Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8

1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8

1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17

1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24

2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38

2.3. Результаты опытно – практической работы 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования связана с тем, что развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе воспитания и образования в ДОУ. В дошкольных учреждениях декоративно-прикладная деятельность детей при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Закон Российской Федерации «Об  образовании». Общие положения.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования. 

Государственная политика в области  образования основывается на следующих  принципах:

1) гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства. [25, с. 331]

 

 Статья 7. Государственные образовательные  стандарты:

  1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные  стандарты могут устанавливаться  по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

  1. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
  2. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  3. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
  4. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
  5. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. [25, с. 333]

Самым благоприятным  возрастом для развития творческих способностей, по общему мнению педагогов  и психологов, является старший дошкольный возраст, так как именно в этот возрастной период у ребёнка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним — потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других, для чего она должна быть донесена до других людей. Возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, а с другой — к средствам его выражения. Поэтому важным является задача  помочь ребёнку этого возраста в развитии и раскрытии своего таланта.

На занятиях декоративно-прикладной деятельностью в ДОУ решаются задачи всестороннего развития детей. Программы детского сада по декоративно-прикладной деятельности предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям декоративно-прикладного искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.

По мнению Марецкой Н. И., Корчиковой О.В., Хохловой Е. Н   формирование декоративно-прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Воспитатель для этого сам должен хорошо знать особенности различных видов декоративно-прикладной деятельности и народного искусства, уметь осуществлять целенаправленное руководство творческой деятельностью дошкольников на занятиях. [40, с. 57]

Проблема  заключается в противоречии между  существующей общественной потребностью в целенаправленном  формировании творческой личности ребенка и недостаточно эффективной деятельностью ДОУ  в организации процесса  развития творческих способностей, в том числе - формирования декоративно-прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе образцов народного искусства.

В декоративно-прикладном искусстве, созданном народом, переплелись  воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным произведениям народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Объект исследования: формирование декоративно-прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.

Гипотеза исследования:  предполагаем, что использование народного искусства как средства формирования декоративно-прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста повысит уровень сформированности декоративно – прикладной деятельности дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить  литературные источники по проблеме  формирования декоративно – прикладной  деятельности у детей старшего  дошкольного возраста.

2.  Показать  значение народного искусства  в формировании декоративно –  прикладной деятельности детей  старшего дошкольного возраста.

3. Раскрыть  особенности декоративно – прикладной  деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

4. Изучить  методы формирования декоративно  – прикладной деятельности у  детей старшего дошкольного возраста.

5. Выявить  педагогические условия формирования  декоративно – прикладной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста, посредством народного  искусства. 

 

 

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы;

— наблюдение за детьми;

— проведение педагогического эксперимента;

— анализ детских  работ;

— обработка  полученных результатов.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Значение  народного искусства в формировании  декоративно – прикладной деятельности  детей старшего дошкольного возраста.

 

Декоративно-прикладное народное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире [30, с. 8].

Г. Н. Пантелеев отмечает, что в  красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас «представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному» [43, с. 11].

Истоки искусства  уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские  умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения  из камня и кости) появились значительно  раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек  впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в  искусстве, что способствовало закреплению  и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н.э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими  формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым  укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т.е. единый, культурный комплекс, который  лишь спустя столетия распадется на самостоятельные  сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего  синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное  изображение голов животных, оттиски  человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине  пальцами руки (так называемые «макароны»). Более поздние изображения эпохи  палеолита - это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и  потолках пещер. Древнейшие статуэтки  животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому  скульптурные изображения человека очень схематичны, условны.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н.э., обогатил изобразительное  искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья).

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н.э. преобладающее  значение получает архитектура, названная  мегалитической (т.е. архитектура больших  камней: от греческих корней «мег» - большой и «лит» - камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы - менгиры - высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры. [13,с.169.]

Народное  искусство это сложное и многослойное искусство. И если сегодня его  образцы во многих странах изготовляются  на фабриках и комбинатах местной  промышленности как сувениры, то когда-то это были самые необходимые и  нужные в быту вещи - кринки, рубахи, скамьи, инструменты. Люди старались  их делать наиболее удобными по понятиям своего времени и в них выражали свои художественные вкусы и стремление к красоте. Какой, например, удобной  формы горшок для приготовления  еды в печи. Донышко небольшое, но устойчивое. Выпуклые бока словно повторяют  форму языков пламени. Огонь охватывает горшок со всех сторон, и пища проваривается  в нем наилучшим образом. В  то же время горшок приспособлен и  для того, чтобы его вынимать из печи ухватом. Превосходным образцом такого же древнего народного дизайна являются и греческие керамические вазы. Они были нескольких типов, причем каждый имел свои функции, свое назначение: амфора служила для хранения вина в земле, гидрия - чтобы носить на плече воду, лекиф - для хранения масла, килик - чтобы из него пить и т.д. [26,с.379.] На эти полезные, удобные вещи стали накладывать орнамент, рисунки, цветные покосы. И таким образом: из предметов, просто необходимых в быту, они превращались в произведения народного искусства, а одновременно и прикладного искусства. Мы до сего дня восхищаемся одухотворенной красотой расписной керамики, любовно отделанным донцем прялок, ткаными и вышитыми женскими платьями, деревянной посудой с красно-золотой росписью, центром производства которой в XVIII-XIX вв. стало село Хохлома Горьковской области. Все это произведения народных умельцев, талантливых самобытных мастеров. [38,с.63]

Народное  искусство было теснейшим образом  связано с бытом и архитектурой. Печи обкладывались затейливыми  многокрасочными изразцами или  же расписывались по побелке. Деревянные хаты украшались резными коньками на крышах, крыльцами и наличниками  окон с красивой и сложной резьбой. На дымовых трубах устраивались изящные  дымники из просечного железа. Вы и  сейчас можете увидеть в наших  деревнях такие дома.

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование