.
Следующая группа слов, которая представлена в учебнике, – слова эмоционально-оценочного отношения: дружить, дружно, насмехаться, неприязнь, насмешка, ладить, заботиться, невзлюбить, ненавидеть, завидовать. Слова данной группы представлены в большем разнообразии, чем в учебниках Бунеевых. Данная лексика представлена в основном в контексте:
… И жучка стала ладить с ними (1 класс).
… И все дружно принялись за дело (2 класс, 1 часть).
В учебнике 3 класса приводится толкование слова друг:
Словом друг называют человека, с которым дружат, приятеля, товарища.
Данное толкование включает синонимы к слову друг, но не указывает оттенки значений каждого из слов.
В этом же учебнике предлагается задание на соотнесение устойчивого выражения и его значения. Толкования содержат словосочетания, которые включают лексику межличностных отношений:
Испытывать неприязнь к кому-то, насмехаться над кем-то, стать предметом насмешек (3 класс, 2 часть).
Данное упражнение направлено на обогащение словарного запаса младших школьников, в том числе и лексикой межличностных отношений.
Из группы слов, которые обозначают качества человека по отношению к другому, встречаются отзывчивый, равнодушный, чёрствый. Данные слова представлены в комментарии к тексту М. Пришвина «Этажи леса». После этого учащимся предлагается самим составить подобный рассказ.
Таким образом, лексика межличностных отношений в учебниках по русскому языку в системе Эльконина-Давыдова более разнообразна и включает слова, которые могут быть незнакомы учащимся. При правильно организованной работе учителя у учащихся есть возможность пополнить свой словарный запас данными словами.
В учебниках по литературе (Матвеева Е.И.) лексика межличностных отношений представлена несколькими группами. Самая многочисленная по количеству слов – семейные отношения (как и в системе «Школа 2100»): семья, родственники, мама, папа, бабушка и т.д. Самыми частотными являются мама, бабушка, которые встречаются более семи раз. Лексика, которая называет дружеские отношения, представлена словами друг, товарищ. Слово друг встречается более 10 раз.
В учебнике также встречаются слова, обозначающие эмоционально-оценочное отношение дружить, любить, ненавидеть. Среди данных слов наиболее употребительным является слово дружить, которое встретилось 5 раз, остальные – по одному разу. Существительные, образованные от этих слов: дружба, любовь, ненависть - также представлены в учебнике.
В отличие от УМК «Школа 2100» в учебниках по литературному чтению системы Д.Б. Эльконина – Д.В. Давыдова прилагательные, обозначающие качества человека по отношению к другому, представлены в большем объеме, их частотность употребления от 2 до 4 раз. Это такие слова, как отзывчивый, добродушный, бессердечный.
Семантическая работа с лексикой межличностных отношений также не предусматривается.