Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

54. Специальная психология [Текст] / Под. ред. В. И. Лубовского.-М.: «Академия»,2003. – 437 с.;

55. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Под ред. С. Ю. Циркина. Питер. 1989. – 417 с.;

56.  Сурков, Е.Н. Психомоторика ребенка [Текст] / Е.Н. Сурков - М.: Просвещение, 1984. – 274 с.;

57. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г.Е. Сухарева. - Т. 3. - М.: Медицина, 1965. - 335 с.;

58. Трясорукова, Т.П. Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для дошкольников [Текст] / Т.П. Трясорукова. – М.: Академия, 2004. – 296 с.;

59. Ушинский,  К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.;

60. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность [Текст]  / Л.С. Цветкова. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 178 с.;

61. Цветкова,  Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. / Л.С. Цветкова. – М.: Педагогика, 1972. - 271с.;

62. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 136 с.;

63. Шиф, Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1979. – 318 с.;

64.Щуркова, Н.Е. Психология общения[Текст]/ Н.Е. Щуркова, М: педагогика 1995г. – 36с.

65. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. –                   М.: Педагогика, 1989. – 624 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Приложения

                                            Приложение А

Выборочные конспекты  коррекционно-развивающих занятий, проведенных с обучающимися с нарушением интеллекта

                                     ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Бал на лесной полянке.

Цель: Создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие с психологом. Развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия.

Ход занятия.

1часть. Приветствие и разминка.

Упр. «Имена».

Каждый участник по очереди  называет свое имя, а остальные его  запоминают.

Упр. « Поднимите  руку те, кто…..».

Ведущий задает детям вопросы, например, такие:

Кто любит смотреть мультфильмы?

Кто умеет ездить на велосипеде?

Кто любит дарить подарки?

Кто пришел сегодня ко мне  на занятие в хорошем настроении?

Упр. «Покажи, что назову».

Ведущий называет какое-то животное, а ребята стараются его изобразить с помощью невербальных средств  выразительности (мимики и пантомимики).

2 часть. Сообщение темы занятия, введение в игровую ситуацию.

Игра «Дорисуй и раскрась».

Ведущий показывает картинку, прикрепленную к доске, где изображена божья коровка, которую начал  рисовать художник, а закончить не успел, он нарисовал только ее половинку. Ведущий предлагает одному из ребят  дорисовать божью коровку. Затем  предлагает каждому лист с половинкой изображения бабочки /девочкам/ и  жука /мальчикам/, которые необходимо также дорисовать. Ребятам с умеренной  степенью умственной отсталости предлагается соединить по точкам вторую половинку  рисунка. Когда все ребята справятся  с заданием, ведущий говорит о  том, что мир полон разных красок, чтобы бабочки и жучки стали  веселыми необходимо их раскрасить. Детям  предлагаются цветные карандаши  для выполнения задания. По итогам устраивается бал на лесной поляне, когда каждая работа вывешивается на доске, где уже  размещены разные цветы.

3 часть. Рефлексия и ритуал прощания.

Ведущий выясняет, понравилось  ли ребятам на занятии, что запомнилось, чем они сегодня занимались и  предлагает им выполнить еще одно упражнение.

Упр. «Мы один цветок».

Дети, стоя в кругу, кладут свои ладони на ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затем ладошки  поднимаются вверх, имитируя закрытый бутон цветка, а потом медленно опускаются вниз, как бы бутон раскрывается.

Пожелание успехов ребятам  от ведущего, создание позитивного  настроя на следующую встречу.

                                  ЗАНЯТИЕ 4

Тема: В гостях у старичка - лесовичка.

Цель: Создание условий для сплочения детского коллектива. Развитие и коррекция зрительного восприятия. Формирование умения действовать по инструкции.

Ход занятия.

1часть. Приветствие и разминка.

Упр. «Назови  соседа справа».

Каждый участник занятия  по очереди называет своего соседа справа.

Упр. «Бой быков».

Ведущий предлагает детям  представить такую ситуацию: утром  в школу пробрались два маленьких  бычка. Они устроились на спине одного из участников занятий и решили подраться. «Бычки» - руки ведущего – «дерутся»  на спинах детей, перескакивая с одного на другого, массируя таким образом  шейную и плечевую зоны. Задача детей  – сидеть смирно.

Упр. «Хлопните  в ладоши те, кто…»

Дети отвечают на различные  вопросы ведущего с помощью хлопков  в ладоши.

Кто сегодня не выспался?

Кто хотел бы жить в лесу?

Кто любит ходить в школу?

Кто хочет быть сильным, как богатырь?

Кто хочет быть красивой, как Василиса Прекрасная?

Кто часто обижается  на маму?

Кто хотел бы жить в лесу?

2часть. Сообщение темы занятия.

Игра «Составь предмет из геометрических фигур».

Педагог рассказывает ребятам, что побывал в гостях у старичка – лесовичка. Он увидел там необычную  елку, домик, да и сам лесовичок  показался ему не совсем обычным. Показ картинки, где все перечисленное  выполнено в виде аппликации из геометрических фигур. Что же здесь необычного, что  удивило, выясняет ведущий у ребят. Если дети затрудняются, то он предлагает им подсказки: обводит по контуру  каждую геометрическую фигуру; задает наводящий вопрос, типа: Из чего построен дом лесовичка? Посмотрите, что это  и показывает на квадрат – основание  дома. Затем ведущий выясняет, знают  ли ребята название геометрических фигур, из которых состоит елка, домик, лесовичок. После подробного рассмотрения картинки педагог предлагает ребятам самим  сделать такую же картинку. В конвертиках  у каждого лежат уже подготовленные геометрические фигуры, которые необходимо выбрать и наклеить вместе так, чтобы  получился домик и т.п. Для ребят  с умеренной степенью умственной отсталости также предлагается контурная  основа изображения елки, дома и  лесовичка на картинке, необходимо будет выбрать подходящую геометрическую фигуру и наклеить ее на контур.

Выполнение работы проходит под спокойную музыку.

По итогам выполненной  работы ребята показывают свои картинки друг другу.

3часть. Рефлексия и ритуал прощания.

Ведущий выясняет, понравилось  ли ребятам на занятии, что запомнилось, чем они сегодня занимались, и  предлагает им выполнить еще одно упражнение.

Упр. «Веселые ладошки».

Все участники группы, стоя в кругу, кладут ладошки своим  соседям: одну на ладонь соседа ладошкой к верху, а другую – под ладонь соседа, как бы придерживая ее. По команде ведущего происходит передача сигнала – хлопок в заданном направлении  и сигнал передается с ладони на ладонь. Затем направление сигнала  меняется. (Игра повторяется 2 раза).

                                         ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Разведчики.

Цель: Создание условий для сплочения детского коллектива. Развитие и коррекция внимания, активизация мышления.

Ход занятия.

1часть. Приветствие и разминка.

Упр. «Снежный ком из имен».

Каждый участник по очереди  произносит имена всех членов группы, которые находятся в кругу.

Упр. «Зеркало».

Дети становятся в круг. Ведущий задаёт движение и выбирает зеркало – одного из круга. Зеркало  показывает это движение. Затем зеркало  становится ведущим.

Упр. «Назови, что это».

Ведущий называет слово и  просит ребят дать обобщающее понятие, если затрудняются, то ведущий предлагает два обобщающих понятия, а дети выбирают то, которое соответствует слову. (Роза - это что? Роза – это цветок или дерево?; Стол – что это? Стол – это предмет мебели или одежды? и т.п.)

2часть. Сообщение темы занятия и введение в игровую ситуацию, рассказ о школе разведчиков, значении внимания, памяти для выполнения заданий, которые получает разведчик.

Игра «Найди отличия».

Ведущий показывает две картинки и предлагает ребятам найти отличия  между ними. Картинки должны быть крупного размера /формат А3/ и задание выполняется  фронтально.

Игра «Шифровка».

Педагог пишет на доске  зашифрованное слово в цифровом варианте и затем, раздав детям ключ к шифру, предлагает расшифровать написанное. Первое слово расшифровывается вместе с детьми. На доске должен быть крупно написан шифр. Затем каждый получает свое задание. Если ребенок справился  быстрее других, то ему предлагается написать свое слово на доске, пока остальные выполняют задание.

Игра «Путаница».

На доске нарисован  ряд предметов, которые соединены  друг с другом разноцветными линиями, образуя путаницу. Педагог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждому предмету, необходимому разведчику, пару.

3часть. Рефлексия и ритуал прощания.

Ведущий выясняет, понравилось  ли ребятам быть в роли разведчиков, что запомнилось, чем они сегодня  занимались, и предлагает им выполнить  еще одно задание. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!». Ведущий благодарит всех ребят за их активность на занятии.

 

                                Приложение Б

Рекомендации  педагогу по организации коррекционно-развивающей  работы с детьми.

Организуя процесс подачи учебного материала, опирайтесь на ведущие  анализаторы детей при воспроизведении  информации (визуальный, кинестетический, аудиальный).

При выполнении предметно-практической деятельности ограничивайте количество признаков, подлежащих выделению; точно  определяйте доступность задания  для выполнения.

При восприятии образца организуйте  его поэтапное рассматривание, выделяя  основные признаки, качества, функции.

Постепенно расширяйте количество и сложность объектов познания; постепенно уменьшайте долю своего участия в  руководстве учеником, предоставляя ему самостоятельность.

Особую роль уделяйте словесной  регуляции действий, проводимых ребенком с поделками.

Стимулируйте постоянное наглядное сравнение поделки  с образцом, чтобы выработать у  обучающихся умения критически анализировать  результаты собственной деятельности.

Организуйте процесс развития мыслительных операций поэтапно: сначала  в условиях предметно-практической деятельности, затем на конкретно-чувственной  основе и в абстрактной форме.

Давайте учащимся полноценные  образцы, на основе которых они могут  осуществлять умственные операции (алгоритмы  для наблюдения, сравнения, описания, проб и контроля).

При ответе старайтесь побуждать  ребенка к разнообразным формулировкам  ответа; вариантам его преподнесения (письменно, устно, через драматизацию, практические действия, с опорой на мимику и пантомимику).

Связывайте умственную деятельность учащихся с реальной общественной и  жизненной практикой.

Помните, что учебный материал должен органично быть связан с внеклассными мероприятиями, на которых происходит закрепление полученных ранее знаний.

Обучая ребенка с особыми  образовательными потребностями помните, что переход на новый уровень  познания совершается постепенно, и  каждый новый этап включает в себя повторение элементов предыдущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Приложение В

Игры, рекомендуемых к использованию учителем в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с нарушением интеллекта с целью развития коммуникативных умений и навыков

Цель: Снятие эмоционального напряжения, формирование положительного эмоционального отношения к собственным практическим действиям, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

1.Игра «Имена».

Цель: Развитие слуховой памяти.

Все участники занятия  сидят в кругу и по очереди  представляются друг другу.

2.Игра «Улыбка».

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы