Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Из чего делают эти игрушки? (Из глины)
- Да, из глины и мы с этим материалом прекрасно знакомы, лепили из нее фигурки. Но как же эти глиняные фигурки превращали искуссные мастера в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали и расписывали)
- Ребята,
сегодня у нас необычное
Это у
нас – мастерская, светлая и
просторная. И все у нас есть
для превращения обычной
Послушайте стихотворение и покажите его мимикой и жестами.
Привезли
мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки!
- Вот
и готовы наши глиняные
- И чем
мы сейчас с вами будем
- Да, мои
дорогие мастера, сейчас вы
будете творить чудо! Но, сначала,
скажите мне, какие краски
- Да, каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!
- Кто
напомнит, какой орнамент характерен
для дымковской игрушки? (Яркие
пятна, круги, зигзаги,
- Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)
- Какие
элементы одежды на кукле
- Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)
- Закройте
глаза, подумайте, как вы
(Включаю
в этот момент спокойную
- Приступайте к работе.
(Дети
занимаются раскрашиванием
- И вот
наши игрушки засветились и
окончательно стали
Потом, ребята, когда игрушки подсохнут, мы будем играть с ними. Можно их использовать для настольного театра, а можно и поиграть в магазин дымковской игрушки.
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
(Вечером
вновь привлекла внимание
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Занятия 5. «Нарядная барышня».
Цель: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Дидактические игры на цветной модели «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.
Материалы: заготовки с силуэтом куколбарышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?
Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.
Дети рассаживаются за столы.
У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?
Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя. Можно предложить такую:
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик
Стол
Кошку
Машу
(дети поочерёдно разминают пальчики сначала на одной руке, потом на другой)
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
В конце занятия подводится итог: анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне-госте. Она стала весёлая и радостная.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Занятие 6. «Сказочная Гжель».
Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
Развивать
у детей интерес к народному
декоративно-прикладному
Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Воспитатель:
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Откуда нам их прислали?
Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?
Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.
Отгадайте загадку:
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).
Как называется эта роспись?
Дети: Гжель!
Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Расскажу вам сказку.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать. ( слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)
А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)
Другой
мастер посмотрел, подивился, но чайник
лепить не стал. Услышал он сказку про
кита, да сделал масленку.(слайд №6)
На спине кита вылеплен сказочный
город с башенками и
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)
Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
Делают
в Гжели и часы. (слайд №11) Форма
у них непростая, причудливая. Расписаны
они снизу доверху цветами, а
на самую макушку петушок
У
каждого художника есть свой узор
любимый, и в каждом отражается сторонушка
родимая.( слайд №12) Её трава шелковая,
её цветы весенние и мастерство волшебное
достойное восхищения.(слайд №
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. (слайд №14)
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Дети: Да! Понравилась!
Беседа по сказке.
Воспитатель:
- О каком промысле эта сказка?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель: Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(Рассматривание изделий народного промысла)
-
Для чего нужны гжельские
-
Почему Гжель называют сине-
Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.