Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73
Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.
Обследование начиналось
со сбора общих сведений о ребенке,
которые записывались со слов матери.
Изучалась медицинская и
Изучаются данные о раннем психологическом развитии:
а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;
б) когда стал держать голову;
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;
г) когда появились зубы;
д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал);
е) появление навыков
Речевой анамнез: отличается
время появления и
На основе анамнеза общих сведений о ребенке делается вывод о протекании пренатального, интранатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений). На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.
Таблица 1
Результаты анализа
МКБ-10 |
Общий анамнез | ||||
Расшифровка DS |
Этиология |
Перенесенные ребенком заболевания | |||
1 |
Андрей А. |
F70.0 |
Лёгкая у. о. с нарушениями эмоционально- волевой сферы |
Социокультурный компонент, экзогенно |
Циклические аффективные |
2 |
Василий К. |
F70.8 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, миопия высокой степени ОИ |
экзогенно |
Частые заболевания различной этиологии и патогенеза |
3 |
Дина Б. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые ОРВИ |
4 |
Витя Ч. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые ОРВИ в дошкольном возрасте |
5 |
Аня С. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые заболевания различной этиологии и патогенеза |
6 |
Саша Л. |
F70.1 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, нарушения поведения |
Алкогольный синдром плода, неблагоприятные условия воспитания |
Астенический синдром |
7 |
Иван М. |
F70.8 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, дизартрия, нарушения с ДУ |
экзогенно |
Задержка психоречевого |
8 |
Гриша С. |
F70 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
Эндокринные нарушения, вызванные старением половых клеток |
Дисфункция щитовидной железы, астматический компонент. |
Анализ анамнестических
данных, медицинской документации,
протоколов ПМПК позволил установить,
что у всех исследуемых детей
пренатальный, интранатальный, постнатальный
периоды протекали с
Определение уровня работоспособности детей в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией.
Исходя из наблюдений за учебно-воспитательным процессом, общением детей друг с другом, бесед с родителями, учителями, воспитателем группы продлённого дня и вспомогательным персоналом, была составлена психолого-педагогическая характеристика класса в целом и психолого-педагогическая характеристика каждого ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
У всех детей класса отмечается недоразвитие коммуникаций, нет желаний идти на контакт со сверстниками. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и так далее. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых ребят эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, апатия).
Дети приступают к работе
без необходимой предшествующей
ориентировки в ней, не руководствуются
конечной целью. В результате в ходе
работы они часто уходят от правильно
начатого выполнения действия, соскальзывают
на действия, производимые ранее, причем
переносят их в неизменном виде,
не учитывая того, что имеют дело
с иным заданием.
Этот уход от поставленной цели наблюдается
при возникновении трудностей, а также
в случаях, когда ведущими являются ближайшие
мотивы деятельности ("лишь бы сделать").
Дети не соотносят получаемые результаты
с задачей, которая была перед ними поставлена,
а потому не могут правильно оценить ее
решение.
Психолого-педагогическая характеристика каждого ребёнка.
1. Андрей А. – (10 лет) У мальчика нестабильная нервная система, из-за этого случаются частые смены настроения, что влияет на его поведение. Мальчик охотно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Речь на низком бытовом уровне, фразы короткие, односложные. Словарный запас беден, ограничен. Нарушена звукопроизносительная сторона речи. Имеются проблемы развернутого высказывания и понимания речи.
Внимание неустойчивое, рассеянное, часто отвлекается на посторонние предметы, звуки. Работоспособность низкая в учебной деятельности, но на занятиях труда, лепки и рисования мальчик работает достаточно продуктивно. Память механическая, помнит учебный материал долго.
Сенсорные эталоны отработаны: знает, узнает и называет 6 основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный), цифры от 1 до 10, три основные формы (круг, квадрат, треугольник), различает величину предметов. Ориентировка во времени ограничена. Достаточно усвоены пространственные представления относительно собственного тела, понимает пространственные ориентировки: вверх, вниз, слева, справа. К концу первого года обучения начал выполнять письмо по показу, сливать слоги и читать. На данный момент – послоговое чтение с пониманием содержания простых рассказов. Выполняет штриховку в разных направлениях, раскрашивает, рисует «человека». Самостоятельно может написать печатными буквами свое имя.
Моторика развита достаточно:
вырезает картинки, хотя и не ровно,
конструктивно обходится с
Навыки самообслуживания развиты достаточно: обслуживает за столом себя сам и ест, не требуя особой помощи; самостоятельно ходит в туалет; умывается и вытирает руки аккуратно, не нуждаясь при этом в большой помощи; поднимается и спускается по лестнице, стараясь ставить одну ногу на каждую ступеньку, не держась при этом руками; снимает и одевает отдельные части одежды самостоятельно. Дома мальчик может самостоятельно накрыть на стол, согреть и заварить чай, убраться в комнате.
2. Василий К. – (10 лет) Медлительный, малоподвижный, неловкий. Мальчик замкнут, со сверстниками и взрослыми не общается. Предпочитает играть один. Эмоций не выражает. Лицо амимичное. При виде педагога начинает улыбаться.
Речевое развитие на низком уровне, фразы односложные. Словарный запас минимальный, ограничен несколькими словами. Нарушена звукопроизносительная сторона речи. Имеются проблемы с пониманием чужой речи. Пассивный словарь шире активного.
Внимание неустойчивое, рассеянное. Хорошо развита механическая память. Это способствует расширению представлений об окружающем.
Учебные навыки формируются с большим трудом. Знает и показывает основные цвета и оттенки цветов (никогда не ошибается), цифры от 1 до 4. Знает две основные формы (круг, квадрат). Различает величину предметов, но не называет. На механическом уровне знает 6 букв (А, О, У, М, Р, Ы). Пространственные и временные представления не усвоены. Выполняет письмо только рука в руке. Не может сливать слоги. Штриховку не выполняет, не раскрашивает, не режет ножницами бумагу. До поступления в школу рука к письму не была подготовлена.
Навыки самообслуживания развиты плохо: обслуживает за столом себя сам и ест, не требуя особой помощи; самостоятельно не ходит в туалет; умываться и вытирать руки практически не умеет, нуждается при этом в помощи; поднимается и спускается по лестнице, стараясь ставить обе ноги на одну ступеньку, держась при этом руками за перила; снимает и одевает отдельные части одежды с помощью взрослого.
3. Дина Б. – (9 лет) В школе выглядит опрятно: с прибранными волосами, в чистой одежде. С удовольствием посещает занятия, но её нужно постоянно уговаривать, просить, чтобы она выполнила задание. Со всеми предложенными упражнениями справляется, выполняет их аккуратно и медленно. На данный момент усвоила 6 букв (А, О, У, М, С, Х), знает цифры от 1 до 3, хорошо усвоила цвета: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый. Любит собирать мозаику, паззлы. Инструкции учителя на уроке понимает и выполняет. Работает только по обводке, выполняет штриховку.
Внимание неустойчивое, быстро наступает утомляемость. Наглядный материал и названия предметов запоминает плохо. Речь на низком бытовом уровне, фразы односложные, не связные, произносятся шёпотом. Звукопроизношение плохое. Речь с трудом можно понять. Обращенную речь понимает. Навыки самообслуживания развиты достаточно.
4.Витя Ч. – (10 лет) Речь невнятная, слова заменены звукоподражаниями. На уроках не всегда работает, это связано с занятиями, которые ему нравятся. Простейшие инструкции по выполнению задания понимает.
Штриховку выполняет с трудом, работает по обводке, выполняя элементы букв, буквы, цифры и т.д. Изученные в классе буквы не усвоил. Цвета путает. Знает цифры от 1 до 3. В слоги не сливает звуки.
Внимание не устойчивое, объем его недостаточный, быстро наступает утомление, пропадает интерес к деятельности. Навыки учебной деятельности формируются с трудом.
Часто убегает из класса, иногда неадекватно себя ведет.
Навыки самообслуживания развиты достаточно. Может самостоятельно убрать за собой со стола, одеться, вымыть руки.
5.Аня С. – (9 лет) Трудолюбивая, хорошо выполняет поручения, чувствует ответственность. Познавательный интерес развит.
На уроках внимательно слушает объяснения, легко переключается на другие виды деятельности. Внимание устойчивое. Может работать самостоятельно. Читает целыми словами, словарный запас активный, речь связная, эмоционально окрашена. Умеет писать под диктовку.
По математике сформирован навык понятий числа, знает цифры от 1 до 20, знает цвета радуги, знает все формы предметов (круг, квадрат, треугольник и так далее).
Владеет санитарно-гигиеническими навыками. Полностью развиты навыки самообслуживания.
6.Саша Л. – (10 лет) В детском коллективе адаптировался, но с детьми играть не может, часто конфликтует, агрессивен. Внимание у Сережи рассеянное, медленно включается в работу, быстро устает, нуждается в постоянной смене деятельности, отдыхе. Темп замедлен, нуждается в наглядности. Речь косноязычная, односложная, словарный запас беден: бытовой пассивен. Читает по слогам, монотонно. Может сравнивать простые предметы. Письменные работы выполняет небрежно.
Память кратковременная, механическая. В основном доминирует зрительная память. По математике считает в пределах от 1 до 10, по линейке, допуская большое количество ошибок.
Наблюдается двигательная расторможенность. Реакция на замечания не всегда адекватна, начинает нервничать, сбрасывает вещи на пол, может заплакать, отказаться от дальнейшего выполнения задания.
Санитарно-гигиенические навыки развиты слабо.
Навыки самообслуживания развиты плохо.
7.Иван М. – (9 лет) По всем критериям подходит под определение нарушений нейродинамики психических процессов по торпидному типу. Лицо амимичное.
Речевое развитие на низком уровне, фразы односложные. Словарный запас минимальный, ограничен несколькими словами. Нарушена звукопроизносительная сторона речи. Имеются проблемы с пониманием чужой речи. Пассивный словарь шире активного.
Внимание неустойчивое, рассеянное. Хорошо развита механическая память. Это способствует расширению представлений об окружающем.
Учебные навыки формируются с большим трудом. Знает и показывает основные цвета и оттенки цветов (никогда не ошибается), цифры от 1 до 5. Знает две основные формы (круг, квадрат). Различает величину предметов, но не называет. На механическом уровне называет 6 букв (А, О, У, М, Р, Ы). Пространственные и временные представления не усвоены. Выполняет письмо только рука в руке. Не может сливать слоги. Штриховку не выполняет, не раскрашивает, не режет ножницами бумагу. До поступления в школу рука к письму не была подготовлена.
Навыки самообслуживания развиты плохо: обслуживает за столом себя сам и ест, не требуя особой помощи; самостоятельно не ходит в туалет; умываться и вытирать руки практически не умеет, нуждается при этом в помощи; поднимается и спускается по лестнице, стараясь ставить обе ноги на одну ступеньку, держась при этом руками за перила; снимает и одевает отдельные части одежды с помощью взрослого.
8.Гриша С. – (10 лет) Частые перепады настроения достаточно серьёзно влияет на его поведение. По классификации состава учащихся школы 8 вида М. С. Певзнер по всем признакам соответствует категории детей с нарушениями нейродинамики психических процессов по смешанному типу.