Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73
Цель: Развитие умения выражать чувство радости.
Каждый участник занятия приветствует своего соседа справа (слева) улыбкой.
3.Игра «Веселые ладошки».
Цель: Развитие чувства ритма.
Ведущий предлагает по очереди всем отстучать ритм, который он задает.
4.Игра «Чей домик?»
Цель: Развитие аналитико-синтетических функций.
Ведущий предлагает всем выбрать по одной карточке, где изображен какой-либо зверь, глядя на большую картинку определить то место, где он живет.
5.Игра «Найди окошко для фигуры».
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Ведущий показывает ребятам силуэт геометрической фигуры и предлагает найти нужное окошко- домик для нее.
6.Игра «Найди пару».
Цель: Развитие внимания.
Педагог называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары.
7.Игра «Угадай, что нарисовано».
Цель: Развитие аналитико-синтетических функций.
Ведущий показывает ребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы изображены в этих силуэтах.
8.Игра «Найди, где спрятано».
Цель: Развитие зрительного внимания.
Педагог прячет в комнате
какой-либо предмет, а ребята в это
время сидят с закрытыми
9. Игра «Запомни и найди».
Цель: Развитие зрительно-опосредованного запоминания.
Ведущий показывает ребятам ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их в кабинете. По условному сигналу все участники занятия начинают искать эти предметы в комнате.
10.Игра «Минутка».
Цель: Развитие восприятия чувства времени.
Педагог засекает минуту времени и предлагает каждому ребенку тоже засечь свою минутку. Когда минута будет на исходе нужно подать сигнал с помощью поднятой руки.
11.Игра «Объятия».
Цель: Развитие доброжелательного отношения друг к другу, получение нового сенсорного опыта.
Ведущий рассказывает о том, что когда люди с кем-то очень дружны, то выражают свои чувства через объятия. Все ребята уже давно знакомы друг с другом и поэтому могут свободно выразить свои чувства друг к другу через объятия.
12.Игра «Кошечка-собачка».
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Ведущий предлагает всем ребятам представить себя собачками и показать какие они по характеру (ласковая, добрая, веселая, злая, грустная), затем все превращаются в кошечек.
13.Игра «Радуга».
Цель: Развитие умений действовать по условному сигналу.
Каждый ребенок выбирает себе определенный цвет – это одна из полосок радуги. По условному сигналу все, глядя на картинку, строятся по порядку.
14. Игра «Тропинка».
Цель: Развитие умений действовать по инструкции и условному сигналу.
Педагог предлагает всем встать
друг за другом и по команде выполнять
те действия, которые выполняет ведущий:
змейка, перескок через бревно, переход
вброд через реку и т.п. После
каждого задания ведущий
15. Игра «Запретный номер».
Цель: Развитие внимания, умений действовать по инструкции.
Выбирается определенная цифра, которая становится запрещенной к озвучиванию. По условному сигналу все ребята строятся, называют свой порядковый номер, когда доходят до запрещенной цифры, ее обладатель не называет, а хлопает в ладоши.
16. Игра «Определи игрушку».
Цель: Развитие внимания, умений действовать по инструкции.
Ребятам предлагается найти в комнате игрушки, которые зашифрованы на рисунках: длинные ушки, пушистый хвост, огромные зубы, цветное кольцо и т. п.
17. Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель: Развитие моторной ловкости.
Все строятся в колонну друг за другом, руки кладут друг другу на плечи. Первый изображает голову, а последний – хвост. Голова пытается поймать свой хвост, а хвост уворачивается от нее.
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.
Упражнение №1.
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБВЛКТМЦ
ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСДШРВТБЧ……….
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв,
например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу
Дай мне
Дым идет ….
Это задание можно проводить так же на цифровом материале.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение №2.
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими школьниками, можно провести это упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.
Упражнение №3.
Школьнику предлагается таблица,
в которой расположены в
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
Упражнение №4.
Арифметический диктант, состоящий из нескольких действий. Например, даны два числа: 6 и 3 … сложи первое и второе … и от полученного числа отними 2 … затем отними еще 4 … запиши ответ.
Упражнение №5.
Учащимся предлагается внимательно рассмотреть предлагаемые предметы в течение некоторого времени. Затем предметы убираются, а школьники должны подробно их описать, указать величину, цвет, форму и т.д.
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.
Упражнение №6.
Учащимся предлагается таблица с парами чисел и букв черного и белого цвета, которую они должны рассмотреть и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12. Все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1. После чего поочередно искать числа черного цвета от 1 до 12 и белого от 12 до 1.
Упражнения, направленные на тренировку распределения внимания.
Упражнение №7.
Учащимся предлагается выделить
и подчеркнуть слово, спрятанное
среди букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШ
Упражнение №8.
Учащимся предлагается две таблицы, одна с числами, другая пустая, которую детям необходимо заполнить, расставляя числа в порядке возрастания.
Коррекция средствами изобразительного искусства
Тема: Рисование в полосе узора из листьев и цветов
Цель: Закреплять умение детей работать с красками.
Задачи:
- учить детей рисовать узор в полосе;
- развивать внимание, зрительное восприятие, память (последовательность выполнения рисунка), мелкую моторику, кругозор учащихся;
- формировать эстетический вкус; технические и изобразительные умения;
- воспитывать интерес к урокам рисования.
Оборудование: образцы с изображением цветов и листьев различных форм, узор в полосе на альбомном листе, простой карандаш, краски, баночки с водой, кисточки, резинка, альбомный лист, линейка, шаблоны: цветы, листья.
Организационный момент:
- Здравствуйте! Подравнялись! Проверили свою готовность к уроку. Тихо сели.
Вводная беседа:
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рисовать узор в полосе. А из чего будет состоять узор, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Из почек появляются, весною распускаются,
Осенью увядают, и все опадают. (Листья.)
Он проснулся, покачнулся,
Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок.)
Ребята, какие цветы вы знаете?
(Вывешивается на доску
образцы с изображением цветов
и листьев; рисунок с
Анализ объекта изображения:
- Ребята, посмотрите внимательно
на рисунок. Что вы видите? (Листья.)
Кто отгадает, с какого они
дерева? Какого они цвета? (Зеленого.)
Какого еще цвета бывают
Определение последовательности выполнения рисунка:
- Свой рисунок мы начнем
с полосы. Сначала мы чертим
по линейке полосу, в которой
будем рисовать орнамент. Теперь
меркой разделим ее на равные
части. По краям полосы по
линейке проведем прямые линии.
Указания к началу работы:
- А теперь послушайте
внимательно. Альбомный лист
Пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать?
Работа учащихся над рисунком
и руководство процессом
- Сначала карандашом по
линейке начертили полосу и
клетки. По очереди обводим шаблоны,
повторяем последовательность
Подведение итогов работы:
- Ребята, что мы рисовали
сегодня на уроке? (Узор в полосе
из цветов и листьев.) Выставка
работ, оценки (отмечается точность
воспроизведения
Упражнения на закрепление ориентировки в пространстве:
1. В этом задании предлагается
положить перед собой чистый
лист бумаги, показать, где у этого
листа центр. Затем положить
в центр листа 4 маленьких красных
кружочка и 1 большой желтый
треугольник. Наклеить
2. Детям предлагается
взять чистый лист бумаги и
карандашом сначала показать
все 4 угла, называя их в следующем
порядке: правый верхний угол
и т. д. затем, взяв краски,
используя только синий и
3. Взяв чистый лист бумаги, обозначить его цифрами от 1 до 4 таким образом:
1 2 3 4 |
Затем по диагонали от цифры 1 до цифры 4 нарисовать насколько зеленых квадратов, рисуя сначала большой квадрат, затем маленький. Потом сделать акцент на то, какие углы мы используем в работе (например: правый верхний и левый нижний угол) и т.д.
Коррекция зрительного восприятия с помощью изобразительных средств.
Упражнения:
1. Для закрепления у
детей видов различных форм, учащимся
можно предложить три ряда
фигур, один из которых
2. В этом упражнении
проводится работа с