Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

       Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

       Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

       Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.

       На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

       Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

       Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной

позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни.

       Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

    Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их

родителей, социальная адаптация  и формирование предпосылок к учебной

деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

- группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

     Одна из  наиболее новых форм помощи  детям — группы кратковременного пребывания.

       При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

       Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.

       В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления:

- во-первых, организационные формы помощи родителям;

- во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

       Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:

- лекционно-просветительскую;

- консультативно-рекомендательную;

- обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;

- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

       Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

       Еще в 20-е годы Л.С. Выготским предложена схема диагностического изучения ребенка, которая сохраняет свою актуальность и сегодня. Это идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи проблемным детям:

• создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;

• индивидуализация воспитательных приемов и методов;

• создание развивающей  среды, как фактора психического развития ребенка;

• необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

• ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;

• воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.

       Чрезвычайно актуальна для современного образования, нацеленного на разработку вариантной системы обучения и воспитания различных категорий детей, идея Л.С. Выготского о необходимости создания каждому ребенку условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных возможностей Л.С. Выготский обосновал целесообразность обучения, преследующего как основную и важнейшую цель развития ребенка.

       Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной психологии и педагогики. Она предполагает глубокое понимание со стороны специалистов основных причин и особенной ей отклонении в развитии психической деятельности ребенка, умение, определяв условия для интеллектуального развития и обеспечивать личности развивающую среду, которая позволила бы реализовать познавательные резервы школьников. В связи с  этим особую значимость приобретает коррекционная работа, направленная на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих  или иные отклонения в развитии. Работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.

       Коррекционная работа с детьми - эго сложный вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха - в их профессиональном взаимодействии программы коррекции, как правило, включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.

       Модель деятельности педагога в условиях дифференцированного образования, включающая помощь детям с трудностями в обучении, должна отвечать на конкретные вопросы и содержать методические рекомендации.

       Система коррекционной работы должна  формироваться на основе принципа единства диагностики и коррекции под воздействием психолого-педагогических и возрастных требований к каждому возрастному этапу, что позволит выделить приоритетные направления работы.

      При выборе методов обследования мы руководствовались тем, что они должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть простыми в применении и короткими по времени проведения.

                                   

 

                                             Выводы по Главе 1

В 1-ой главе раскрыты  теоретические исследования проблем взаимодействия с социумом детей с нарушением интеллекта.  При нарушениях в развитии психики, повышенной возбудимости учащегося главная цель – развитие умения контролировать свои эмоции, умения владеть собой, конкретная цель – развитие коммуникативных умений.

Характерным для детей  с нарушением интеллекта являются трудности  адаптации к изменяющимся условиям среды именно из- за приверженности их к стереотипиям, неспособности достаточно быстро реагировать на требования изменившейся среды, трудности переноса имеющихся навыков на новую, зачастую свершено незнакомую, ситуацию.

В связи с вышеизложенным необходимым элементом коррекционно- развивающей работы с детьми с  нарушением интеллекта является формирование и развитие у них коммуникативных  умений и навыков, так как именно процесс общения с социумом способствует более успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта.

Главной задачей, стоящей  перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида, а также перед классами коррекционно- развивающего обучения в системе общеобразовательных учреждений на современном этапе является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся на основе формирования у них ключевых компетенций. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетентности данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. К ключевым относятся информационная, кооперативная, проблемная и коммуникативная компетентности. Все ключевые компетентности по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Но ведущая роль в процессе формирования компетенций, несомненно, принадлежит развитию коммуникации.

Несовершенство коммуникативных  умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая неактивность осложняют  процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Признание  коммуникативной направленности ведущим  принципом обучения детей с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также в классах коррекционно- развивающего обучения в системе массового общего образования требует перестройки всей системы работы с учащимися на учебных предметах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей  обучения  детей  с нарушениями интеллекта

2.1 Диагностика   развития коммуникативных умений  детей   младшего школьного  возраста с лёгкой степенью  умственной отсталости

       Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет.

Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции  и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта

Были поставлены следующие задачи:

  1. Провести диагностику основных психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
  2. Подобрать методы и приёмы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта.
  3. В ходе формирующего эксперимента на основе принципа «работы по продвижению» разработать Программу коррекции и развития коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в классах КРО в общеобразовательных школах.
  4. Повторной диагностикой проверить эффективность данной программы.

Для решения поставленных задач был применён комплекс разнообразных методов:

-   Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.

- Определение уровня работоспособности детей в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией.

 - Методы тестирования для изучения психических процессов детей с нарушениями интеллекта (методики диагностики уровня развития коммуникативных умений).

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы