Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73
Всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам изучения особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса показывает, что в основе взаимодействия с детьми данной категории лежат психологические механизмы адаптации личности, этиология и патогенез отклонений в психофизическом развитии, о чем свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, Л.Н.Блиновой [8], В.В.Воронковой, Н.Я.Семаго и др.
Психология часто обращается
к вопросам, связанным с развитием
личности и с возможностями адаптации
человека. Адаптационный механизм включает
в себя соответствующие деятельности
способности, умения, навыки, интеллектуальные
свойства. Наиболее благоприятно сказывается
на проявлениях адаптационного механизма
способность адекватно
Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.
Результаты констатирующего эксперимента привели нас проведению коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Результаты исследования показали, что работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.
Развитие детей проходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
- развитые навыки коммуникации,
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками,
- дети соблюдают очередность,
когда этого требует ситуация,
способны слушать других не
перебивая, - все это свидетельствует
о развитых навыках
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и сверстниками и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.
В соответствии с этой целью должны быть реализованы следующие задачи:
- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,
- развивать навыки социального поведения,
- способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,
- формировать позитивное отношение к своему "Я",
- формировать позитивное отношение к сверстникам,
- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,
- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.
Таким образом,
можно сделать вывод: наше
Разработан комплекс занятий с детьми с нарушением интеллекта по коррекции и развитию коммуникативных умений и навыков (см. Приложение А), а также разработан6ы рекомендации для учителей начальных классов и педагогов- психологов по развитию общения с детьми означенной категории (см. Приложение Б). Кроме того, были подобраны игры, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта (см. Приложение В)
1. Актуальные проблемы
нейропсихологии детского
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]/Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М., 1964. – 278 с.;
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]/ Е.А. Аркин / Под ред. А.А. Запорожца – М.: Просвещение, 1968. – 443 с.;
4. Атлас для экспериментальных
исследований отклонений в
5. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]/ Л.О. Бадалян. – М.: Просвещение, 1987.;
6. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / И.М. Бгажнокова — М., 1987. – 267 с.;
7. Блейхер, В. М. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 419 с.;
8.Блинова, Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности» [Текст] //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. – г. Биробиджан. – С. 12.
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст]/ А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: «Речь», 2000. – 458 с.;
10. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст]/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2004. – 531 с.;
11. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст]/ Н.П. Вайзман.–М: Педагогика, 1997. – 313 с.;
12. Власова, Т. А.
Дети с отклонениями в развитии [Текст]/
Т.А. Власова,
13. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]/ Под ред. В.В. Воронцовой. - М., 1994. – 389 с.;
14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.
15. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 384 с.;
16. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: [Текст]/ Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев А. Д., Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.
17. Дмитриев, С.В. Онтогенез психомоторики и операционных систем «живых движений ребенка»[Текст] / С.В. Дмитриев. - Нижний Новгород: НГПУ, – 2006.- 67 с.;
18. Дудьев, В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников [Текст] / В.П. Дудьев // Сибирский учитель. 2000. - № 5. –– С. 23-25.;
19. Ермолаева, М.В.
Психологические рекомендации и методы
развивающей и коррекционной работы с
дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева.
—
20. Забрамная, С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-психологических комиссиях [Текст] / С.Д. Забрамная. - «Радянска школа», 1988. – 178 с.;
21. Зайцев, Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Д.В. Зайцев. - Саратов: Изд - во Саратовского педагогического института, 2000. – 40 с.;
22. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков. – М., 1969. – 286 c.;
23. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.;
24. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. В. Г. Петровой. - М.: Педагогика, 1987. - 523 с.;
25. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999. - 464 с.;
26. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. — 3-е изд., доп. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.;
27. Коррекционная педагогика: Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. [Текст]/ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989.
28. Коменский, Я. Избранные педагогические труды [Текст] / Я. Коменский. – М., 1975. – 689 с.;
29. Лебединский, В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МПА, 1995. – 395 с.;
30. Леонтьев, А. А. Психология общения[Текст] / А. А. Леонтьев — М., 1997. – 36 – 54 с
31. Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей Дефектология. [Текст]/А.Р. Маллер – 1994. - №3 – с.28-33.
32. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А.Р. Лурия. - М., 1969.-386 с.;
33. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия.– М.: Изд-во МГУ, 1973. – 427 с.;
34. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 401 с.;
35. Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии (сборник игр) [Текст] / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Академия, 2005. – 189 с.;
36. Основы специальной психологии.
Учеб пособие [Текст] / Под. Ред.
37. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 274 с.;
38. Панько, Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Панько. – Минск, 1984. – 267 с.;
39. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1963. - 384 с.;
40. Певзнер, М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении [Текст] / М.С. Певзнер / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979. - С. 6-35.;
41. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.;
42. Переслени, Л. И.
О процессах регуляции познавательной
деятельности во взаимосвязи с уровнем
интеллектуального развития детей [Текст]
/ Л.И. Переслени,
43. Песталоцци, И. Избранные работы в 2-х томах [Текст] / И. Песталоции – М., Педагогика, 1976. - Т.1. – 627 с.;
44. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.;
45. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых детей [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002. - 412 с.;
46. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 379 с.;
47. Права человека и инвалидность [Текст] /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ - 76c.
48. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — Издательский центр "Академия", 2003. — 160 с.;
49. Римашевская, Н. В. Дизонтогенез [Текст] / Н.В. Римашевская // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - с. 292-294.;
50. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.;
51. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1970. –С. 106.;
52. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.;
53. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие [Текст] / Сост. Н. В. Новоторцева. - 3-е изд. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. - 144 с.;