Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

Речь на низком бытовом  уровне, фразы короткие, односложные. Словарный запас беден, ограничен. Нарушена звукопроизносительная сторона речи. Имеются проблемы развернутого высказывания и понимания речи. 

Внимание неустойчивое, рассеянное, часто отвлекается на посторонние предметы, звуки.  Работоспособность низкая в учебной деятельности, но на занятиях труда, лепки и рисования мальчик работает достаточно продуктивно. Память механическая, помнит учебный материал долго.

Ориентировка во времени ограничена. Чтение послоговое на изученном материале с помощью учителя. Часто может забывать буквы. Самостоятельно может написать печатными буквами свое имя.

Моторика развита достаточно: вырезает картинки, хотя и не ровно, конструктивно обходится с пластилином, глиной, нанизывает на нитку большие  и маленькие бусы, умеет обращаться с молотком и шить, играет с надувным мячом (шарами) довольно уверено и  т.д.

Навыки самообслуживания развиты достаточно недостаточно, вероятно также в связи с лабильностью психических процессов: быстро загорается что- либо сделать, и при этом быстро утомляется, склонен к охранительному тормоджению.

Данные наблюдений и характеристик  позволили определить уровень работоспособности  каждого ребёнка на момент констатирующего  эксперимента. Дети были распределены на 4 подгруппы, данные представлены в Таблице 2.

 

                                                                                                   Таблица 2

Психолого-педагогическая дифференциация.

Имя Ф.

1

2

3

4

Андрей А

   

*

 

Василий К.

     

*

Дина  Б.

   

*

 

Витя  Ч.

   

*

 

Аня С.

 

*

   

Саша Л.

     

*

Иван М.

   

*

 

Гриша С.

     

*


 

1. полностью справляются  с работой, помощь не нужна;

2. успешно выполняют задания  с дополнительным объяснением;

3. нуждаются в самых  разнообразных видах помощи с  индивидуальным

объяснением. Медленный темп усвоения учебного материала;

4.овладение на низком уровне, неоднократное подробное объяснение, большое количество подробного повторения, не могут работать самостоятельно.

Уровень работоспособности  и самостоятельности  учеников оказался достаточно однородным: 4 ученика- 3 подгруппа, 3- 4 подгруппа, и только одна девочка- из второй подгруппы.

 

Методы  тестирования для изучения психических  процессов детей с нарушениями  интеллекта

    (методики диагностики уровня развития коммуникативных умений)

          Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков был использован комплекс психолого - педагогических методик, в который вошли:

- методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”;

- методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ процесса и продукта деятельности».

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:

- показательность,

- простота исполнения,

- наличие игрового мотива (обследование непродолжительно  по времени, в результате сохраняется  устойчивое внимание и интерес  на протяжении всего теста),

- доступность организации  позволяет увидеть каждого ребенка  в работе (подгрупповой и индивидуальной).

            Методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”

       Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам". Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.

       Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.

       Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны. Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми можно использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться. Данный тест используют с 3-х лет.

       Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит из десяти ступенек. Данный материал был роздан детям на одном из уроков. Дети выполняли задание с интересом.

Цель исследования: узнать уровень  коммуникативности детей путем определения самооценки.

Инструкция к проведению теста  «ЛЕСЕНКА»:

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших  подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).

Ребенку дается следующая инструкция:

- Представь себе, что на верхней  ступеньке этой лесенки находятся  самые лучшие дети на свете  - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят  родители, ими не нахвалятся учителя.  А на самой нижней ступеньке  те, кто прогуливает школу, плохо  учится, не может ни в чем  добиться успеха, не слушает родителей.  Все остальные дети расположились  на других ступеньках между  этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее следует вопрос, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. (Анисимович О. Самооценка ребенка(Беседы с психологом)// Солнышко. - 2003.-6 ноября.)

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

После проведения теста «ЛЕСЕНКА», выявлено:

- завышенный уровень самооценки показали - 4 (50%) ребёнка;

- заниженный уровень самооценки - 3 (38%) ребенка,

- средний уровень самооценки - 1 (12%) ребёнок. 

     Показательно, что высокий  уровень самооценки показали  дети с эретическим и  смешанным типом нарушений нейродинамики психических процессов, а также дети с синдромом гиперактивности.

     Заниженный уровень  самооценки показали дети с  торпидным типом нарушений нейродинамики  психических процессов, а также  дети, склонные быстрому утомлению,  впадающие в режим охранительного  торможения.

      Средний уровень  самооценки показала Аня С.- девочка  достаточно активная, родители которой  адекватно относятся к её проблемам  в развитии и всеми способами  стараются способствовать коррекции  и компенсации дефектов.

Методика  определения коммуникативной готовности детей

«Анализ процесса и продукта деятельности».

       Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. (Кузин В.С. Психология. Учебник.-4-е изд., перераб. И доп. - М.:АГАР,1999.)

       Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта изображения в рисовании, который был разработан психологом Е.И. Игнатьевым.

       Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение рисунков детей младших школьников дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми, определить уровень овладения графическими навыками, уровень развития творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.

       Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном случае мы используем детские рисунки, которые являются творческим продуктом и показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему миру.

       Методика проведения: На одном из уроков детей попросили выполнить рисунки на свободную тему. Дети охотно выполняли задания.

       Оценка проведения методики: Для тех детей, у которых коммуникативные способности были активизированы, на рисунках характерным было наличие большого количества персонажей и в целом доброе настроение. Такие результаты показали двое детей, их рисунки были интересны, красочны, имели смысл. Для детей, у которых коммуникативные умения были не активизированы, персонажи рисунков были немногочисленны и иногда агрессивны, цветовая гамма была скудной, чаще всего такие рисунки не несли смысловой нагрузки, таких детей шесть.

       Следовательно  6 детей из класса (75%) необщительны, настороженно относятся к другим  детям, стараются не включаться  в общение без необходимости,  и только 2 детей (25%) достаточно  активны в коммуникации.

       Развитие навыков общения является неотъемлемой частью воспитания. Научиться излагать свои мысли, внимательно слушать и понимать других - все это играет важную роль для развития взаимного понимания, духа сотрудничества, умения ценить многообразие человеческой среды. Для развития навыков коммуникации важную роль также играет ценностный контекст. Атмосфера терпимости требует подлинного обмена мнениями, который способствует умению слушать, правильно интерпретировать, четко излагать свои идеи и мнения.

       В этом процессе важно наличие двух взаимосвязанных навыков: умения говорить и с пониманием слушать. Лишь при наличии этих двух элементов можно утверждать, что беседа имеет подлинный характер.

       Обучение детей умению слушать друг друга, уменьшение тем самым объема монологов, сведение к минимуму чьей-либо ведущей роли в дискуссии - все это уже само по себе служит шагом на пути к достижению взаимного понимания и успешной коммуникации.

       В ходе совершенствования  коммуникативных  навыков детей  младшего школьного возраста с нарушением интеллекта следует прежде всего учитывать, что вы этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители, поэтому целесообразно с каждой стороны предпринимать определенные действия. Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Активизируя личные контакты с ребенком, проявлять особое внимание к игровой деятельности детей, поскольку именно игра считается основной формой организации жизни детей.

       В свою очередь педагоги, воспитатели для повышения качества образования должны постоянно соблюдать принцип комплексности в воспитании и обучении детей; соблюдать баланс между уроками, нерегламентированными видами деятельности и свободным временем ребенка. Больше внимания уделять социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной и потребностной сферы, своевременно проводить коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном, личностном и физическом развитии; продуманно сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми, учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка. Создавать студии, кружки, секции с учетом уровня развития детей. Обязательно сотрудничать с родителями в вопросах обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

       На основании  анализа результатов диагностики  были подобраны методы и приёмы  коррекции и развития коммуникативных  умений младших школьников с  нарушением интеллекта. Подробно  формирующий эксперимент описан  в п. 2.2. означенной главы.

        По окончании эмпирического исследования был проведён контрольный этап эксперимента, в ходе которого были получены ниже представленные данные.

     По методике «Лесенка»  2 (25%)  ребёнка имеют завышенную  самооценку, 1 (12%)  ребёнок заниженную  и 5(63%) детей- среднюю.

     Сравнительные данные  на начало и конец эксперимента  представлены на Рис. 1.

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы