Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

Шкала вспыльчивости.

Методика «Личностная  агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева).

Методика является фрагментом опросника «Личностная агрессивность  и конфликтность » Е. П. Ильина и П. А. Ковалева и показывает уровень самооценки эмоциональной возбудимости (таблица №9, 10)

По итогам проведенной  методики была составлена таблица и  подведены результаты тестируемых  учащихся 9 «а» класса – контрольная  группа (см. приложение № 4).

Таблица№9

Показатели уровня эмоциональной возбудимости в КГ и ЭГ:

Уровень эмоциональной возбудимости. Контрольная группа

Количество в %

Уровень эмоциональной возбудимости. Экспериментальная группа

Количество в %

Высокий-4

40%

Высокий-5

50%

Средний-6

60%

Средний-5

50%

Низкий-0

0%

Низкий-0

0%


 

Для наглядности показатели уровня эмоциональной возбудимости в контрольной группе на контрольном  этапе эксперимента представлены на графике №4.

График №4

Таблица№10

Показатели уровня эмоциональной возбудимости в КГ и ЭГ на контрольном этапе:

Уровень эмоциональной возбудимости. Контрольная группа

Количество в %

Уровень эмоциональной возбудимости. Экспериментальная группа

Количество в %

Высокий-4

40%

Высокий-4

40%

Средний-6

60%

Средний-6

60%

Низкий-0

0%

Низкий-0

0%


 

Для наглядности показатели уровня эмоциональной возбудимости в контрольной группе на контрольном  этапе эксперимента представлены на рисунке 2.

 График №5

 

Для наглядности представим сравнительный анализ уровня эмоциональной  возбудимости в экспериментальной  группе на констатирующем и контрольном  этапе на рисунке 3.

График №6

Сравнение данных констатирующего  этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем эмоциональной возбудимости уменьшилось до 10%, на 20% увеличилось количество детей, имевших средний уровень эмоциональной возбудимости. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для подготовки детей для жизнедеятельности, снижения уровня напряженности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. На этом основании мы делаем следующее заключение.

Педагог и психолог интерната результативно проводили индивидуальные этические беседы с подростками интерната, формировали у них навыки планировать свою жизнедеятельность, терпимость к окружающим людям, уравновешенность, стремление доводить начатое дело до конца. У воспитанников отмечается некоторое развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, что определяет осознанное отношение к своей жизни в условиях интерната.

Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что социальный педагог правильно организовал взаимодействие с воспитанниками. Были сформированы у подростков умения по самоорганизации своей жизнедеятельности. У педагогов интерната были расширены профессиональные знания: о необходимости знания индивидуальных особенностей воспитанников(прежде всего положительных, но и отрицательные характеристики надо знать, чтобы преобразовать их), о применении педагогических правил и условий работы с подростками. Мы пришли к заключению, что предложенная программа по педагогическому сопровождению жизнедеятельности подростков посредством проведения специальных занятий дала положительный результат и может быть применена в работе интерната. Наиболее значимым результатом можно считать сокращение числа детей, которые на контрольном этапе проявляли недоверие к знакомым педагогам и незнакомому исследователю.

Для определения степени  агрессивности у детей, воспитывающихся в условиях семьи и интерната было предпринято тестирование по методике «Самооценка форм агрессивного поведения» (модифицированный вариант Басса - Дарки).

В диагностировании принимали  участие учащиеся 9-го «а» класса подростки 14-15 лет и ученики 9 «в» класса МОУ «Григориопольская русско-молдавская общеобразовательная средняя школа» №3. В общем количестве 20 человек.

Таблица № 11

Результаты диагностики 9 «а» класса КГ

п/п

Ф. И. уч-ся

Контр. группа

Тип агрессии (в баллах)

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

1

Гречина А.

4

5

5

5

3

22

2

Кафтя М.

3

4

3

5

3

18

3

Мокряк О.

3

5

4

6

3

21

4

Осадчук Д.

3

5

3

3

4

18

5

Плешко К.

2

4

3

3

3

15

6

Пелых Н.

2

5

4

5

4

20

7

Романовская Ю.

3

6

4

4

4

21

8

Сопигора В.

4

3

5

3

4

19

9

Хоросанова В.

3

4

4

4

3

18

10

Шорин Д.

4

4

3

6

4

21


 

Всего 112 баллов. ВА-31 балл. ФА- 45 баллов. СА-36 баллов.

Таблица №12

Результаты диагностики 9 «в» класса ЭГ

№ п/п

Ф. И. уч-ся

Экспер. группа

Тип агрессии (в баллах)

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

1

Бабаев Ю.

4

5

4

6

5

24

2

Базарова Я.

4

4

3

3

5

19

3

Виноградова С.

4

6

2

5

6

22

4

Димидов С.

4

4

7

7

5

27

5

Емельяненко К.

3

5

5

4

4

21

6

Покрашенко В.

4

4

3

5

6

22

7

Чаплыгина А.

 

4

4

6

4

18

8

Плеханов Е.

 

6

4

1

5

16

9

Лобова Е.

3

4

4

4

4

19

10

Фурсенко И.

4

3

4

6

5

22


 

Всего 124 балла. ВА-30 баллов. ФА- 45 баллов. СА-49 баллов.

На основе результатов  диагностики был выстроен график №2.

График №7

 

Сравнительное обследование самооценки форм агрессивного поведения  детей

График №8

Показатели факторов агрессивного поведения подростков контрольной и экспериментальной  групп (констатирующий эксперимент)

 

Таким образом, можно сказать, что 25% учащихся контрольной группы свои эмоции выражают гневом. 40% воспитанников используют физическую силы против другого лица. У 35%воспитанников апатия, чувство ненависти.

25%воспитанников экспериментальной  группы чувствуют неуверенность и беспокойство, они могут сразу впасть в гнев, то есть разгневаться на то, что они вдруг почувствовали себя неуверенно и неспокойно. 35% склонны выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. У 40% воспитанников недовольство собой и своей жизнью, депрессия и стресс.

 

График №9

Показатели факторов агрессивного поведения подростков контрольной и экспериментальной  групп (контрольный эксперимент)

 

 

Таким образом, можно сказать, что 20% учащихся контрольной группы не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего они необдуманно высказывают то, что думают. Выражение негативных чувств к сверстникам идет как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). 35% воспитанников склонны выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. У 30% чувство ненависти, депрессия.

У 20%воспитанников экспериментальной  группы не всегда получается регулировать свое поведение. 30% склонны выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. У 35% недовольство собой, своей жизнью.  

Процентное соотношение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Таблица №13

 

Показатели ЭГ и КГ и сдвиги показателей («До» - «После» )

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

Сдвиг

До

После

Сдвиг

ВА-32

ВА-30

2

ВА-31

ВА-29

2

ФА-48

ФА-45

3

ФА-45

ФА-45

5

СА-51

СА-49

2

СА-36

СА-36

2


 

  Анализ полученных результатов показал, что у подростков, принимающих участие в нашем исследовании, выражены психологические особенности подросткового возраста- «подросткового комплекса». Он выражается в ярких проявлениях агрессивности у подростков.

 Проведя сравнительный анализ, мы можем утверждать, что подростки, воспитывающиеся вне семьи и подростки контрольной группы, имеют значительные различия в средних показателях и процентном соотношении уровней агрессивности.

 У подростков, воспитывающихся вне семьи, уровень агрессии выше, чем у подростков из семей, принимающих участие в нашем исследовании.

Таким образом, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы: групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что социальный педагог стал чаще индивидуально общаться с подростками, поддерживать их в добрых начинаниях. Проводил беседы, упражнения на повышения чувства уверенности в себе, снятия недоверия к окружающим.

Для проведения анкетного  опроса педагогов была разработана  специальная анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа. Основной целью анкетирования было определение степени теоретической и практической готовности педагогов к работе, связанной с развитием индивидуальности учащихся. В исследовании участвовало четверо педагогов: двое – работающие в экспериментальных классах, двое в контрольных (см. приложение №6).

Приводим некоторые ответы воспитателей контрольной группы:

          1.Ермуратий Ольга Федоровна, учитель математики на вопрос «В каком виде деятельности воспитанники более активны?» Отвечает «…игры на компьютере, урок математики в виде игры…»

На вопрос 8 «Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности воспитанников интерната?» Педагог отвечает : «…строгость, плакаты и карточки отдельные для каждого, игровые и нетрадиционные формы».

2. Цуркан Анна Петровна, на вопрос 5 При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности? Отвечает «…геометрия, самостоятельная работа…»

На вопрос 9. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время? Отвечает «…побольше уроков в виде игры, формировать позитивное отношение к труду, знаниям и дисциплине…»

Воспитатели экспериментальной  группы:

1. Бодарева Лариса Александровна, на вопрос 4 В каком виде деятельности воспитанники более активны? Отвечает: «…когда на уроках используются групповые работы…»

На вопрос 1 Какие основные трудности в работе с воспитанниками интерната вы выделяете? Педагог отвечает: «…что дети мало времени отдают подготовке домашнего и дополнительного задания…»

2. Савенчук Ирина Игоревна, на вопрос 2 Какие методы воздействия на воспитанников, вами используется чаще всего? Отвечает: «…на учащихся можно хоть как то воздействовать только в том случае, если в классе есть дисциплина, поэтому с первых дней учебного года я стараюсь быть строже…»

 На вопрос 10. В какой методической помощи вы нуждаетесь? Отвечает «…в разработке классных часов, плане проведения уроков…»

На вопрос 3. Что с вашей точки зрения затрудняет взаимодействие педагогов и детей-сирот при соблюдении режима дня? Отвечает: «…Есть такие дети которым надоедает жить по правилам, и возникает конфликт. . . »

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа