Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

Цель: Развитие умения выражать чувство радости.

Каждый участник занятия  приветствует своего соседа справа (слева) улыбкой.

3.Игра «Веселые  ладошки».

Цель: Развитие чувства ритма.

Ведущий предлагает по очереди  всем отстучать ритм, который он задает.

4.Игра «Чей  домик?»

Цель: Развитие аналитико-синтетических  функций.

Ведущий предлагает всем выбрать  по одной карточке, где изображен  какой-либо зверь, глядя на большую  картинку определить то место, где он живет.

5.Игра «Найди  окошко для фигуры».

Цель: Развитие зрительного  восприятия.

Ведущий показывает ребятам  силуэт геометрической фигуры и предлагает найти нужное окошко- домик для  нее.

6.Игра «Найди  пару».

Цель: Развитие внимания.

Педагог называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары.

7.Игра «Угадай,  что нарисовано».

Цель: Развитие аналитико-синтетических  функций.

Ведущий показывает ребятам  нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы изображены в этих силуэтах.

8.Игра «Найди, где спрятано».

Цель: Развитие зрительного  внимания.

Педагог прячет в комнате  какой-либо предмет, а ребята в это  время сидят с закрытыми глазами. Затем по условному сигналу все  начинают искать этот предмет.

9. Игра «Запомни  и найди».

Цель: Развитие зрительно-опосредованного  запоминания.

Ведущий показывает ребятам  ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их в кабинете. По условному сигналу  все участники занятия начинают искать эти предметы в комнате.

10.Игра «Минутка».

Цель: Развитие восприятия чувства  времени.

Педагог засекает минуту времени  и предлагает каждому ребенку  тоже засечь свою минутку. Когда минута будет на исходе нужно подать сигнал с помощью поднятой руки.

11.Игра «Объятия».

Цель: Развитие доброжелательного  отношения друг к другу, получение  нового сенсорного опыта.

Ведущий рассказывает о том, что когда люди с кем-то очень  дружны, то выражают свои чувства через  объятия. Все ребята уже давно  знакомы друг с другом и поэтому  могут свободно выразить свои чувства  друг к другу через объятия.

12.Игра «Кошечка-собачка».

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает всем ребятам  представить себя собачками и  показать какие они по характеру (ласковая, добрая, веселая, злая, грустная), затем все превращаются в кошечек.

13.Игра «Радуга».

Цель: Развитие умений действовать  по условному сигналу.

Каждый ребенок выбирает себе определенный цвет – это одна из полосок радуги. По условному  сигналу все, глядя на картинку, строятся по порядку.

14. Игра «Тропинка».

Цель: Развитие умений действовать  по инструкции и условному сигналу.

Педагог предлагает всем встать друг за другом и по команде выполнять  те действия, которые выполняет ведущий: змейка, перескок через бревно, переход  вброд через реку и т.п. После  каждого задания ведущий меняется местами, то есть первый переходит в  хвост змейки.

15. Игра «Запретный  номер».

Цель: Развитие внимания, умений действовать по инструкции.

Выбирается определенная цифра, которая становится запрещенной  к озвучиванию. По условному сигналу  все ребята строятся, называют свой порядковый номер, когда доходят  до запрещенной цифры, ее обладатель не называет, а хлопает в ладоши.

16. Игра «Определи  игрушку».

Цель: Развитие внимания, умений действовать по инструкции.

Ребятам предлагается найти  в комнате игрушки, которые зашифрованы  на рисунках: длинные ушки, пушистый хвост, огромные зубы, цветное кольцо и т. п.

17. Игра «Дракон  кусает свой хвост».

Цель: Развитие моторной ловкости.

Все строятся в колонну  друг за другом, руки кладут друг другу  на плечи. Первый изображает голову, а  последний – хвост. Голова пытается поймать свой хвост, а хвост уворачивается  от нее.

 

 

 

 

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

 

Упражнение №1.

Это упражнение лучше проводить  коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте  карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся  материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно  больше 5 букв в двух самых длинных  словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.

Варианты материала:

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,

например:

РБВЛКТМЦ 

ЖКПРЧДЗНТК

КПТНСДШРВТБЧ……….

Знакомые слова родного  языка, содержащие от 4 до 16 букв,

например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я бегу

Дай мне

Дым идет ….

Это задание можно проводить  так же на цифровом материале.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

 

Упражнение №2.

Прочитайте вслух небольшое  предложение. Чтение сопровождается негромким  постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст  и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими  школьниками, можно провести это  упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.

 

Упражнение №3.

Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Объясняется, что  девять чисел пропущено, и предлагается за определенное время зачеркнуть в  контрольной графе те числа, которые  пропущены в таблице.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение №4.

Арифметический диктант, состоящий из нескольких действий. Например, даны два числа: 6 и 3 … сложи  первое и второе … и от полученного  числа отними 2 … затем отними еще 4 … запиши ответ.

 

Упражнение №5.

Учащимся предлагается внимательно  рассмотреть предлагаемые предметы в течение некоторого времени. Затем  предметы убираются, а школьники  должны подробно их описать, указать  величину, цвет, форму и т.д.

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

 

Упражнение №6.

Учащимся предлагается таблица  с парами чисел и букв черного  и белого цвета, которую они должны рассмотреть и найти по порядку  все числа черного цвета от 1 до 12. Все числа белого цвета  в обратном порядке от 12 до 1. После  чего поочередно искать числа черного  цвета от 1 до 12 и белого от 12 до 1.

 

Упражнения, направленные на тренировку распределения  внимания.

 

Упражнение №7.

Учащимся предлагается выделить и подчеркнуть слово, спрятанное среди букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШЩАТМАШ…

 

Упражнение №8.

Учащимся предлагается две  таблицы, одна с числами, другая пустая, которую детям необходимо заполнить, расставляя числа в порядке возрастания.

 

Коррекция средствами изобразительного искусства

 

Тема: Рисование  в полосе узора из листьев и  цветов

Цель: Закреплять умение детей  работать с красками.

Задачи:

- учить детей рисовать  узор в полосе;

- развивать внимание, зрительное  восприятие, память (последовательность  выполнения рисунка), мелкую моторику, кругозор учащихся;

- формировать эстетический  вкус; технические и изобразительные  умения;

- воспитывать интерес  к урокам рисования.

Оборудование: образцы с  изображением цветов и листьев различных  форм, узор в полосе на альбомном  листе, простой карандаш, краски, баночки  с водой, кисточки, резинка, альбомный  лист, линейка, шаблоны: цветы, листья.

Организационный момент:

- Здравствуйте! Подравнялись! Проверили свою готовность к  уроку. Тихо сели.

Вводная беседа:

- Ребята, сегодня на уроке  мы с вами будем рисовать  узор в полосе. А из чего  будет состоять узор, вы узнаете,  если отгадаете загадки:

Из почек появляются, весною распускаются,

Осенью увядают, и все  опадают. (Листья.)

Он проснулся, покачнулся,

Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок.)

Ребята, какие цветы вы знаете?

(Вывешивается на доску  образцы с изображением цветов  и листьев; рисунок с нарисованным  узором в полосе).

Анализ объекта изображения:

- Ребята, посмотрите внимательно  на рисунок. Что вы видите? (Листья.) Кто отгадает, с какого они  дерева? Какого они цвета? (Зеленого.) Какого еще цвета бывают листья? Какой формы? Сколько листьев  вы видите? (3) Сколько цветов вы  видите? (2) Какого цвета цветы? (Желтого.) Сколько листьев? (Один) Какого цвета  листок? (Зеленого) Как расположены  цветы и листья? (Сначала нарисован  листок, затем цветок, потом опять  листок.) Значит, в рисунке цветы  и листья чередуются. Что мы  будем рисовать сегодня на  уроке? (Узор в полосе цветов  и листьев.)

Определение последовательности выполнения рисунка:

- Свой рисунок мы начнем  с полосы. Сначала мы чертим  по линейке полосу, в которой  будем рисовать орнамент. Теперь  меркой разделим ее на равные  части. По краям полосы по  линейке проведем прямые линии.  В полученные клетки по шаблону  будем обводить сначала листок, потом цветок, потом листок, чередуем.

Указания к началу работы:

- А теперь послушайте  внимательно. Альбомный лист мы  располагаем по длине. По линейке  нарисуем полосу во всю длину  листа. Меркой разделим на равные  части. Берем шаблон листка, кладем  его в первую клетку полосы  с левой стороны, обводим его  карандашом. Потом берем шаблон  цветка и т.д. Сначала мы  нарисуем карандашом, а потом  раскрасим красками. Помните: рисуя  карандашом, хорошо прижимайте шаблон  к листу бумаги, чтобы он не  двинулся, иначе у вас не получится  красивый узор. При работе с  красками хорошо промывайте кисточку  в воде.

Пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать?

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной  деятельности:

- Сначала карандашом по  линейке начертили полосу и  клетки. По очереди обводим шаблоны,  повторяем последовательность работы, смотрите на мой рисунок. (Когда  дети нарисовали узор простым  карандашом, обратить внимание на  использование основных цветов  рисунка). Листья мы раскрашиваем  зеленым цветом, цветы – желтым.

Подведение итогов работы:

- Ребята, что мы рисовали  сегодня на уроке? (Узор в полосе  из цветов и листьев.) Выставка  работ, оценки (отмечается точность  воспроизведения последовательности  элементов узора, правильный подбор  цвета).

 

Упражнения  на закрепление ориентировки в пространстве:

1. В этом задании предлагается  положить перед собой чистый  лист бумаги, показать, где у этого  листа центр. Затем положить  в центр листа 4 маленьких красных  кружочка и 1 большой желтый  треугольник. Наклеить кружочки  в центр листа.

2. Детям предлагается  взять чистый лист бумаги и  карандашом сначала показать  все 4 угла, называя их в следующем  порядке: правый верхний угол  и т. д. затем, взяв краски, используя только синий и желтые  цвета, раскрасить правый нижний  и левый верхний угол тремя  полосками так, чтобы по середине  была одна синяя полоска, а  по бокам две желтые маленькие  полосочки. То же самое надо  сделать с правым верхним углом  и левым нижним, только теперь  желтая маленькая полоска оказалась  посередине, а две синие длинные  по бокам.

 

 

 

3. Взяв чистый лист  бумаги, обозначить его цифрами  от 1 до 4 таким образом:

1 2

3 4


 

Затем по диагонали от цифры 1 до цифры 4 нарисовать насколько зеленых  квадратов, рисуя сначала большой  квадрат, затем маленький. Потом  сделать акцент на то, какие углы мы используем в работе (например: правый верхний и левый нижний угол) и  т.д.

 

Коррекция зрительного восприятия с помощью изобразительных средств.

 

Упражнения:

1. Для закрепления у  детей видов различных форм, учащимся  можно предложить три ряда  фигур, один из которых геометрические  фигуры, второй ряд – фигуры, взятые  из природы (звездочка, груша,  лист) и третий ряд – фантазийные  фигуры. Затем эти фигуры необходимо  раскрасить: геометрические фигуры  – чистыми яркими цветами,  формы, взятые из природы, –  ближе к их природным цветам, а фантастические – полосками,  точками, переливами цвета.

2. В этом упражнении  проводится работа с различными  формами и фигурами одного  цвета. Взять лист цветной бумаги, например, синий, перевернуть обратной  белой стороной. Попробовать нарисовать  фигуры, которые пред детьми. Теперь  следует их вырезать и перевернуть  синей стороной вверх. На белом  листе бумаги разбросать эти  фигуры так, чтобы осталось  место для подрисовки. Затем учащимся  предлагается с помощью фломастеров  подрисовать фигуры в какие-нибудь  предметы: например, квадрат – телевизор.

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы