Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для педагогов
Инструкция: «Отметьте в анкете те ответы, которые Вы считаете наиболее совпадающими с Вашей точкой зрения».
1. Следуете ли Вы при
- строго следую требованиям программы;
- считаю необходимым учитывать особенности детей;
- как получится.
2. Используете ли Вы на занятиях
народное искусство как
- Да, обязательно;
- лишь отчасти;
- я плохо информирован(а) по данному вопросу.
3. Обращаетесь ли Вы за помощью
к методистам (при возникновении
проблем в процессе
- Да, обязательно;
- нет, я опираюсь на свой опыт и опыт коллег;
- лишь по некоторым проблемам.
4. Занимаетесь ли Вы
- Да, обязательно;
- нет, у меня мало времени;
- лишь по некоторым проблемам.
5. Считаете ли Вы предметную
и развивающую среду ДОУ
- Меня все устраивает;
- следует изменить к лучшему;
- это дело руководства.
6. Работаете ли Вы над созданием
комфортной психологической
- Да, стараюсь;
- нет, невозможно обеспечить психологический комфорт для всех;
- пытаюсь, но получается не всегда.
7. Считаете ли Вы важной
- Да, обязательно;
- нет, все и так хорошо;
- лишь по указанию руководства.
Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладной деятельности
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои» Вот помощники мои, их как хочешь поверни: И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели.
|
Смотрим на раскрытые ладони. Потираем руками. Хлопаем в ладоши. Встряхиваем кистями. Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук. Круговые вращения кистью. |
«Цветки» Наши алые цветы распускают лепестки Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки Головой качают, тихо засыпают. |
Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад. |
«Утята» Встали как-то утром в ряд Десять маленьких утят. Посчитались, удивились, На две группы разделились. Перышки почистили, Головками повертели, Червячка склевали, К речке побежали. |
Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу. Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят. Руки в стороны, пальцы растопыренные Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки. Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу. |
«Птички» Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. |
Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку. |
Приложение 3
Занятие 1. «Искусство русского народа».
Цель: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства,воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Материал: Иллюстрации с изображением красивых уголков России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки; куклы в русских национальных костюмах.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятия пришли куклы Алёнушка и Иванушка, они принесли вам разные картины, мы сейчас с вами их рассмотрим (выставляются на мольберт иллюстрации с изображением природы России, а так же разных красивых зданий и храмов разных городов России).
Воспитатель: что вы видите? (Дети перечисляют — лес, река, храмы и т. д.)
- Всё это наша страна, в которой мы живём. Как она называется? (Россия)
- Какая наша родина — Россия? (большая, красивая, огромная, богатая, сильная, и т. д.)
- И живут
в этой стране очень
- Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
- Всё
это русские мастера научились
делать давным-давно. У
- Всё,
что вы тут видите, делают только
в нашей стране — России. Когда
в нашу страну приезжают люди
с других стран, они
- Алёнушка
и Иванушка хотят вам загадать
загадки об этих предметах,
попробуйте их отгадать и
Загадки
- Это
игрушка. Она сделана из глины.
- Молодцы ребята, правильно нашли дымковскую игрушку.
- Предмет
о котором я расскажу, сделан
из дерева, покрыт золотой краской,
а на золотом поле ярко-
- Молодцы ребята, правильно нашли хохломскую посуду.
- Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная. С ней очень интересно играть — можно разложить и станет сразу несколько кукол, сложить и снова будет одна кукла. (Дети находят матрёшку, рассматривают её, раскладывают, передают друг другу, комментируя какая они).
- Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель: Славно вы потрудились! Делу время а потехе — час, а сейчас спойте нам частушки, порадуйте Ванечку и Алёнушку.
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
чтоб порадовать гостей!
1-я девочка:
Начинаю я припевку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2-я девочка:
На горе-то дыня, дыня
Под горой арбузики.
Мы оскольские ребята,
Точно карапузики.
3-я девочка:
А я маленькая, я удаленькая,
Всё, что есть на мне,
Пристаёт ко мне.
4-я девочка:
На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я девчёнка боевая,
Хоть и ростом маленькая.
Все девочки. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!
Воспитатель: На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.
Эй, ребята, молодцы,
Заливные бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте!
(Мальчики под русскую - народную музыку играют на ложках)
Все дети проходят на стульчики.
Воспитатель: Сегодня с вами мы поговорили о России, её славных мастерах.
- О какой посуде мы с вами говорили, а игрушках? (Ответы детей).
- Нам пора прощаться с Ваней и Алёнушкой, они к нам обязательно придут ещё. (Дети прощаются с куклами и гостями и уходят.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Занятие 2. «Умелые руки».
Цель
: воспитывать любовь и уважение
к труду; развивать эмоционально-
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам небольшой рассказ, который написал писатель Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
Чтение рассказа. Беседа по его содержанию.
Воспитатель: Как вы понимаете слова писателя о том, что рабочими руками «вся жизнь, весь белый свет держится»?
Ответы детей.
Воспитатель: Труд человеку необходим,
почётен. Русский народ посвятил
труду много поэтических
Ответы детей.
Воспитатель: Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. В русских сказках, поговорках, песнях высмеиваются белоручки и лентяи. Давайте вспомним знакомую вам песню «Ой, вставала я ранёшенько» (исполнение песни)
Воспитатель: Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях. Особую любовь он выразил и вложил в те прекрасные изделия, которые создал своими руками. Ребята, посмотрите на них.
Дети рассматривают предметы народного искусства (посуда гжельская, хохломские ложки, деревянные изделия, украшенные городецкой росписью, льняные салфетки, вышитое полотенце, вязанные вещи и др. ) При этом тихо звучит русская народная мелодия по выбору педагога.
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие окраски и просит детей определить почерк росписи (гжельская, хохломская, городецкая, дымковская).
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам стать мастерами и отправиться в наши мастерские, где мы украсим приготовленные раннее предметы.
Детям предлагаются заготовки посуды, глиняных игрушек и т. д. Они самостоятельно выбирают себе «работу».
Во время самостоятельной работы вспомнить с детьми пословицы и поговорки о труде: «Дело мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Нет и скуки, коль заняты руки» и др.
В процессе работы тихо звучит музыка. В конце работы предложить детям поставить свои работы на праздничный стол, полюбоваться созданной красотой.
Воспитатель: Вот какие у нас умелые руки! Они могут рисовать, плести, вышивать. Кончил дело – гуляй смело! Теперь можно и повеселиться.
Воспитатель предлагает детям встать в хоровод и станцевать старинный русский танец «Русский хоровод»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Занятие 3. «Весёлая ярмарка».
Цель: освоить декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
Задачи: познакомить детей с
городецкой росписью – её колоритом,
составляющими элементами. Закреплять
умение расписывать, располагать узор
на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования
бумаги, смешивания красок, навыки работы
с кистью. Развивать чувство ритма
и композиции. Формировать эстетическое
отношение к народному
Ход занятия.
1) Организация детей.
Воспитатель приглашает детей в группу:
К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
2) Воспитатель-коробейник хвалит
«товар», рассказывает
3) Ребята помогают коробейнику
пополнить короб – расписывают
Звучит песня «Ярмарка».
3) Подведение итогов.
Какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».
4) Игра «Ярмарка».
Воспитатель: А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.
Дети расхваливают свои работы и «продают» их.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Занятие 4. «Дымковская игрушка».
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Учить расписывать игрушки
дымковскими узорами.
2. Развивать чувство цвета при составлении
узора, воображение.
3. Закреплять знания детей о процессе
изготовления дымковской игрушки и умение
рассказать об этом.
4. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Материал: глиняные фигурки, вылепленные детьми, гуашь, палитры, кисти, печатки, салфетки, баночки с водой (непроливайки).
Предшествующая работа.
Ход занятия
- С высокого
берега реки Вятки, на котором
стоит город Вятка, видно