Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей декоративно-прикладной деятельности детей и влияния народного искусства на ее формирование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить педагогические условия формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Значение народного искусства в формировании декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Особенности декоративно – прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 17
1.3. Методы формирования декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Изучение особенностей сформированности декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и методика проведения занятий по формированию декоративно – прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно – практической работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

изодеятельность.docx

— 136.83 Кб (Скачать файл)

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы) 

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими  узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из  каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).

На  что похожи лепестки цветка? (На капельку).  

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели. 

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

 

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая  Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель») 

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей: 

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

П.Синявский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Занятие 7. «Сказочная птица».

Цель: Продолжать знакомить детей  с народным творчеством Гжели.

 Задачи: Учить детей соотносить  реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений,  предложить нарисовать образ  сказочной птицы, передавая ее  необычность и яркость, используя  элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, цветы, травинки, завитки, сеточки). Закреплять умение составлять узор. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Ход занятия.

1) Организация  детей.

2) Воспитатель:  Ребята, на нашей  поляне много птиц, настоящих  и сказочных. Я предлагаю вам  сегодня украсить сказочную птицу  декоративной росписью - Гжельской.

Воспитатель напоминает детям об использовании  синей гуаши, о получении различных  оттенков синего цвета, разбавляя краску водой. Воспитатель вспоминает с  детьми о характерных особенностях гжельской росписи (показывает таблицу с элементами гжельской росписи) Напоминает, что гжельская роспись рисуется сразу кистью без предварительного рисунка карандашом, при этом кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Лист можно вращать так, чтобы рука с кистью находилась в удобном положении.

3) Дети самостоятельно выполняют работу.

4) Подведение итогов.

Анализ работ. Ребята, у нас получилась целая стая сказочных птиц! Давайте  рассмотрим их.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Занятие 8. «Золотая Хохлома». 

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
  2. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
  3. Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.
  4. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
  5. Учить,  самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  6. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
  7. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Демонстрационный  и раздаточный материал:

Хохломские  изделия; аудиозапись русской народной музыки;  посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.

Предварительная работа:

  1. Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
  2. Чтение.
  3. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
  4. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
  5. Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
  6. Загадывание загадок.
  7. Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
  8. Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

 

                 Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).

Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? ( Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).

Ребята, это не простая посылка, в ней  видеоролик, который я вам предлагаю  посмотреть.        

Мультимедийная  презентация «Золотая Хохлома».

(Во время  показа презентации, воспитатель  читает стихотворение П. Синявского  «Хохлома».) 

Хохломская  роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи  – перелески, шелковые всплески

Солнечно  – медовой золотой листвы.

За окошком  метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером   зимнем лесу,

Лишь  сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет  дровишки и от печки тепла,

Словно  летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась  разок,

И блеснул  на посуде золотой завиток.

Звонко  тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с  тем завитком.

А сухие  былинки под веселым мазком

Превратились  в травинки,

Усик  вьется ползком.

Блещут  краски так ярко

Золотой  хохломы,

Что в  лучах ее теплых

Согреваемся мы.

Воспитатель:  Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах – умельцах.

Познавательный  рассказ воспитателя.

Родина  искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола  издавна жили умелые мастера. Они  изготавливали деревянную расписную  посуду.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это  крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную  деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально  хохломская посуда  изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже,  она стала любимой,  популярной и  среди простого народа.

Хохломские  изделия изготавливают из липы. Перед  использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе  не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А  кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно  выполнять и очень тонкие и  широкие мазки. Хохломские узоры  наносят кистью без предварительной  прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил  своим ученикам: «Учитесь у стариков,  да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи  изделия покрывают лаком, а потом  закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало  драгоценным, золотым.

Хохломская  посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она  не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили  лучшие традиции росписи, но и развили  их, обогащая новыми приемами.

Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий. А что бы нам не заблудиться, мы будем использовать карту – схему.

(Дети  вместе с воспитателем двигаются  по карте и находят конверт  с заданием).

Воспитатель: Ребята, вот и первое задание.

Игра  «Лабиринт «Чей цветок» ».

Задание. Разноцветными карандашами дети должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Все справились с первым заданием. Теперь двигаемся дальше.

Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).

  1. Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
  2. Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
  3. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.
  4. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле – еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).
  5. А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприседе).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на пути какой - то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это второе задание.

Игра  «Сложи картинки «Народные промыслы»».

Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и объяснить, что на картинке не правильно и почему. (Например: дымковская барышня - узор дымковский, а фон желтый (филимоновский); городецкая доска - узор хохломской, фон коричневый и т. д.).

Воспитатель: Молодцы! Все  справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах. 

        (Дети читают стихи, выученные заранее).

  1. Филимоновская деревушка,

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор…

  1. Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее,  чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково –  поселок

Окаймлен лесами уголок веселый…

Информация о работе Особенности декоративно прикладной деятельности детей старшего дошкольного возраста и влияние народного искусства на её формирование