Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для педагогов

 

Инструкция: «Отметьте в анкете те ответы, которые Вы считаете наиболее совпадающими с Вашей точкой зрения».

1. Следуете ли Вы при планировании  и проведении занятий требованиям  программы, по которой Вы работаете,  или считаете необходимым что-либо  менять (в соответствии с индивидуальными  особенностями детей, их пожеланиями  и пр.)?

- строго следую требованиям  программы; 

- считаю необходимым учитывать  особенности детей; 

- как получится.

2. Используете ли Вы на занятиях  народное искусство как средство  формирования декоративно – прикладной  деятельности у детей?

- Да, обязательно; 

- лишь отчасти; 

- я плохо информирован(а) по  данному вопросу.

3. Обращаетесь ли Вы за помощью  к методистам (при возникновении  проблем в процессе формирования  декоративно – прикладной деятельности  у детей, по использованию народного  искусства как средства формирования  декоративно – прикладной деятельности  у детей и пр.)?

- Да, обязательно; 

- нет, я опираюсь на свой  опыт и опыт коллег;

- лишь по некоторым проблемам.

4. Занимаетесь ли Вы самообразованием?

- Да, обязательно; 

- нет, у меня мало времени; 

- лишь по некоторым проблемам.

5. Считаете ли Вы предметную  и развивающую среду ДОУ рациональной?

- Меня все устраивает;

- следует изменить к лучшему; 

- это дело руководства.

6. Работаете ли Вы над созданием  комфортной психологической обстановки  в ДОУ для всех детей?

- Да, стараюсь;

- нет, невозможно обеспечить  психологический комфорт для  всех;

- пытаюсь, но получается не  всегда.

7. Считаете ли Вы важной мотивацию  детей в процессе формирования  декоративно-прикладной деятельности  детей (проведение выставок, использование  лучших работ в интерьерах  ДОУ и пр.)?

- Да, обязательно; 

- нет, все и так хорошо;

- лишь по указанию руководства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладной деятельности

 

Пальчиковая гимнастика

«Вот  помощники мои»

Вот помощники  мои, их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится  им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

 

 

 

Смотрим на раскрытые  ладони.

Потираем руками.

Хлопаем в  ладоши.

Встряхиваем кистями.

Поочередное постукивание подушечками пальцев  двух рук.

Круговые вращения кистью.

«Цветки»

Наши алые цветы распускают лепестки Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают  лепестки Головой качают, тихо засыпают.

 

Медленно  разгибать пальцы из кулачков. Покачивание  кистями рук вправо - влево.

Медленное сжимание пальцев  в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад.

«Утята»

Встали как-то утром в ряд 

Десять маленьких  утят.

Посчитались, удивились,

На две  группы разделились.

Перышки почистили,

Головками повертели,

Червячка  склевали,

К речке побежали.

 

Постепенно  разжать кулаки, по одному пальцу.

Показать 10 пальцев указательным и большим  пальцами изобразить удивительно раскрытые  клювы утят.

Руки в  стороны, пальцы растопыренные 

Щепоткой  гладить по очереди от основания  до кончика пальчики другой руки.

Пальцы сложить  в виде головок утят, покрутить  ими из стороны в сторону.

Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу.

«Птички»

Птички полетели,

Крыльями  махали,

На деревья  сели,

Вместе отдыхали.

 

Большой палец  отогнуть в горизонтальное положение,

Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами

Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Занятие 1. «Искусство русского народа».

Цель: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного  искусства,воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Материал: Иллюстрации с изображением красивых уголков России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки; куклы в русских национальных костюмах.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятия пришли куклы Алёнушка и Иванушка, они принесли вам разные картины, мы сейчас с вами их рассмотрим (выставляются на мольберт иллюстрации с изображением природы России, а так же разных красивых зданий и храмов разных городов России).

Воспитатель: что вы видите? (Дети перечисляют — лес, река, храмы и т. д.)

- Всё  это наша страна, в которой  мы живём. Как она называется? (Россия)

- Какая  наша родина — Россия? (большая, красивая, огромная, богатая, сильная, и т. д.)

- И живут  в этой стране очень талантливые  люди. Алёнушка и Иванушка принесли  вам много разных предметов,  сделанных русскими мастерами.  Мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.)

- Что  вы здесь видите? (Ответы детей.)

- Всё  это русские мастера научились  делать давным-давно. У мастеров  были ученики, они смотрели  как мастера работают, и тоже  учились делать такие же красивые  предметы. Ученики становились мастерами  и учили других. И так много-много  лет подряд и до сих пор  русские мастера делают вот  такие красивые предметы.

- Всё,  что вы тут видите, делают только  в нашей стране — России. Когда  в нашу страну приезжают люди  с других стран, они обязательно  на память о России вот такие  красивые предметы. Вам нравятся  эти предметы? (Ответы детей).

- Алёнушка  и Иванушка хотят вам загадать  загадки об этих предметах,  попробуйте их отгадать и найти  у нас на столе.

Загадки

- Это  игрушка. Она сделана из глины.  Игрушка белая и разрисована  разными красками. А узор очень  необычный: это клеточки, а в  клеточках разноцветные кружочки. Попробуйте её найти. (Дети находят дымковскую игрушку, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).

- Молодцы  ребята, правильно нашли дымковскую  игрушку.

- Предмет  о котором я расскажу, сделан  из дерева, покрыт золотой краской,  а на золотом поле ярко-красные  ягоды, красивые зелёные листочки  и тонкая-тонкая трава с завитками. (Дети находят хохломскую посуду, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).

- Молодцы  ребята, правильно нашли хохломскую  посуду.

- Это  кукла. Она деревянная, красиво  раскрашенная. С ней очень интересно  играть — можно разложить и  станет сразу несколько кукол,  сложить и снова будет одна  кукла. (Дети находят матрёшку, рассматривают её, раскладывают, передают друг другу, комментируя какая они).

- Молодцы  ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: Славно вы потрудились! Делу время а потехе — час, а сейчас спойте нам частушки, порадуйте Ванечку и Алёнушку.

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

чтоб  порадовать гостей!

1-я девочка:

Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

2-я девочка:

На горе-то дыня, дыня

Под горой  арбузики.

Мы оскольские ребята,

Точно карапузики.

3-я девочка:

А я маленькая, я удаленькая,

Всё, что  есть на мне,

Пристаёт  ко мне.

4-я девочка:

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я девчёнка боевая,

Хоть  и ростом маленькая.

Все девочки. Мы частушки вам пропели

Хорошо  ли, плохо ли

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам  похлопали!

Воспитатель: На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.

Эй, ребята, молодцы,

Заливные  бубенцы,

Ложки выбирайте,

Играть  начинайте!

(Мальчики под русскую - народную  музыку играют на ложках)

Все дети проходят на стульчики.

Воспитатель: Сегодня с вами мы поговорили о России, её славных мастерах.

- О какой  посуде мы с вами говорили, а игрушках? (Ответы детей).

- Нам пора прощаться с Ваней и Алёнушкой, они к нам обязательно придут ещё. (Дети прощаются с куклами и гостями и уходят.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Занятие 2. «Умелые  руки».

Цель : воспитывать любовь и уважение к труду; развивать эмоционально-образное восприятие средствами разного вида искусства: различать художественную форму литературных, музыкальных  произведений и изделий декоративно-прикладного  искусства; формировать умение образно  передавать особенности трудовой деятельности человеке с помощью художественного  слова, музыки и декоративно-прикладного  искусства; формировать навыки выразительного исполнения художественного замысла  в разных видах искусства.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам небольшой рассказ, который написал писатель Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

Чтение  рассказа. Беседа по его содержанию.

Воспитатель:  Как вы понимаете  слова писателя о том, что рабочими руками «вся жизнь, весь белый свет держится»?

Ответы детей.

Воспитатель:   Труд человеку необходим, почётен. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок. Вспомните  и назовите произведения о труде.

Ответы детей.

Воспитатель:  Народ всегда с  уважением относился к тому, кто  много трудится. В русских сказках, поговорках, песнях высмеиваются белоручки  и лентяи. Давайте вспомним знакомую вам песню «Ой, вставала я ранёшенько» (исполнение песни)

Воспитатель:  Уважение и любовь к труду русский народ выразил  не только в песнях. Особую любовь он выразил и вложил в те прекрасные изделия, которые создал своими руками. Ребята, посмотрите на них.

Дети  рассматривают предметы народного  искусства (посуда гжельская, хохломские ложки, деревянные изделия, украшенные городецкой росписью, льняные салфетки, вышитое полотенце, вязанные вещи и др. ) При этом тихо звучит русская народная мелодия по выбору педагога.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие окраски и просит детей определить почерк росписи (гжельская, хохломская, городецкая, дымковская).

Воспитатель:  Дети, сегодня я  предлагаю вам стать мастерами  и отправиться в наши мастерские, где мы украсим приготовленные раннее предметы.

Детям предлагаются заготовки посуды, глиняных игрушек и т. д. Они самостоятельно выбирают себе «работу».

Во  время самостоятельной работы вспомнить  с детьми пословицы и поговорки  о труде: «Дело мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Нет и скуки, коль заняты руки» и  др.

В процессе работы тихо звучит музыка. В  конце работы предложить детям поставить  свои работы на праздничный стол, полюбоваться созданной красотой.

Воспитатель: Вот какие у нас умелые руки! Они могут рисовать, плести, вышивать. Кончил дело – гуляй смело! Теперь можно и повеселиться.

Воспитатель предлагает детям встать в хоровод  и станцевать старинный русский  танец «Русский хоровод»

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Занятие 3. «Весёлая ярмарка».

Цель: освоить декоративное рисование  по мотивам городецкой росписи.

Задачи: познакомить детей с  городецкой росписью – её колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования  бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма  и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Ход занятия.

1) Организация  детей.

Воспитатель приглашает детей в  группу:

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

2) Воспитатель-коробейник хвалит  «товар», рассказывает признаки  городецкой росписи, называет  и показывает её элементы.

3) Ребята помогают коробейнику  пополнить короб – расписывают   посуду городецкой росписью. Дети  выбирают заранее приготовленные  заготовки, садятся и рисуют.

Звучит песня «Ярмарка».

3) Подведение итогов.

Какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».

4) Игра «Ярмарка».

Воспитатель: А ведь на ярмарку  народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.

Дети расхваливают свои работы и  «продают» их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Занятие 4. «Дымковская  игрушка».

Цель: познакомить детей  с дымковской игрушкой.

Задачи:

1. Учить расписывать игрушки  дымковскими узорами. 
2. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение. 
3. Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. 
4. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Материал: глиняные фигурки, вылепленные детьми, гуашь, палитры, кисти, печатки, салфетки, баночки с водой (непроливайки).

Предшествующая работа.

  1. Знакомство с процессом изготовления дымковской игрушки.
  2. Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек.
  3. Знакомство с декоративными приемами рисования.
  4. Используя шаблоны, учились расписывать силуэты игрушек.
  5. Изготовление детьми игрушек из глины.

Ход занятия

- С высокого  берега реки Вятки, на котором  стоит город Вятка, видно заречное  село Дымково. Зимой, когда  топятся печи, летом, когда туман,  все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и  зародилась эта игрушка, которую  и назвали дымковской, или ласково  – дымкой.

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование