Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

При знакомстве детей с произведениями народного прикладного искусства перед воспитателем встает вопрос, в какой мере доступна детям обобщенность и условность образов народного искусства, как воспринимают они ее [43, с.64].

Показательно, что декоративность цвета, плоскостной характер в решении композиции росписи, обобщенность в создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образы им близкие и понятные.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Саккулина отмечает, что детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством [48, с.94].

Таким образом, декоративно-прикладное творчество доступно каждому ребенку. Дошкольный возраст  сензитивен, наиболее благоприятен для  развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Отечественные психологи и педагоги доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и их развитие происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

1.3. Методы формирования  декоративно – прикладной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Знакомство  ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип  общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности [31, с. 11].

Рассмотрим  особенности процесса приобщения детей  к декоративно-прикладному искусству, который осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей  на разных этапах их развития. Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Изучая склонности детей, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

Программное содержание занятий в ДОУ выстраивается  вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и  декоративно-прикладной, которые выступают  в адаптированном для детей виде как изображение, постройка и  украшение (как характерные черты произведений искусства) [16]. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу мастеров, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Сказочные персонажи становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

 При изучении  отдельных тем («Украшение и  реальность», «Украшение и фантазия»)  в сознании детей устанавливается  связь между образным строем  произведений декоративно-прикладного  искусства и богатейшим миром  природы. Используя разнообразные  материалы и техники, дети украшают  декоративными элементами, например, кокошники, шлемы и щиты богатырей,  стремятся выразить через украшение  характер человека; конструируют  добрые и злые символы и  украшают ими свои поделки.  Художественно-декоративная деятельность  детей носит творческий характер.

Далее дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного  искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки и пр. Дети учатся создавать пластически  выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные  элементы и цветовые пятна, осваивают  разнообразные техники и материалы.

На каждой новой ступени познания детям  предлагается новый взгляд на предмет  восприятия, адекватный их возрастным особенностям.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга: 

- слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства, показе приемов исполнения;

- приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

- показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

- приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность [17, с.42].

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных  уголков (зон). Это обусловлено особенностями  дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой [50, с. 21].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Проведенный анализ условий и средств духовного развития подрастающего поколения показывает, что использование народного искусства в работе с детьми, основанное не только на ознакомлении с опытом народного творчества, но и на активной продуктивной деятельности на занятиях декоративно-прикладным искусством, является наиболее подходящим условием для такого развития, а следовательно, и для становления духовного мира дошкольника.

Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста: эвристический (проблемно-поисковый метод);  объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний); наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);  репродуктивный; эмпирический (метод подражания).

Все методы тесно  связаны между собой. Поэтому  важна интеграция различных методов формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

2.1. Изучение особенностей сформированности  декоративно – прикладной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста

 

Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существует множество взглядов на проблему развития декоративно-прикладной деятельности детей в практике дошкольного  образования, на педагогические условия, способствующие этому процессу. Но педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста, посредством народного  искусства практически не рассматривалась  исследователями, вследствие чего нами было предпринято экспериментальное  изучение обозначенной проблемы.

Наше исследование проходило на базе ГБОУ детский сад № 68, района Зябликово. Исследование включало констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент и проводилось в несколько этапов:

  1. Подготовительный (выбор методик  экспериментального исследования, разработка комплекса критериев и пр.).
  2. Констатирующее (первичное) исследование.
  3. Качественный и количественный анализ полученных в результате констатирующего исследования данных.
  4. Разработка содержания и методики проведения занятий (опытно – практическая работа) по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Контрольное (повторное) исследование.
  6. Анализ результатов опытно – практической работы, формулировка выводов.

Цель констатирующего (первичного) исследования: выявление исходного уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего исследования:

1.Выбрать методики  экспериментального исследования.

2. Разработать комплекс критериев  оценки уровней сформированности  декоративно – прикладной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста.

3. Провести констатирующее исследование и проанализировать его результаты.

В соответствии с задачами исследования была сформирована выборка испытуемых. В ээксперименте участвовали 14 детей старшего дошкольного возраста  (7 мальчиков и 7 девочек) и 5 воспитателей. В составе воспитателей – люди различных возрастов (от 23 до 48 лет), различен и опыт работы (от 2 до 24 лет). Все воспитатели имеют требуемый для работы в ДОУ уровень образования.

Методика проведения констатирующего этапа состояла в следующем.

С целью выявления представлений  воспитателей о процессе формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста посредством народного  искусства; о педагогических условиях, способствующих формированию декоративно  – прикладной деятельности у детей, а также о готовности педагогов  к развитию творческих способностей детей, были проведены анкетирование  педагогов  и наблюдения за работой  воспитателей в процессе проведения занятий декоративно – прикладной деятельностью с детьми. Все педагоги с интересом откликнулись на проведение исследования.

Проведенное  анкетирование педагогов  по составленной нами анкете (Приложение 1) показало, что все педагоги ДОУ  строго следуют указаниям программы  «Детство», не считают  необходимым  учитывать индивидуальные особенности  детей, их пожелания и пр. При этом четверо из пяти педагогов (80%) недостаточно информированы о достоинствах других программ,  об  использовании народного искусства как средства формирования декоративно – прикладной деятельности у детей. Один педагог выбрал ответ «я плохо информирована по данному вопросу».

При подготовке занятий четверо (80%) опираются на свой опыт и опыт коллег, помощь методиста не используют. Изучение методической поддержки воспитателей в ДОУ показало, что воспитатели  получают плановые консультации методистов и консультации по тем вопросам, которые поднимают сами воспитатели. Однако, вопросы формирования декоративно  – прикладной деятельности у детей  посредством народного искусства  не обсуждались. Специальную литературу по данной теме изучали только двое воспитателей. 

Самообразованием педагоги ДОУ  занимаются недостаточно:  двое ответили «Нет, у меня мало времени», трое –  «Лишь по некоторым проблемам».

Предметная и развивающая среда  устраивает трех педагогов (60%); двое считают, что «следует изменить к лучшему», но особых усилий к этому не прикладывают.  

Обеспечить психологический комфорт  в ДОУ для всех детей, по мнению педагогов, невозможно: дети разные. Трудно работать, например,  с капризными и гиперактивными детьми – они  и сами плохо трудятся во время  занятий, и другим детям мешают. Приходится таких детей, как выразилась одна из педагогов, «одергивать и приводить  в чувство». Резкие слова, естественно, не способствуют созданию психологического комфорта.

Мотивацию детей в процессе формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста  (проведение выставок, использование  лучших работ в интерьерах ДОУ  и пр.) четыре педагога считают  важной, но ограничиваются лишь выставками работ. Один педагог считает, что все  и так хорошо.

Таким образом, следует активизировать  работу  педагогов по формированию декоративно – прикладной деятельности посредством народного искусства  у детей старшего дошкольного  возраста с учетом выявленных проблем.

Посещение занятий позволило провести анализ деятельности педагогов по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста.  Критерии оценки  занятий  педагогов и результаты наблюдений приведены в таблице 1. Соответствие критерию отмечено знаком «+», несоответствие - отмечено знаком «-»

                                                                                                          Таблица 1

Результаты анализа занятий  педагогов

 

Критерии оценки

Педагоги

1

2

3

4

5

1.

Владеет умением планировать занятие, имеет конспект

+

-

+

+

-

2.

Умеет организовать детей на занятиях

+

+

+

+

-

3.

Владеет педагогической техникой:

  • речью;
  • распределением и переключением внимания детей;
  • находит выход из любой ситуации;
  • владеет показом способов деятельности;
  • умеет сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия

 

+

 

+

+

+

 

 

 

+

 

+

 

-

-

+

 

 

 

-

 

+

 

+

+

+

 

 

 

+

 

+

 

+

+

+

 

 

 

+

 

+

 

-

-

+

 

 

 

-

4.

Владеет специальными умениями:

  • умеет выразительно читать художественные произведения по теме занятия;
  • рисовать, лепить, выполнять аппликации и пр.;
  • владеет технологическими навыками выполнения декоративно – прикладных изделий

 

 

 

 

+

 

+

 

-

 

 

 

 

-

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

-

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

+

 

-

5.

Использует в работе игровые  методики

+

+

+

+

+

6.

Владеет умением оценивать успехи и неудачи  детей

+

-

+

-

-

7.

Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе

+

-

-

+

-

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование