Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
При знакомстве детей с произведениями народного прикладного искусства перед воспитателем встает вопрос, в какой мере доступна детям обобщенность и условность образов народного искусства, как воспринимают они ее [43, с.64].
Показательно, что декоративность цвета, плоскостной характер в решении композиции росписи, обобщенность в создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образы им близкие и понятные.
Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Саккулина отмечает, что детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством [48, с.94].
Таким образом, декоративно-прикладное творчество доступно каждому ребенку. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Отечественные психологи и педагоги доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и их развитие происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.
Знакомство
ребенка с русским народным декоративно-прикладным
искусством опирается на принцип
общей дидактики - связи с жизнью,
систематичности и
Рассмотрим
особенности процесса приобщения детей
к декоративно-прикладному
Программное содержание занятий в ДОУ выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как изображение, постройка и украшение (как характерные черты произведений искусства) [16]. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу мастеров, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.
На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Сказочные персонажи становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.
При изучении
отдельных тем («Украшение и
реальность», «Украшение и
Далее дети знакомятся
с разнообразными произведениями декоративно-прикладного
искусства, окружающими их в повседневной
жизни, а также сами изображают, мастерят
и украшают посуду, игрушки, платки
и пр. Дети учатся создавать пластически
выразительные формы, украшать их, ритмично
выстраивая в единую композицию изобразительные
элементы и цветовые пятна, осваивают
разнообразные техники и
На каждой новой ступени познания детям предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям.
В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга:
- слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства, показе приемов исполнения;
- приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
- показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
- приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность [17, с.42].
Организация
детской художественно-
Таким образом,
можно сделать следующие выводы
Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: эвристический (проблемно-поисковый метод); объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний); наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный); репродуктивный; эмпирический (метод подражания).
Все методы тесно связаны между собой. Поэтому важна интеграция различных методов формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существует множество взглядов на проблему развития декоративно-прикладной деятельности детей в практике дошкольного образования, на педагогические условия, способствующие этому процессу. Но педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства практически не рассматривалась исследователями, вследствие чего нами было предпринято экспериментальное изучение обозначенной проблемы.
Наше исследование проходило на базе ГБОУ детский сад № 68, района Зябликово. Исследование включало констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент и проводилось в несколько этапов:
Цель констатирующего (первичного) исследования: выявление исходного уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего исследования:
1.Выбрать методики экспериментального исследования.
2. Разработать комплекс
3. Провести констатирующее
В соответствии с задачами исследования была сформирована выборка испытуемых. В ээксперименте участвовали 14 детей старшего дошкольного возраста (7 мальчиков и 7 девочек) и 5 воспитателей. В составе воспитателей – люди различных возрастов (от 23 до 48 лет), различен и опыт работы (от 2 до 24 лет). Все воспитатели имеют требуемый для работы в ДОУ уровень образования.
Методика проведения констатирующего этапа состояла в следующем.
С целью выявления представлений
воспитателей о процессе формирования
декоративно – прикладной деятельности
у детей старшего дошкольного
возраста посредством народного
искусства; о педагогических условиях,
способствующих формированию декоративно
– прикладной деятельности у детей,
а также о готовности педагогов
к развитию творческих способностей
детей, были проведены анкетирование
педагогов и наблюдения за работой
воспитателей в процессе проведения
занятий декоративно –
Проведенное анкетирование педагогов по составленной нами анкете (Приложение 1) показало, что все педагоги ДОУ строго следуют указаниям программы «Детство», не считают необходимым учитывать индивидуальные особенности детей, их пожелания и пр. При этом четверо из пяти педагогов (80%) недостаточно информированы о достоинствах других программ, об использовании народного искусства как средства формирования декоративно – прикладной деятельности у детей. Один педагог выбрал ответ «я плохо информирована по данному вопросу».
При подготовке занятий четверо (80%)
опираются на свой опыт и опыт коллег,
помощь методиста не используют. Изучение
методической поддержки воспитателей
в ДОУ показало, что воспитатели
получают плановые консультации методистов
и консультации по тем вопросам,
которые поднимают сами воспитатели.
Однако, вопросы формирования декоративно
– прикладной деятельности у детей
посредством народного
Самообразованием педагоги ДОУ занимаются недостаточно: двое ответили «Нет, у меня мало времени», трое – «Лишь по некоторым проблемам».
Предметная и развивающая
Обеспечить психологический
Мотивацию детей в процессе формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (проведение выставок, использование лучших работ в интерьерах ДОУ и пр.) четыре педагога считают важной, но ограничиваются лишь выставками работ. Один педагог считает, что все и так хорошо.
Таким образом, следует активизировать
работу педагогов по формированию
декоративно – прикладной деятельности
посредством народного
Посещение занятий позволило провести анализ деятельности педагогов по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Критерии оценки занятий педагогов и результаты наблюдений приведены в таблице 1. Соответствие критерию отмечено знаком «+», несоответствие - отмечено знаком «-»
Результаты анализа занятий педагогов
№ |
Критерии оценки |
Педагоги | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1. |
Владеет умением планировать занятие, имеет конспект |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
2. |
Умеет организовать детей на занятиях |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3. |
Владеет педагогической техникой:
|
+
+ + +
+ |
+
- - +
- |
+
+ + +
+ |
+
+ + +
+ |
+
- - +
- |
4. |
Владеет специальными умениями:
|
+
+
- |
-
+
+ |
+
+
- |
+
+
+ |
-
+
- |
5. |
Использует в работе игровые методики |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. |
Владеет умением оценивать успехи и неудачи детей |
+ |
- |
+ |
- |
- |
7. |
Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе |
+ |
- |
- |
+ |
- |