Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

Для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы - свое собственное  самобытное изобразительное творчество. Поэтому по предметам быта и архитектуры  можно определить, какой народ  их делал, и время, когда они были созданы. Глядя на маленькие вырезанные из кости фигурки животных, рисунки  на бересте или коврики из меха, мы можем определить, что сделаны  они народами Севера. По рисункам на моржовых клыках, сделанных чукотскими народными мастерами, мы узнаем о  жизни чукотского народа. Народы Севера Европейской части России всегда славились резьбой по дереву - украшениями  на избах, предметах обихода и  мебели; жители Кавказа - узорными коврами  из овечьей шерсти; киргизы, туркмены, таджики - белыми войлочными кошмами  с синими или красными узорами.[4, с. 221]

С развитием  техники и повышением уровня жизни  общества промышленное, индустриальное прикладное искусство стало постепенно вытеснять из быта образцы народного  прикладного творчества. Дешевые  печатные ситцы, фаянсовая и прессованная стеклянная посуда - все это было доступно и легко конкурировало  с произведениями местных ремесленников.

Однако народное искусство уже приобрело силу традиции, оно наполнено духовным содержанием. И это содержание тем  сильнее проявляется, чем дальше мы отходим во времени от истоков  народного искусства. Например, для человека, который сам не ходил в лаптях, но у которого в лаптях ходил дед или прадед, эта лыковая обувь полна символов, ассоциаций и духовного содержания. Он любуется их сложным переплетением, заделкой края, плетенными из бересты или лыка тесемками-завязками. Он вешает лапти на стену как украшение и декоративный предмет. А местная промышленность начинает выпускать маленькие плетеные лапоточки в виде сувенира. Этот предмет крестьянской одежды, удобный, полезный и красивый для своего времени и своего потребителя, сейчас превратился в предмет декоративный, наряду с глечиками (кринками), куманцами, деревянными ложками, расписными прялками. И это уже не предметы крестьянского быта, а вещи, предназначенные для украшения квартир. [36, c. 441]

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом [45, с. 24].

Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений.

Как отмечает Г. Н. Пантелеев, к наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко [44, с. 14]. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов.

В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ.

Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического использования). В любом предмете, будь то керамический кувшин, народный костюм, старинный замок, светец для лучины, бытовое, практическое назначение- вещи находится в удивительном соответствии с ее декором. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства [44, с. 17].

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Образцы народного творчества в сфере декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Народное  искусство способствует глубокому  воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается  как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей  специфики, заключающейся в образно-эмоциональном  отражении мира, оказывает сильное  воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями [42, с. 13].

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Отечественные  педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Важную роль народного декоративно-прикладного  искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие).

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми [11, с. 24].

 Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается  любовь к своему краю. Народное искусство  хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического  отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир  прекрасного, развивать у них  художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше  поймет и оценит то, что присуще  всему народному искусству, что  объединяет все виды, увидит то, что  отличает их друг от друга в зависимости  от природных условий, занятий местных  жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает  гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и  культуре.

Познавая  красоту народного творчества, ребенок  испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более  глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую  красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного  искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются  эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Таким образом, традиции народного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Народное творчество, как искусство создающее предметный мир, существует в двух сферах: материальной культуры и культуры духовной. В наши дни стали главными духовная и эстетическая функция народного искусства. Детьми открывается для себя красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.

1.2. Особенности декоративно  – прикладной деятельности детей  старшего дошкольного возраста.

 

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоционально-чувственного и интеллектуального опыта, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сензитивный период для творческого развития личности  [49, с.21]. 

Существует  определенная логика эстетического  развития личности, которая имеет  свою особую нормативность, определяемую объективными законами перехода ребенка  от одного уровня эстетического развития к другому, более высокому. В исследовании  Л.И. Божович выявляется специфика развития ребенка в этих сферах жизнедеятельности в онтогенезе [8]. В онтогенезе складывается механизм взаимодействия развития с культурой, суть которого заключается в том, что на те или иные воздействия внешней среды, несущее различные знания, представления о ценностях культуры, у ребенка вырабатывается определенная реакция, которая должна позволить ему усвоить требуемые нормы культуры. Поскольку само приобщение к ней осуществляется только через взаимодействие ребенка с другими людьми, то этот механизм имеет и нравственное содержание. 

Механизм  приобщения ребенка к культуре, к  творчеству, позволяет выявить роль основных объективных и субъективных факторов формирования  эстетических ценностей в онтогенезе [36, с.73]. Объективные факторы включают в себя, прежде всего:

а) природную  предрасположенность ребенка к  усвоению тех или иных элементов  формируемых у него ориентации и  установок на взаимодействие с окружающим миром;

б) те малые  и большие общности, которые осуществляют сам процесс приобщения ребенка  к культуре. Это родители и другие родственники, сверстники, педагоги дошкольных и школьных учреждений, преподаватели  системы дополнительных образований, а также средства массовой информации, учреждения культуры и т. п.;

в) материальные и организационные возможности  для осуществления эффективного эстетического развития личности.

К числу субъективных факторов относятся:

а) само содержание тех конкретных  эстетических ориентации и установок, которые пытаются сформировать различные субъекты развития ребенка; 

б) знание субъектами  эстетического развития индивида наиболее эффективных форм, методов организации  воспитательного и образовательного процесса;

в) представление  о способах действенного решения  той или иной конкретной воспитательной ситуации, в которой оказался ребенок  и субъект его развития. 

Предшествующие  годы жизни ребенка являются тем  фундаментом, на котором основан  творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста. Приобретенный  детьми  опыт в изобразительной  деятельности поднимается  на новый качественный уровень [49].

К старшему дошкольному  возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Но уже  и ребенок пяти – шести лет, воспринимая окружающие объекты, уже  пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто  привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке [32].

Исследования  Т. С. Комаровой и других авторов  показывают, что у детей уже  с пяти - шести лет наблюдается  уже сознательное использование  цвета, формы, построения рисунка и  других творческих работ, как выразительных  средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции [30]. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. То есть, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование