Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

       Всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам изучения особенностей взаимодействия с детьми с    отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса показывает, что в основе взаимодействия с детьми данной категории лежат психологические механизмы адаптации личности, этиология и патогенез отклонений в психофизическом развитии, о чем свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, Л.Н.Блиновой [8], В.В.Воронковой, Н.Я.Семаго и др.

Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием  личности и с возможностями адаптации  человека. Адаптационный механизм включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, интеллектуальные свойства. Наиболее благоприятно сказывается  на проявлениях адаптационного механизма  способность адекватно оценивать  ситуацию и также адекватно строить  свое поведение и деятельность по её решению. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой  неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает  сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в  своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые  способствуют социализации обучающихся  с особыми образовательными потребностями  в общество.

Но для того, чтобы у  ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так  со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов  воспитательно-образовательного процесса.

При нарушении умственного  развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

       Результаты констатирующего эксперимента привели нас проведению коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих  те или иные отклонения в развитии.

       Результаты исследования показали, что работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.

       Развитие детей проходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:

- развитые навыки коммуникации,

- стремление включаться в игру  других детей, делиться ли с  ними игрушками,

- дети соблюдают очередность,  когда этого требует ситуация, способны слушать других не  перебивая, - все это свидетельствует  о развитых навыках коммуникативного  поведения.

       Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и сверстниками и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.

       В соответствии с этой целью должны быть реализованы следующие  задачи:

- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,

- развивать навыки социального поведения,

- способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

- формировать позитивное отношение к своему "Я",

- формировать позитивное отношение к сверстникам,

- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

       Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

       Таким образом,  можно сделать вывод: наше предположение  о том, что систематическая и целенаправленная работа по формированию и развитию коммуникативных умений учащихся начальной школы с отклонениями в развитии способствует преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей подтвердилась, все задачи исследования решены.

       Разработан комплекс  занятий  с детьми с нарушением интеллекта по коррекции и развитию коммуникативных умений и навыков (см. Приложение А), а также разработан6ы рекомендации для учителей начальных классов и педагогов- психологов по развитию общения с детьми означенной категории (см. Приложение Б). Кроме того, были подобраны игры, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта (см. Приложение В)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Актуальные проблемы  нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие [Текст] / Под.  ред. Л. С. Цветковой.- М.:Издательство  НПО «МОДЭК» 2001. – 264 с.

2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]/Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М., 1964. – 278 с.;

3. Аркин, Е.А.  Ребенок в дошкольные годы [Текст]/ Е.А. Аркин / Под ред.                        А.А. Запорожца – М.: Просвещение, 1968. – 443 с.; 

4. Атлас для экспериментальных  исследований отклонений в психической  деятельности человека [Текст] / Под.  Ред. Проф. Н. А. Полищука и  доц. А. Е. Видренко.- М.: «Здоровье», 1980.;

5.  Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]/ Л.О. Бадалян. – М.: Просвещение, 1987.;

6. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] /                             И.М. Бгажнокова — М., 1987. – 267 с.;

7. Блейхер, В. М. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. -  Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 419 с.;

8.Блинова, Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности» [Текст] //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2.  – г. Биробиджан. – С. 12.

9. Бодалев,  А. А. Общая психодиагностика  [Текст]/ А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: «Речь», 2000. – 458 с.;

10. Бурлачук, Л. Ф.  Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст]/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2004. – 531 с.;

11.  Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст]/ Н.П. Вайзман.–М: Педагогика, 1997. – 313 с.;

12. Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А. Власова,                         М.С. Певзнер.- М.: Просвещение, 1973. - 173 с.;

13.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]/ Под ред. В.В. Воронцовой. - М., 1994. – 389 с.;

14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

15. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/Л.С. Выготский. -                          М.: Педагогика, 1983. - 384 с.;

16. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: [Текст]/ Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев А. Д., Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.

 

17. Дмитриев, С.В. Онтогенез психомоторики и операционных систем «живых движений ребенка»[Текст] / С.В. Дмитриев. - Нижний Новгород: НГПУ, – 2006.- 67 с.;

18. Дудьев,  В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников [Текст] / В.П. Дудьев // Сибирский учитель. 2000. - № 5. –– С. 23-25.;

19. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. —                                     М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с.;

20. Забрамная, С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-психологических комиссиях [Текст]  / С.Д. Забрамная. - «Радянска школа», 1988. – 178 с.;

21. Зайцев, Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Д.В. Зайцев. - Саратов: Изд - во Саратовского педагогического института, 2000. – 40 с.;

22.  Занков,  Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков. – М., 1969. – 286 c.;

23. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.;

24. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. В. Г. Петровой. -  М.: Педагогика, 1987. - 523 с.;

25. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999. - 464 с.;

26. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. — 3-е изд., доп. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.;

27. Коррекционная педагогика: Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. [Текст]/ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989.

 

28. Коменский, Я. Избранные педагогические труды [Текст] / Я. Коменский.  – М., 1975. – 689 с.;

29. Лебединский, В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МПА, 1995. – 395 с.;

30. Леонтьев, А. А. Психология общения[Текст] / А. А. Леонтьев — М., 1997. – 36 – 54 с

31. Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей Дефектология. [Текст]/А.Р. Маллер  – 1994. - №3 – с.28-33.

 

32. Лурия,  А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А.Р. Лурия. -  М., 1969.-386 с.;

33. Лурия,  А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия.– М.: Изд-во МГУ, 1973. – 427 с.;

34. Мамайчук,  И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 401 с.;

35. Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии (сборник игр) [Текст] / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Академия, 2005. – 189 с.;

36. Основы специальной психологии. Учеб пособие [Текст]  / Под. Ред.                                   Л.В. Кузнецовой. - М.: «Академия», 2002. – 437 с.;

37. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]  / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 274 с.;

38. Панько, Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Панько. – Минск, 1984. – 267 с.;

39. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] /    М.С. Певзнер,  В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1963. - 384 с.;

40. Певзнер, М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении [Текст] / М.С. Певзнер / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979. - С. 6-35.;

41. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.;

42. Переслени, Л. И. О процессах регуляции познавательной деятельности во взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития детей [Текст] / Л.И. Переслени,                            Л.Ф. Чупров // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - Выпуск II.- Серия 2.- Психология. Педагогика. - Абакан, 1997.-   С. 7-9.;

43. Песталоцци, И. Избранные работы в 2-х томах [Текст] / И. Песталоции – М., Педагогика, 1976. - Т.1. – 627 с.;

44. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.;

45. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых детей [Текст] /  В.Г. Петрова,                 И.В. Белякова. - М., 2002. - 412 с.;

46. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов [Текст]  / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 379 с.;

47. Права человека и инвалидность [Текст]  /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ - 76c.

48. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — Издательский центр "Академия", 2003. — 160 с.;

49. Римашевская, Н. В. Дизонтогенез [Текст] / Н.В. Римашевская // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - с. 292-294.;

50. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст]  /                 С.Л. Рубинштейн. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.;

51. Рубинштейн,  С. Л. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1970. –С. 106.;

52. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.;

53. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие [Текст] / Сост. Н. В. Новоторцева. - 3-е изд. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. - 144 с.;

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы