Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73
Социальная среда
Эго испытывает тревожность, которая развивается в ситуации угрозы (реальной или воображаемой), при этом угроза слишком велика, чтобы ее игнорировать или справиться с ней. Фрейд указывает основные прототипические ситуации, порождающие тревожность:
Потеря желаемого объекта (например, ребенок, лишенный родителей, близкого друга или любимого зверька).
Потеря любви (потеря любви
и невозможность завоевать
Потеря личности (себя) - потеря "лица", публичное осмеяние.
Потеря любви к себе (Суперэго порицает действия или черты характера, что кончается чувством вины или ненависти к себе).
Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт - тревога - защитные реакции
Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключения энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).
Подход Э. Эриксона предполагает наличие позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие - тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоническое равновесие или конфликт.
Современные психоаналитики
вслед за З. Фрейдом выделяют две
разновидности адаптации: Аллопластическая
адаптация, которая осуществляется
за счет изменений во внешнем мире,
совершаемых человеком для
Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основными критериями адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: Конфликт - фрустрация - акт приспособления
В основе концепций этого
направления лежит понятие
Выделяются конструктивные
и неконструктивны
По К. Роджерсу, неконструктивные реакции - это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.
Выделяют два уровня адаптированности:
адаптация и дезадаптация. Адаптация
наступает при достижении оптимального
взаимоотношения между
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что процесс формирования адаптивных механизмов осуществляется на основе онтогенетических закономерностей развития организма. В процессе приспособления организма к изменяющимся природным и социальным условиям формируются и совершенствуются врожденные психофизиологические механизмы адаптации.
1. 2. Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:
1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;
3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:
- легкую (IQ в пределах 40—69),
- умеренную (IQ в пределах 35—49),
- тяжелую (IQ в пределах 20— 34),
- глубокую (IQ ниже 20). [20, с. 174]
Психопатологическая
структура нарушения при умственной отсталости
характеризуется тотальностью и иерархичностью
недоразвития психики и интеллекта. По
структуре клинической картины выделяют
неосложненные и осложненные формы умственной
отсталости. Осложненные формы обусловлены
сочетанием недоразвития мозга с его повреждением.
В этих случаях интеллектуальный дефект
сопровождается рядом нейродинамических
и энцефалопатических расстройств. Может
иметь место также более выраженная степень
недоразвития или повреждения локальных
корковых функций, например, речи, гнозиса,
праксиса, пространственных представлений,
счетных навыков, чтения, письма. Подобная
форма нередко имеет место у детей с церебральным
параличом, а также у детей с гидроцефалией.
В отечественной психиатрии
выделяют 3 группы этиологических (указывающих
причину) факторов умственной отсталости.
Первая
группа — неполноценность генеративных
клеток родителей, наследственные заболевания
родителей, патология эмбриогенеза.
Вторая группа — патология
внутриутробного развития (воздействия
инфекций, интоксикаций, травм).
Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.
Для установления правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех групп симптомов: дизонтогенетических синдромов (связанных с дисфункцией созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС) той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдромов, отражающих вторичные защитные механизмы организма.
Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости:
- клинический (наличие органического поражения головного мозга);
- психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности);
- педагогический (низкая обучаемость).
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.
Предметные
действия и предметная деятельность спонтанно
в должной мере у умственно отсталого
ребенка не формируются, интерес к предметному
миру остается весьма низким, кратковременным.
Ориентировка типа «Что это?» у детей долго
не возникает. Без целенаправленного коррекционного
воздействия дети не овладевают ни специфическими
видами детской деятельности, ни социальными
формами поведения.
Восприятие, мышление и речь у детей этой
категории оказываются при спонтанном
развитии на очень низком уровне.
Таким образом, можно
говорить о том, что в школьном возрасте
умственно отсталый ребенок без специальной
коррекционной работы минует два важных
этапа в психическом развитии: развитие
предметных действий и развитие общения
с другими людьми. Этот ребенок мало контактен
как со взрослыми, так и со своими сверстниками,
он не вступает в ролевую игру и в какую-либо
совместную деятельность с другими людьми.
Все это отражается на накоплении социального
опыта детей и на развитии высших психических
функций — мышления, произвольной памяти,
речи, воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.
Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
В Российской Федерации, по
данным Государственного доклада о
положении детей, наблюдается большой
рост детей в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующего
Таким образом, в современной
социально-экономической
На качестве жизни и
абилитации (социальной адаптации) неблагоприятно
сказывается недостаточная
Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями развития изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В. К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А.
Ряд авторов говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнению жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду (Щербакова А.М., Москаленко Н.В., 2001; Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998)
У детей с нарушением интеллекта
обнаружены неполные представления
о социальном окружении, размытость
жизненных перспектив, пассивное
отношение к общественным поручениям
(Зарин А., 1990; Логинова Е.Т., 1990; Аунапауу
Т., 1982). Ряд исследователей подчеркивают
роль детского коллектива для формирования
активной жизненной позиции учеников.
Для этого рекомендуется
Для успешной социальной адаптации
рекомендуется расширять