Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, мы выяснили, что занятия с детьми дошкольного возраста по формированию декоративно – прикладной деятельности проводить необходимо. На занятиях у детей закладываются основы декоративно – прикладной деятельности, развивается творческое воображение, воспитывается любовь к Родине и уважение к труду.
2.3. Результаты опытно –
После проделанной нами работы по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства проведен повторный контрольный эксперимент с детьми экспериментальной группы по методикам констатирующего эксперимента.
Цель контрольного исследования: выявление итогового уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 4
Результаты исследования итогового уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности
Дети |
Уровень творческого отношения к
создаваемым декоративно- |
Оценка декоративно-прикладных работ, баллы | |||||
Умение использовать возможности материалов |
Композиция |
Цвет |
Соотношение размеров |
Оригинальность |
Уровень | ||
Паша Шубин |
С |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
В |
Андрей Федин |
Н |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
С |
Арсений Пинаков |
С |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
В |
Сережа Ведехин |
Н |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Н |
Аликпер Харченко |
Н |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
С |
Даша Чудинова |
С |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
С |
Ксения Фролова |
В |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
В |
Миша Дробышевский |
Н |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
В |
Леня Рывес |
С |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
С |
Вика Спасибина |
С |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
С |
Настя Иванова |
Н |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
С |
Настя Мустофаева |
Н |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
С |
Крестина Маркина |
С |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
В |
Алиса Пустовалова |
С |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
С |
Ср.знач. |
- |
2,64 |
2,36 |
2,21 |
1,86 |
2,07 |
- |
Анализ результатов
Высокий уровень выявлен у восьми (57,1 %) детей (рис. 3, табл. 3). В ходе наблюдений за творческой деятельностью детей отмечено, что дети стали активнее участвовать в общей работе, проявляли интерес к самостоятельному выбору ярких цветов, предлагали свои варианты выполнения деталей рисунков росписи, задавали много вопросов по теме занятий.
Диаграмма 3.
Процентное распределение испытуемых дошкольников по итоговым уровням творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса
Диаграмма 4.
Процентное распределение испытуемых дошкольников по итоговым уровням сформированности декоративно – прикладной деятельности.
Шесть детей (42,9 %) детей имеют в настоящее время средние уровни творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса. Проблемами этих детей является недостаточная самостоятельность при разработке эскизов рисунков росписи, некоторая пассивность, рассеянное внимание. Низкий уровень творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса не выявлен ни у кого из детей.
Таким образом, уровень творческого отношения к создаваемым продуктам декоративно – прикладной деятельности и познавательного интереса испытуемых дошкольников в целом повысился. В то же время, педагогам рекомендуется продолжить работу по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства
Для оценки итогового уровня сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста проводился анализ созданных детьми творческих работ – рисунков росписи подносов. Анализ осуществлялся по выдвинутым нами критериям, описанным выше.
Результаты оценки итоговых уровней сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста приведены в сводной таблице 3.
Анализ творческих работ детей показал, что в рисунках декоративной росписи подносов, по сравнению с работами, анализируемыми в констатирующем исследовании, рисунки стали разнообразнее, целесообразнее; гармоничнее стали сочетания цвета деталей и фона, общая композиция у большинства детей стала более сложной, увеличилось количество деталей, введены дополнительные персонажи, повысилась и оригинальность замысла.
Таким образом, в целом итоговый анализ созданных детьми творческих работ выявил высокий и средний сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В то же время, педагогам рекомендуется продолжить работу по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства, так как у пяти детей итоговый уровень развития декоративного творчества средний, а у одного их детей итоговый уровень развития декоративного творчества характеризуется как низкий, хотя у него повысились показатели по отдельным критериям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Исследование показало, что формирование декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства – одно из условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие детей. Занятия декоративно – прикладной деятельностью на основе использования традиций народного искусства носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у детей умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям. Изучение традиций, особенностей русского народа при работе с различными художественными материалами приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.
Для лучшего усвоения материала занятий опытно – практической работы использованы разнообразные формы организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музеев и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках и конкурсах, выполнению коллективных и индивидуальных работ.
Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.
Воспитатели получили помощь методиста по теме занятий. Руководство воспитателя заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности - предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей к творчеству детей должно быть весьма благожелательным, необходимо создавать благоприятную психологическую атмосферу.
При анализе
образца декоративно –
В ходе проведенных занятий дети развивали восприятие цвета, приемы композиции, закрепляли навыки использования возможностей различных материалов. Проведено оформление выставки выполненных в детском саду работ декоративного – прикладного творчества.
Параллельно с занятиями проведено
совершенствование предметно-
Таким образом, можно сделать следующий вывод по опытно – практической работе: в результате формирующего эксперимента созданы педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народного искусства.
Для проведения опытно – практической
работы разработаны занятия
Воспитатели получили помощь методиста по теме занятий на основе народного искусства. Проведено совершенствование предметно-развивающей среды детского сада, при этом важно, что в данной работе участвовали как воспитатели, так и родители детей, а также сами дети.