Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Результаты анализа занятий педагогов показали, что только трое из пяти педагогов (60%) достаточно компетентны и в полной мере владеют педагогическим мастерством. Двое других (40%) не проявляли творчество в своей деятельности, работали без особого интереса. Это отражалось на интересе детей к проводимому занятию, на их внимании и отношении к качеству выполняемых декоративно – прикладных работ. В свою очередь, поведение детей вызывало резкую, зачастую бестактную реакцию педагога: «А ну, не вертись! Дырку в стуле протрешь!», «Посмотри, как ты все измазал!» и пр.
Таким образом, анализ педагогической деятельности воспитателей показал, что воспитатели недостаточно хорошо подготовлены в качестве педагогов, недостаточно используют народное искусство как средство формирования декоративно – прикладной деятельности у детей, недостаточно используют соответствующие возрасту дошкольников методы и приёмы, благоприятная психологическая обстановка и мотивация детей к декоративно – прикладной деятельности обеспечивается лишь тремя (60%) из пяти педагогов.
Это подтвердило наше предположение о необходимости разработки содержания и методики проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.
Констатирующая работа с дошкольниками состояла из двух методик.
Для
выявления начального уровня творческого
отношения к создаваемым продуктам
декоративно – прикладной деятельности
и познавательного интереса проводились
визуальные наблюдения за творческой
деятельностью детей и
В настоящем исследовании выделены три уровня творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса дошкольников (высокий, низкий, средний).
Высокий уровень творческого отношения и познавательной активности: ребенок самостоятельно справляется с заданием, стремится найти новые варианты оформления декоративно – прикладной работы, применять новые материалы, выдвигает новые идеи; любознателен, всегда принимает участие в общей работе, поиске ответа на поставленный воспитателем вопрос, хорошо развитое воображение, богатый мир фантазии.
Средний уровень - недостаточные творческое отношение и познавательная активность: ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов, оформлении; в основном старается копировать предложенные образцы; ребенок не проявляет желания работать, внешне выглядит несколько пассивным, при затруднениях проявляет нерешительность, смущается, нервничает. К данному уровню относятся и дети, которые часто отвлекаются от занятия, их активность крайне неустойчива; заинтересованность в работе сочетается с неумением удерживать внимание на предложенной теме.
Низкий уровень творческого отношения и познавательной активности: ребенок не справляется с заданием самостоятельно; с помощью воспитателя подбирает форму, цвета, элементы декоративно – прикладной работы; ребенок пассивен, желание участвовать в работе отсутствует, не проявляет интереса к содержанию предлагаемой деятельности; воображение неразвитое, отмечается бедность, примитивность фантазии, копирует предложенные образцы.
Анализ результатов
Высокий уровень выявлен лишь у одного (7,1 %) из детей. Мальчик активно участвовал в общей работе, старался предложить свои варианты выполнения рисунка росписи, задавал много вопросов по технологии выполнения узора.
Семь детей (50 %) детей имеют средние уровни творческого отношения к создаваемым продуктам декоративного творчества и познавательного интереса. В основном эти дети не проявляли желания самостоятельно разрабатывать рисунок росписи, были несколько пассивными. Педагогу приходилось активизировать внимание этих детей. Трое детей при обращении к ним педагога с вопросами по теме работы проявляли нерешительность, смущались. Их речь сопровождалась словами: «Ну, я это, как бы, ну…»; «Так, тут вот… Я не помню». Один из детей часто отвлекался от занятия, поэтому его активность была крайне неустойчива. Интерес в работе сочетается у него с неумением удерживать внимание на предложенной теме. Нарушения его внимания связаны, как представляется, с двигательной расторможенностью, повышенной активной возбудимостью, тем, что это ребенок с явно выраженным гиперактивным поведением. При его гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность.
Низкий уровень творческого отношения к создаваемым продуктам декоративного творчества и познавательного интереса выявлен у шести детей (42,9%). Эти дети в основном были пассивны на занятиях декоративно – прикладной деятельностью, у них не появлялось желание участвовать в общей работе, проявлений фантазии не наблюдалось.
Таблица 2
Результаты исследования начального уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети |
Уровень творческого отношения к
создаваемым декоративно- |
Оценка декоративно-прикладных работ, баллы | |||||
Умение использовать возможности материалов |
Композиция |
Цвет |
Соотношение размеров |
Оригинальность |
Уровень | ||
Паша Шубин |
С |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
С |
Андрей Федин |
Н |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Н |
Арсений Пинаков |
С |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
С |
Сережа Ведехин |
Н |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Н |
Аликпер Харченко |
Н |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Н |
Даша Чудинова |
С |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
С |
Ксения Фролова |
В |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
В |
Миша Дробышевский |
Н |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
С |
Леня Рывес |
С |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
С |
Вика Спасибина |
С |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Н |
Настя Иванова |
Н |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Н |
Настя Мустафаева |
Н |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Н |
Крестина Маркина |
С |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
С |
Алиса Пустовалова |
С |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Н |
Ср.знач. |
- |
1,86 |
2,00 |
1,93 |
1,43 |
1,57 |
- |
*(В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень).
Эти результаты наглядно показаны на диаграмме 1.
Таким образом, уровень творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно-прикладной деятельности и познавательного интереса испытуемых дошкольников в целом недостаточный. Это также подтвердило наше предположение о необходимости разработки содержания и методики формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства
Диаграмма 1
Процентное распределение испытуемых дошкольников по начальным уровням творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно-прикладной деятельности и познавательного интереса
Далее для оценки начального уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста проводился анализ созданных детьми декоративно – прикладных работ (декоративная роспись подносов). Анализ осуществлялся по выдвинутым критериям; за основу взяты критерии оценки созданных детьми изображений Т. С. Комаровой [29].
В качестве критериев оценки созданных детьми декоративно – прикладных работ использованы:
1. Умение использовать
2. Композиция (расположение на основе).
3. Цвет: яркость, сочетание цветов,
выделение цветом наиболее
4. Соотношение размеров объектов (персонажей) и второстепенных деталей.
5. Оригинальность декоративно – прикладных работ.
Оценка созданных детьми продуктов декоративно – прикладной деятельности производилась качественно и количественно - в баллах.
Высокий уровень (3 балла) – умение использовать возможности материалов; композиция - расположение на всем листе; передача реальной окраски предметов или преобладание ярких и неярких цветов в зависимости от отношений к персонажам, гармоничное сочетание цветов, точная передача пропорций; оригинальность декоративно – прикладных работ.
Средний уровень (2 балла) – недостаточное умение использовать возможности материалов; расположение – не на всем листе; преобладание яркости цвета только отдельных персонажей (деталей); в передаче пропорции существуют нарушения изображения персонажей и предметов, а также их частей; недостаточная оригинальность декоративно – прикладных работ.
Низкий уровень (1 балл) – отсутствие умения использовать возможности материалов; лист использован частично, наблюдается хаотичность изображения, неудачное сочетание цветов, неточная передача пропорций; отсутствует оригинальность декоративно – прикладных работ.
Суммы баллов, набранные детьми экспериментальной группы, позволили определить три уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей: низкий, средний, высокий.
Обобщенная оценка созданных детьми декоративно – прикладных работ:
12-15 баллов - высокий уровень
9-11 баллов - средний уровень
5-8 баллов - низкий уровень
Результаты оценки начальных уровней сформированности декоративно – прикладной деятельности дошкольников приведены в сводной таблице 2 и показаны на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Процентное распределение испытуемых дошкольников по начальным уровням сформированности декоративно – прикладной деятельности.
Анализируя изделия детей, выявили, что в декоративно – прикладных работах недостаточное умение использовать возможности материалов; (ср. балл детей 1,86 из 3), отмечен яркий цвет персонажей и деталей, но неумелое сочетание цветов (ср. балл 1,93 из 3). Общая композиция у большинства детей хорошая: расположение отдельных изображений по всему листу встречается у 10 детей (71%), дети в основном расположили лист горизонтально. Однако, соотношение размеров у большинства детей не соблюдается (ср. балл 1,43 из 3). Недостаточная и оригинальность декоративно – прикладных работ (ср. балл 1,57 из 3). Дети часто обращались к воспитателю за подсказками, подражали образцам. Воспитатели руководили декоративно-прикладной деятельностью детей, провели предварительную беседу по теме работ, в ходе диалога обсуждая с детьми, как они представляют себе персонажей (объекты). Однако, у одного из воспитателей отмечено некоторое навязывание своего восприятия декоративно-прикладной работы, что ограничивало творчество детей.
Таким образом, в целом анализ созданных детьми декоративно-прикладных работ выявил средний и низкий уровень сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Это также подтвердило наше предположение о необходимости разработки содержания и методики проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.
2.2
Содержание и методика
Следующий этап был проведен с детьми, опытно – практическая работа (формирующий эксперимент) была направлена на создание педагогических условий формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.
Задачи:
1. Пробудить интерес к культуре народа.
2. Ознакомить детей старшего
дошкольного возраста с
3. Развивать декоративно-
В опытно – практической работе участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа, участвовавшая в констатирующем эксперименте).
В процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы с детьми.
Занятие состоит из:
- теоретической части (
- практической (показ технологических
и технических приемов при
обработке различных
- выполнения творческого
Вся практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на занятии. В каждое занятие включены физкультминутки, соответствующие характеру выполняемого ручного труда (Приложение 2) и игровые моменты.
Содержание занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показано в таблице 3.
Таблица 3
Цикл занятий по ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством
№ п/п |
Название занятия |
Программное содержание |
Материалы, оборудование |
1. |
«Искусство русского народа». Приложение 3 |
Цель: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства,воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ. |
1 Иллюстрации с изображением красивых уголков России, 2. Предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки; 3. Куклы в русских национальных костюмах. |
2. |
«Умелые руки». Приложение 4 |
Цель: продолжение знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, самостоятельная работа. Задачи: воспитывать любовь и уважение к труду; развивать умения и навыки декоративно – прикладной деятельности; украшение изделий декоративно-прикладного искусства. |
1. Заготовки посуды, глиняных игрушек и т. д. 2. Музыка по выбору педагога. 3. Краски. 4. Кисточки. 5.Стаканчики с водой. 6.Декоративный песок. 7. Клей ПВА. 8. Крупа. 9. Тряпочки, салфетки. |
3. |
«Весёлая ярмарка». Приложение 5 |
Цель: освоить декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Задачи: познакомить детей с городецкой росписью – её колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству. |
1.Краски. 2.Кисточки. 3. Стаканчики с водой. 4. Тряпочки, салфетки. 5. Заготовки посуды, глиняных игрушек. 6. Песня «Ярмарка» |
4. |
«Дымковская игрушка». Приложение 6 |
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: 1. Учить расписывать игрушки
дымковскими узорами. |
1.Глиняные фигурки, вылепленные детьми, 2.Гуашь, 3. Палитры, 4. Кисти, 5. Салфетки, 6. Баночки с водой (непроливайки) |
5. |
«Нарядная барышня». Приложение 7 |
Цель: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали. Задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали. |
1.Заготовки с силуэтом кукол - барышень, 2.Краски, 3.Кисти беличьи № 1, № 3, 4.Салфетки бумажные, 5.Палитра, 6.Стаканчики с водой, 7.Образцы элементов дымковской росписи. |
6. |
«Сказочная Гжель». Приложение 8 |
Цель: познакомить детей с народным творчеством Гжели. |
1.Слайдовая презентация « 2.Изделия народных промыслов, 3.Белый кукольный сервиз, 4.Пластилин синего цвета, 5.Салфетки, доски. 6. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. |
7. |
«Сказочная птица». Приложение 9 |
Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Гжели. Задачи: Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений, предложить нарисовать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, цветы, травинки, завитки, сеточки). Закреплять умение составлять узор. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. |
1.Краски. 2.Кисточки. 3. Стаканчики с водой. 4. Тряпочки, салфетки. 5. Альбомные листы. |
8. |
Лепка «Филимоновские олени и коровки». |
Цель: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. Задачи: уметь лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. |
1. Наглядный материал (Филимоновские коровки и олени). 2. Пластилин. 3. дощечки для лепки. 4.Стеки. 5. Салфетки для рук. |
9. |
Рисование «Филимоновские кони». |
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным творчеством. Задачи: продолжать развивать навыки общения и сотрудничества; закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета. |
1. Наглядный материал (Филимоновские коровки, олени, лошадки). 2. Побеленные игрушки. 3.Краски. 4.Кисточки. 5. Стаканчики с водой. 6. Тряпочки, салфетки.
|
10. |
«Золотая Хохлома». Приложение 10 |
Цель: 1.Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью. 2.Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д. 3. Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском. Задачи: 1.Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. 2.Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию. 3. Воспитывать интерес
к русскому декоративно – 4. Продолжать воспитывать
в детях любовь к народным
традициям, показывая народное
изобразительное искусство Предварительная работа:
|
1. Хохломские изделия; 2. 3. Посылка, расписанная хохломской росписью; 4.Диск с презентацией «Золотая Хохлома»; 5. Карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; 6.Сундучок; 7.Разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; 8.Цветные карандаши; 9.Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); 10.Кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки. |
11. |
«Красота народного искусства». Приложение 11 |
Цель: Закреплять полученные знания о декоративном народном искусстве. Задачи: обобщение знаний, закрепление использования детьми объяснительной формы речи, развитие мыслительных операций (анализа и синтеза). |
1. Карта России (контурное изображение) 2. Глиняные игрушки 3. Дидактические игры: «Дорисуй орнамент», «Найди игрушку», «Выбери узор» 3. Иллюстративный материал (издательство «Мозаика – Синтез», «Народная игрушка») 4. Альбомы из серии «Народные промыслы» 5. Декорации «Домики народных мастеров». 6. Русская народная музыка |