Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

 

Результаты анализа занятий  педагогов показали, что только трое из пяти педагогов (60%) достаточно компетентны  и в полной мере владеют педагогическим мастерством. Двое других (40%) не проявляли  творчество в своей деятельности, работали без особого интереса. Это  отражалось на интересе детей к проводимому  занятию, на их внимании и отношении  к качеству выполняемых декоративно  – прикладных работ. В свою очередь, поведение детей вызывало резкую, зачастую бестактную реакцию педагога: «А ну, не вертись! Дырку в стуле протрешь!», «Посмотри, как ты все измазал!» и пр.

Таким образом, анализ педагогической деятельности воспитателей показал, что  воспитатели недостаточно хорошо подготовлены в качестве педагогов, недостаточно используют народное искусство как  средство формирования декоративно  – прикладной деятельности у детей, недостаточно используют соответствующие  возрасту дошкольников методы и приёмы, благоприятная психологическая  обстановка и мотивация детей  к декоративно – прикладной деятельности обеспечивается лишь тремя (60%) из пяти педагогов.

Это подтвердило наше предположение  о необходимости разработки содержания и методики  проведения занятий  по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста посредством народного  искусства.

Констатирующая работа с дошкольниками  состояла из двух методик.

Для выявления начального уровня творческого  отношения к  создаваемым продуктам  декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса проводились  визуальные наблюдения за творческой деятельностью детей и поведением дошкольников на занятиях.

В настоящем исследовании выделены три уровня творческого отношения  к  создаваемым продуктам  декоративно  – прикладной деятельности и познавательного  интереса дошкольников (высокий, низкий, средний). 

Высокий уровень творческого отношения  и познавательной активности: ребенок  самостоятельно справляется с заданием, стремится найти новые варианты оформления декоративно – прикладной работы, применять новые материалы, выдвигает новые идеи; любознателен, всегда принимает участие в общей работе, поиске ответа на поставленный воспитателем вопрос, хорошо развитое воображение, богатый мир фантазии.

Средний уровень - недостаточные творческое отношение и познавательная активность: ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов, оформлении; в основном старается копировать предложенные образцы; ребенок не проявляет желания работать, внешне выглядит несколько пассивным, при затруднениях проявляет нерешительность, смущается, нервничает. К данному уровню относятся и дети, которые часто отвлекаются от занятия, их активность крайне неустойчива; заинтересованность в работе сочетается с неумением удерживать внимание на предложенной теме.

Низкий уровень творческого  отношения и познавательной активности:   ребенок не справляется с заданием самостоятельно; с помощью воспитателя подбирает форму, цвета, элементы декоративно – прикладной работы; ребенок пассивен, желание участвовать в работе отсутствует, не проявляет интереса к содержанию предлагаемой деятельности; воображение неразвитое, отмечается бедность, примитивность фантазии, копирует предложенные образцы.

Анализ результатов исследования, приведенных в сводной таблице 2, показал, что уровень творческого  отношения к  создаваемым продуктам  декоративно-прикладной деятельности и познавательного интереса испытуемых дошкольников в целом недостаточный.

Высокий уровень выявлен лишь у  одного  (7,1 %) из  детей.  Мальчик  активно участвовал в общей работе,  старался предложить свои варианты выполнения рисунка росписи, задавал много  вопросов по технологии выполнения узора.

Семь  детей (50 %) детей имеют средние  уровни творческого отношения к  создаваемым продуктам  декоративного  творчества и познавательного интереса. В основном эти дети не проявляли  желания самостоятельно разрабатывать  рисунок росписи, были несколько  пассивными. Педагогу приходилось активизировать внимание этих детей. Трое детей при обращении к ним педагога с вопросами по теме работы проявляли нерешительность, смущались. Их речь сопровождалась словами: «Ну, я это, как бы, ну…»; «Так, тут вот… Я не помню». Один из детей  часто отвлекался от занятия, поэтому его активность была крайне неустойчива. Интерес в работе сочетается у него с неумением удерживать внимание на предложенной теме. Нарушения его внимания связаны, как представляется,  с  двигательной расторможенностью, повышенной активной возбудимостью, тем, что это ребенок с явно выраженным гиперактивным поведением. При его гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность.

Низкий уровень творческого  отношения к  создаваемым продуктам  декоративного творчества и познавательного  интереса выявлен у шести  детей (42,9%).    Эти дети в основном были пассивны на занятиях декоративно – прикладной деятельностью, у них не появлялось желание участвовать в общей работе, проявлений фантазии не наблюдалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты  исследования начального уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Дети

Уровень творческого отношения к  создаваемым декоративно-прикладным изделиям и познавательного интереса

Оценка декоративно-прикладных работ, баллы

Умение использовать возможности   материалов

Композиция

Цвет

Соотношение размеров

Оригинальность 

Уровень

Паша Шубин

С

2

2

2

1

2

С

Андрей Федин

Н

2

2

1

1

2

Н

Арсений Пинаков

С

2

3

2

2

2

С

Сережа Ведехин

Н

2

1

2

1

1

Н

Аликпер Харченко

Н

1

2

1

2

1

Н

Даша Чудинова

С

2

2

2

2

1

С

Ксения Фролова

В

3

3

3

2

3

В

Миша Дробышевский

Н

2

2

2

1

2

С

Леня Рывес

С

2

3

2

2

1

С

Вика Спасибина

С

2

1

2

1

2

Н

Настя Иванова

Н

1

2

2

1

1

Н

Настя Мустафаева

Н

2

1

2

2

1

Н

Крестина Маркина

С

2

3

2

2

2

С

Алиса Пустовалова

С

2

2

2

1

1

Н

Ср.знач.

-

1,86

2,00

1,93

1,43

1,57

-


 

*(В  - высокий уровень, С - средний  уровень, Н - низкий уровень).

 

Эти результаты наглядно показаны на диаграмме 1.

Таким образом, уровень творческого  отношения к  создаваемым продуктам  декоративно-прикладной деятельности и познавательного интереса испытуемых дошкольников в целом недостаточный. Это также подтвердило наше предположение  о необходимости разработки содержания и методики  формирования декоративно  – прикладной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста посредством  народного искусства 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Процентное распределение  испытуемых дошкольников по  начальным  уровням творческого отношения  к  создаваемым продуктам  декоративно-прикладной деятельности и познавательного  интереса

 

 

 

Далее для оценки начального уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста  проводился анализ  созданных  детьми декоративно – прикладных работ (декоративная роспись подносов).  Анализ осуществлялся по выдвинутым критериям; за основу взяты критерии оценки созданных детьми изображений  Т. С. Комаровой [29].

В качестве критериев оценки созданных  детьми декоративно – прикладных работ использованы:

1. Умение использовать возможности  материалов.

2. Композиция (расположение на основе).

3. Цвет: яркость, сочетание цветов, выделение цветом наиболее значимых  фрагментов композиции.

4. Соотношение размеров объектов (персонажей) и второстепенных деталей.

5. Оригинальность декоративно –  прикладных работ.

Оценка созданных детьми продуктов  декоративно – прикладной деятельности производилась качественно и  количественно - в баллах.

Высокий уровень (3 балла) –   умение использовать возможности материалов; композиция - расположение на всем листе; передача реальной окраски предметов  или преобладание ярких и неярких  цветов в зависимости от отношений  к персонажам, гармоничное сочетание  цветов, точная передача пропорций; оригинальность декоративно – прикладных работ.

Средний уровень (2 балла) – недостаточное  умение использовать возможности материалов; расположение – не на всем листе; преобладание яркости цвета только отдельных  персонажей (деталей); в передаче пропорции  существуют нарушения изображения  персонажей и предметов, а также  их частей; недостаточная оригинальность декоративно – прикладных работ.

Низкий уровень (1 балл) – отсутствие умения использовать возможности материалов; лист использован частично, наблюдается  хаотичность изображения, неудачное  сочетание цветов, неточная передача пропорций; отсутствует оригинальность декоративно – прикладных работ.

Суммы баллов, набранные детьми экспериментальной  группы, позволили определить три  уровня сформированности декоративно  – прикладной деятельности у детей: низкий, средний, высокий.

Обобщенная оценка созданных детьми декоративно – прикладных работ:

12-15 баллов - высокий уровень сформированности  декоративно – прикладной деятельности;

9-11 баллов - средний уровень сформированности  декоративно – прикладной деятельности;

5-8 баллов - низкий уровень сформированности  декоративно – прикладной деятельности.

Результаты  оценки начальных уровней  сформированности декоративно –  прикладной деятельности дошкольников приведены в   сводной таблице 2 и показаны на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Процентное распределение  испытуемых дошкольников по  начальным  уровням сформированности декоративно  – прикладной деятельности.

 

 

 

Анализируя изделия  детей, выявили, что в декоративно – прикладных работах недостаточное умение использовать возможности материалов; (ср. балл детей 1,86  из 3), отмечен яркий цвет персонажей и деталей, но неумелое сочетание  цветов (ср. балл  1,93 из 3). Общая композиция у большинства детей хорошая: расположение отдельных изображений  по всему листу встречается у 10 детей (71%), дети в основном расположили  лист горизонтально.   Однако, соотношение  размеров у большинства детей  не соблюдается (ср. балл  1,43 из 3). Недостаточная  и оригинальность декоративно –  прикладных работ (ср. балл  1,57 из 3). Дети часто обращались к воспитателю  за подсказками, подражали образцам. Воспитатели руководили декоративно-прикладной деятельностью детей, провели предварительную беседу по теме работ, в ходе диалога обсуждая с детьми, как они представляют себе персонажей (объекты). Однако, у одного из воспитателей отмечено некоторое навязывание своего восприятия декоративно-прикладной работы, что ограничивало творчество детей.

Таким образом, в целом анализ созданных  детьми декоративно-прикладных работ  выявил средний и низкий уровень  сформированности декоративно –  прикладной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Это  также подтвердило наше предположение  о необходимости разработки содержания и методики  проведения занятий  по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста посредством народного  искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Содержание и методика проведения  занятий по формированию декоративно  – прикладной деятельности у  детей старшего дошкольного возраста.

          Следующий этап был проведен с детьми, опытно – практическая работа (формирующий эксперимент) была направлена на создание  педагогических условий формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.

Задачи:

1. Пробудить интерес к культуре  народа.

2. Ознакомить детей старшего  дошкольного возраста с широкими  возможностями декоративно- прикладной  деятельности на основе традиций  народного искусства. 

3. Развивать декоративно-творческие  способности и умения у детей.

В опытно – практической работе участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа, участвовавшая  в констатирующем  эксперименте).

В  процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы с детьми.

Занятие состоит из:

- теоретической части (сообщение  теоретических сведений);

- практической (показ технологических  и технических приемов при  обработке различных материалов);

- выполнения творческого задания  (обсуждение образцов, составление  эскизов будущих работ и др.).

Вся практическая работа, связанная  непосредственно  с изготовлением изделия будет проходить на занятии. В каждое занятие включены физкультминутки, соответствующие характеру выполняемого ручного труда (Приложение 2) и игровые моменты. 

Содержание  занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показано в таблице 3.

 

Таблица 3

Цикл занятий по ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

№ п/п

Название занятия

Программное содержание

Материалы, оборудование

1.

 «Искусство русского народа».

Приложение 3

Цель: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного  искусства,воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

1 Иллюстрации с изображением красивых уголков России,

2. Предметы народно-прикладного  искусства — матрёшки, дымковские  игрушки, хохлома, деревянные  ложки; 3. Куклы в русских национальных  костюмах.

 

2.

 

«Умелые руки».

Приложение 4

 

Цель: продолжение знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного  искусства, самостоятельная работа.

Задачи: воспитывать любовь и уважение к труду; развивать умения и навыки декоративно – прикладной деятельности; украшение изделий  декоративно-прикладного  искусства.

 

1. Заготовки посуды, глиняных игрушек и т. д.

2. Музыка по выбору  педагога.

3. Краски.

4. Кисточки.

5.Стаканчики с водой.

6.Декоративный песок.

7. Клей ПВА.

8. Крупа.

9. Тряпочки, салфетки.

3.

«Весёлая ярмарка».

Приложение 5

Цель: освоить декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

Задачи: познакомить детей с городецкой росписью – её колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

1.Краски.

2.Кисточки.

3. Стаканчики с водой.

4. Тряпочки, салфетки.

5. Заготовки посуды, глиняных игрушек.

6. Песня «Ярмарка»

4.

«Дымковская игрушка».

Приложение 6

Цель: познакомить детей  с дымковской игрушкой.

Задачи:

1. Учить расписывать игрушки  дымковскими узорами. 
2. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение. 
3. Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. 
4. Воспитывать самостоятельность и творчество.

1.Глиняные фигурки, вылепленные детьми,

2.Гуашь, 

3. Палитры, 

4. Кисти, 

5. Салфетки,

6. Баночки с водой (непроливайки).

5.

«Нарядная барышня».

Приложение 7

Цель: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать  интерес и эстетическое отношение  к народному искусству. Развивать  глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые  линии, петли, спирали.

Задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

1.Заготовки с силуэтом кукол  - барышень, 2.Краски,

3.Кисти беличьи № 1, № 3,

4.Салфетки бумажные, 5.Палитра, 6.Стаканчики с водой, 

7.Образцы элементов дымковской росписи.

6.

«Сказочная Гжель».

Приложение  8

Цель: познакомить детей с народным творчеством Гжели.

1.Слайдовая презентация «Сказочная  Гжель»,

2.Изделия  народных промыслов, 3.Белый кукольный  сервиз, 4.Пластилин синего цвета, 5.Салфетки, доски. 

6. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

7.

«Сказочная птица».

Приложение 9

Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Гжели.

Задачи: Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений, предложить нарисовать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, цветы, травинки, завитки, сеточки). Закреплять умение составлять узор. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

1.Краски.

2.Кисточки.

3. Стаканчики с водой.

4. Тряпочки, салфетки.

5. Альбомные листы.

8.

Лепка «Филимоновские олени и коровки».

Цель: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

Задачи: уметь лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

1. Наглядный материал (Филимоновские  коровки и олени).

2. Пластилин.

3. дощечки для лепки.

4.Стеки.

5. Салфетки для рук.

9.

Рисование «Филимоновские кони». 

Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным творчеством.

Задачи: продолжать развивать навыки общения и сотрудничества; закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

1. Наглядный материал (Филимоновские  коровки, олени, лошадки).

2. Побеленные игрушки.

3.Краски.

4.Кисточки.

5. Стаканчики с водой.

6. Тряпочки, салфетки.

 

10.

«Золотая Хохлома». 

Приложение 10

Цель: 1.Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

2.Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

3. Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.

Задачи: 1.Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

2.Учить,  самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

3. Воспитывать интерес  к русскому декоративно – прикладному  искусству.

4. Продолжать воспитывать  в детях любовь к народным  традициям, показывая народное  изобразительное искусство нераздельно  от народной музыки и устного  народного творчества.

Предварительная работа:

  1. Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
  2. Чтение.
  3. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
  4. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
  5. Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
  6. Загадывание загадок.
  7. Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
  8. Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

1. Хохломские изделия; 2.Аудиозапись русской народной музыки;  

3. Посылка, расписанная  хохломской росписью;

4.Диск с презентацией  «Золотая Хохлома»;

5. Карта – схема; карточки  – Лабиринты «Чей цветок» по  количеству детей; 6.Сундучок; 7.Разрезные  картинки «Народные промыслы»  по количеству детей; 8.Цветные  карандаши; 9.Тонированные заготовки  – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); 10.Кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.

11.

«Красота народного искусства».

Приложение 11

Цель: Закреплять полученные знания о декоративном народном искусстве.

Задачи: обобщение знаний, закрепление использования детьми объяснительной формы речи, развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

1. Карта России (контурное изображение)

2. Глиняные игрушки 3. Дидактические игры: «Дорисуй орнамент», «Найди игрушку», «Выбери узор»

3. Иллюстративный материал (издательство «Мозаика – Синтез», «Народная игрушка»)

 4. Альбомы из серии «Народные промыслы»

 5. Декорации «Домики народных мастеров».

6. Русская народная музыка

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование