Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, мы выяснили, что занятия с детьми дошкольного  возраста по формированию декоративно  – прикладной деятельности проводить  необходимо. На занятиях у детей  закладываются основы декоративно  – прикладной деятельности, развивается  творческое воображение, воспитывается  любовь к Родине и уважение к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты опытно – практической  работы.

 

После проделанной нами работы по  формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства проведен повторный контрольный эксперимент с детьми экспериментальной группы по методикам констатирующего эксперимента.

Цель контрольного исследования: выявление итогового уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Результаты  исследования итогового уровня  сформированности декоративно –  прикладной деятельности

 

 

Дети

Уровень творческого отношения к  создаваемым декоративно-прикладным изделиям и познавательного интереса

Оценка декоративно-прикладных работ, баллы

Умение использовать возможности   материалов

Композиция

Цвет

Соотношение размеров

Оригинальность 

Уровень

Паша Шубин

С

3

2

3

2

2

В

Андрей Федин

Н

3

2

2

1

2

С

Арсений Пинаков

С

3

3

2

2

2

В

Сережа Ведехин

Н

2

2

2

1

1

Н

Аликпер Харченко

Н

3

2

1

2

2

С

Даша Чудинова

С

2

3

2

2

2

С

Ксения Фролова

В

3

3

3

3

3

В

Миша Дробышевский

Н

3

2

2

2

3

В

Леня Рывес

С

3

3

2

2

1

С

Вика Спасибина

С

2

2

2

2

2

С

Настя Иванова

Н

2

2

3

2

2

С

Настя Мустофаева

Н

2

2

3

2

2

С

Крестина Маркина

С

3

3

2

2

3

В

Алиса Пустовалова

С

3

2

2

1

2

С

Ср.знач.

-

2,64

2,36

2,21

1,86

2,07

-


 

Анализ результатов исследования (табл. 3) показал, что уровень творческого  отношения к  создаваемым продуктам  декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса испытуемых дошкольников значительно повысился.

Высокий уровень  выявлен у восьми (57,1 %) детей (рис. 3, табл. 3).  В ходе наблюдений за творческой деятельностью детей отмечено, что дети стали активнее участвовать в общей работе,  проявляли интерес к самостоятельному выбору ярких цветов, предлагали свои варианты выполнения деталей рисунков росписи, задавали много вопросов по теме занятий.

 

 

 

 

Диаграмма  3.

Процентное распределение  испытуемых дошкольников по  итоговым уровням творческого отношения  к  создаваемым продуктам  декоративно  – прикладной деятельности и познавательного  интереса

 

 

Диаграмма 4.

Процентное распределение  испытуемых дошкольников по  итоговым уровням сформированности декоративно  – прикладной деятельности.

 

 

Шесть  детей (42,9 %) детей имеют в настоящее  время средние уровни творческого отношения к  создаваемым продуктам  декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса. Проблемами этих детей является недостаточная самостоятельность при разработке эскизов рисунков росписи, некоторая пассивность, рассеянное внимание. Низкий уровень творческого отношения к  создаваемым продуктам  декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса не выявлен ни у кого из  детей.   

Таким образом, уровень творческого отношения  к  создаваемым продуктам  декоративно  – прикладной деятельности и познавательного  интереса испытуемых дошкольников в  целом повысился. В то же время, педагогам  рекомендуется  продолжить работу по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства

Для оценки итогового уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста проводился анализ  созданных  детьми творческих работ – рисунков росписи подносов.  Анализ осуществлялся  по выдвинутым нами критериям, описанным  выше.

Результаты  оценки итоговых уровней  сформированности декоративно –  прикладной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста приведены  в сводной таблице 3.

Анализ творческих работ детей показал, что в  рисунках декоративной росписи подносов, по сравнению с работами, анализируемыми в констатирующем исследовании, рисунки  стали разнообразнее, целесообразнее; гармоничнее стали сочетания  цвета деталей и фона, общая  композиция у большинства детей  стала более сложной, увеличилось  количество деталей, введены дополнительные персонажи, повысилась и  оригинальность замысла.

Таким образом, в целом итоговый анализ созданных  детьми творческих работ выявил высокий  и средний сформированности декоративно  – прикладной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста. В  то же время, педагогам рекомендуется  продолжить работу по формированию декоративно  – прикладной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста посредством  народного искусства, так как  у пяти детей итоговый уровень развития декоративного творчества средний, а у  одного их детей итоговый уровень развития декоративного творчества характеризуется как низкий, хотя у него повысились показатели по отдельным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.

Исследование  показало, что формирование декоративно  – прикладной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста посредством  народного искусства – одно из условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству  обеспечат эстетическое и художественное развитие детей. Занятия  декоративно – прикладной деятельностью на основе использования традиций народного искусства носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у детей умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям. Изучение традиций, особенностей русского народа при работе с различными художественными материалами  приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.

Для лучшего усвоения материала  занятий опытно – практической работы использованы разнообразные формы  организации занятий и методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музеев и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках и конкурсах, выполнению коллективных и индивидуальных работ.

               Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.

Воспитатели получили помощь методиста по теме занятий. Руководство воспитателя заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности - предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей  к творчеству детей должно быть весьма благожелательным, необходимо создавать благоприятную психологическую атмосферу.

При анализе  образца декоративно – прикладного  народного искусства воспитатель  вопросами привлекал  внимание детей  не только к эстетике произведения искусства, но и к рассматриванию: из каких деталей состоит изображение? Какого они размера? Какого они цвета? Что располагается на заднем плане, а что на первом? Детям, которые  не могли самостоятельно определить пространственное расположение деталей (аппликация, лепка и пр.), воспитатель  пояснял  и показывал, в какой  последовательности следует соединять  детали.

В ходе проведенных  занятий дети развивали восприятие цвета, приемы композиции,  закрепляли навыки  использования возможностей различных материалов. Проведено  оформление выставки выполненных в  детском саду работ  декоративного  – прикладного творчества.

Параллельно с занятиями проведено  совершенствование предметно-развивающей  среды детского сада. В данной работе участвовали как воспитатели, так  и родители детей. Учитывалось, что  значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет народное искусство, поэтому в оформлении групповой  комнаты большое место отводится  изобразительному и декоративно-прикладному  народному искусству. Все произведения народного искусства в интерьере  должны быть подчинены требованиям  места и времени. В интерьер групповой  комнаты включены предметы декоративно-прикладного  искусства. В групповой комнате  устроен уголок народного декоративно-прикладного  искусства, выставка работ детей.

Таким образом, можно сделать следующий вывод по опытно – практической работе: в результате формирующего эксперимента созданы  педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.

Для проведения опытно – практической работы разработаны занятия занимательного характера,  имеющие интересное содержание, развивающие умения и навыки работы с  различными материалами. Использование  образцов народного искусства, игровых  технологий и   занимательных  физкультминуток позволило занятиям стать более интересными, результативными. Разработанные и проведенные  занятия позволили развить у  детей интерес к декоративно  – прикладной деятельности, проявляя при этом фантазию, инициативу, стимулируя состояние вдохновения и творческого  порыва. Благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по декоративно  – прикладной деятельности дети создали  новые творческие работы. Итогом детской  деятельности является выставка выполненных  работ  декоративно – прикладной деятельности в детском саду.

Воспитатели получили помощь методиста по теме занятий на основе народного искусства. Проведено совершенствование предметно-развивающей среды детского сада, при этом важно, что  в данной работе участвовали как воспитатели, так и родители детей, а также сами дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева А. Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. — СПб., 2001.
  2. Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства. — М., 2001.
  3. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. — М., 1991.
  4. Алексеева В. В. "Что такое искусство?" , М.: "Совет-ский художник", 1991 г. 
  5. Багдасаров Р. Древо жизни // «Юный художник». - 1998.  — № 4.
  6. Бармаш О. Прикосновение к творчеству // «Юный художник». - 2000.  — № 9.
  7. Беженова О. Кукла вашими руками // «Юный художник». - 2001. — №4.
  8. Белов В. И.  Очерки о народной эстетике. — М., 1992.
  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М., 1997.
  10. Бялик Н. Поэзия народного костюма // «Юный художник». - 1998.  — № 3.
  11. Васильева Л.С., Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников/ Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений  — М., 1993.
  12. Ветлугина Н. А. Методы эстетического воспитания / Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной. -М., 1978.
  13. Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М.: "Рес-публика", 1994 г.
  14. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001.
  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб, 1997.
  16. Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой. — М., 1993.
  17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  18. Добрых рук мастерство. — СПб., 1992.
  19. Дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» /  Т.И. Бабаева и др.   - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  20. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — СПб., 2003.
  21. Ефимова Л. В. Русский народный костюм. — М., 1991.
  22. Жигалова С. О русском народном творчестве // «Юный художник». - 1998. — № 11—12.
  23. Жижина С. Мир на ладони // «Юный художник». - 2001.  — № 7.
  24. Жостово: Альбом. — М., 2002.
  25. Справочник по дошкольному образованию. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
  26. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1994.
  27. История зарубежного искусства; ред. Кузьмина М.Т., Мальцева Н. Л., М.: "Изобразительное искусство", 2002г.
  28. Калмыкова В. Этюд в синих тонах // «Юный художник». - 2001.  — № 12.
  29. Канцедикас А. С. Уроки народного искусства. — М., 1992.
  30. Киреева Е. В. История костюма. — М., 2004.
  31. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М., 1999.
  32. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
  33. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67.
  34. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  35. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: «Просвещение», 1987.
  36. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — М., 2003.
  37. Ломова В. Ф. Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования// Современные технологии в образовании. Екатеринбург, 2006.
  38. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А. А., Минск:"Валев",1995 г.
  39. Малаева З. Расписные подносы Жостова // «Юный художник». - 1998. — № 1.
  40. "Малая история искусств", М.: "Искусство" 2004г.
  41. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.:  «Гном-Пресс», 2005.
  42. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М., 2001.
  43. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов, В 4 т. — М., 1999. 
  44. Методические советы к программе «Детство». — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  45. Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. — М., 1998.
  46. Миловский А. С. Песнь Жар-птицы. — М., 2000.
  47. Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
  48. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. — М., 1998.
  49. Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство — детям: Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. - М.: «Просвещение», 1991.
  50. Полунина В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. — М., 1999.
  51. Попова В. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — М., 2004.
  52. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. — М., 2002.
  53. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / Под ред. А.П. Усовой и Н.П. Саккулиной. - М., 1995.
  54. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
  55. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Академия, 2001.
  56. Хохлова Е. Н. Современная керамика и народное гончарство. — М., 1991.

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование