Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;
Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86
Шкала вспыльчивости.
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева).
Методика является фрагментом
опросника «Личностная
По итогам проведенной методики была составлена таблица и подведены результаты тестируемых учащихся 9 «а» класса – контрольная группа (см. приложение № 4).
Таблица№9
Показатели уровня эмоциональной возбудимости в КГ и ЭГ:
Уровень эмоциональной возбудимости. Контрольная группа |
Количество в % |
Уровень эмоциональной возбудимости. Экспериментальная группа |
Количество в % |
Высокий-4 |
40% |
Высокий-5 |
50% |
Средний-6 |
60% |
Средний-5 |
50% |
Низкий-0 |
0% |
Низкий-0 |
0% |
Для наглядности показатели уровня эмоциональной возбудимости в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на графике №4.
График №4
Таблица№10
Показатели уровня эмоциональной возбудимости в КГ и ЭГ на контрольном этапе:
Уровень эмоциональной возбудимости. Контрольная группа |
Количество в % |
Уровень эмоциональной возбудимости. Экспериментальная группа |
Количество в % |
Высокий-4 |
40% |
Высокий-4 |
40% |
Средний-6 |
60% |
Средний-6 |
60% |
Низкий-0 |
0% |
Низкий-0 |
0% |
Для наглядности показатели уровня эмоциональной возбудимости в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.
График №5
Для наглядности представим сравнительный анализ уровня эмоциональной возбудимости в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе на рисунке 3.
График №6
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем эмоциональной возбудимости уменьшилось до 10%, на 20% увеличилось количество детей, имевших средний уровень эмоциональной возбудимости. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для подготовки детей для жизнедеятельности, снижения уровня напряженности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. На этом основании мы делаем следующее заключение.
Педагог и психолог интерната результативно проводили индивидуальные этические беседы с подростками интерната, формировали у них навыки планировать свою жизнедеятельность, терпимость к окружающим людям, уравновешенность, стремление доводить начатое дело до конца. У воспитанников отмечается некоторое развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, что определяет осознанное отношение к своей жизни в условиях интерната.
Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что социальный педагог правильно организовал взаимодействие с воспитанниками. Были сформированы у подростков умения по самоорганизации своей жизнедеятельности. У педагогов интерната были расширены профессиональные знания: о необходимости знания индивидуальных особенностей воспитанников(прежде всего положительных, но и отрицательные характеристики надо знать, чтобы преобразовать их), о применении педагогических правил и условий работы с подростками. Мы пришли к заключению, что предложенная программа по педагогическому сопровождению жизнедеятельности подростков посредством проведения специальных занятий дала положительный результат и может быть применена в работе интерната. Наиболее значимым результатом можно считать сокращение числа детей, которые на контрольном этапе проявляли недоверие к знакомым педагогам и незнакомому исследователю.
Для определения степени агрессивности у детей, воспитывающихся в условиях семьи и интерната было предпринято тестирование по методике «Самооценка форм агрессивного поведения» (модифицированный вариант Басса - Дарки).
В диагностировании принимали участие учащиеся 9-го «а» класса подростки 14-15 лет и ученики 9 «в» класса МОУ «Григориопольская русско-молдавская общеобразовательная средняя школа» №3. В общем количестве 20 человек.
Таблица № 11
Результаты диагностики 9 «а» класса КГ
№ п/п |
Ф. И. уч-ся Контр. группа |
Тип агрессии (в баллах) |
∑ | ||||
ВА |
ФА |
ПА |
ЭА |
СА | |||
1 |
Гречина А. |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
22 |
2 |
Кафтя М. |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
18 |
3 |
Мокряк О. |
3 |
5 |
4 |
6 |
3 |
21 |
4 |
Осадчук Д. |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
18 |
5 |
Плешко К. |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
15 |
6 |
Пелых Н. |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
20 |
7 |
Романовская Ю. |
3 |
6 |
4 |
4 |
4 |
21 |
8 |
Сопигора В. |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
19 |
9 |
Хоросанова В. |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
18 |
10 |
Шорин Д. |
4 |
4 |
3 |
6 |
4 |
21 |
Всего 112 баллов. ВА-31 балл. ФА- 45 баллов. СА-36 баллов.
Таблица №12
Результаты диагностики 9 «в» класса ЭГ
№ п/п |
Ф. И. уч-ся Экспер. группа |
Тип агрессии (в баллах) |
∑ | ||||
ВА |
ФА |
ПА |
ЭА |
СА | |||
1 |
Бабаев Ю. |
4 |
5 |
4 |
6 |
5 |
24 |
2 |
Базарова Я. |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
19 |
3 |
Виноградова С. |
4 |
6 |
2 |
5 |
6 |
22 |
4 |
Димидов С. |
4 |
4 |
7 |
7 |
5 |
27 |
5 |
Емельяненко К. |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
21 |
6 |
Покрашенко В. |
4 |
4 |
3 |
5 |
6 |
22 |
7 |
Чаплыгина А. |
4 |
4 |
6 |
4 |
18 | |
8 |
Плеханов Е. |
6 |
4 |
1 |
5 |
16 | |
9 |
Лобова Е. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
19 |
10 |
Фурсенко И. |
4 |
3 |
4 |
6 |
5 |
22 |
Всего 124 балла. ВА-30 баллов. ФА- 45 баллов. СА-49 баллов.
На основе результатов диагностики был выстроен график №2.
График №7
Сравнительное обследование самооценки форм агрессивного поведения детей
График №8
Показатели факторов
агрессивного поведения подростков
контрольной и
Таким образом, можно сказать, что 25% учащихся контрольной группы свои эмоции выражают гневом. 40% воспитанников используют физическую силы против другого лица. У 35%воспитанников апатия, чувство ненависти.
25%воспитанников
График №9
Показатели факторов
агрессивного поведения подростков
контрольной и
Таким образом, можно сказать, что 20% учащихся контрольной группы не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего они необдуманно высказывают то, что думают. Выражение негативных чувств к сверстникам идет как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). 35% воспитанников склонны выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. У 30% чувство ненависти, депрессия.
У 20%воспитанников
Процентное соотношение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица №13
Показатели ЭГ и КГ и сдвиги показателей («До» - «После» )
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
До |
После |
Сдвиг |
До |
После |
Сдвиг |
ВА-32 |
ВА-30 |
2 |
ВА-31 |
ВА-29 |
2 |
ФА-48 |
ФА-45 |
3 |
ФА-45 |
ФА-45 |
5 |
СА-51 |
СА-49 |
2 |
СА-36 |
СА-36 |
2 |
Анализ полученных результатов показал, что у подростков, принимающих участие в нашем исследовании, выражены психологические особенности подросткового возраста- «подросткового комплекса». Он выражается в ярких проявлениях агрессивности у подростков.
Проведя сравнительный анализ, мы можем утверждать, что подростки, воспитывающиеся вне семьи и подростки контрольной группы, имеют значительные различия в средних показателях и процентном соотношении уровней агрессивности.
У подростков, воспитывающихся вне семьи, уровень агрессии выше, чем у подростков из семей, принимающих участие в нашем исследовании.
Таким образом, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы: групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что социальный педагог стал чаще индивидуально общаться с подростками, поддерживать их в добрых начинаниях. Проводил беседы, упражнения на повышения чувства уверенности в себе, снятия недоверия к окружающим.
Для проведения анкетного опроса педагогов была разработана специальная анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа. Основной целью анкетирования было определение степени теоретической и практической готовности педагогов к работе, связанной с развитием индивидуальности учащихся. В исследовании участвовало четверо педагогов: двое – работающие в экспериментальных классах, двое в контрольных (см. приложение №6).
Приводим некоторые ответы воспитателей контрольной группы:
1.Ермуратий Ольга Федоровна, учитель математики на вопрос «В каком виде деятельности воспитанники более активны?» Отвечает «…игры на компьютере, урок математики в виде игры…»
На вопрос 8 «Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности воспитанников интерната?» Педагог отвечает : «…строгость, плакаты и карточки отдельные для каждого, игровые и нетрадиционные формы».
2. Цуркан Анна Петровна, на вопрос 5 При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности? Отвечает «…геометрия, самостоятельная работа…»
На вопрос 9. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время? Отвечает «…побольше уроков в виде игры, формировать позитивное отношение к труду, знаниям и дисциплине…»
Воспитатели экспериментальной группы:
1. Бодарева Лариса Александровна, на вопрос 4 В каком виде деятельности воспитанники более активны? Отвечает: «…когда на уроках используются групповые работы…»
На вопрос 1 Какие основные трудности в работе с воспитанниками интерната вы выделяете? Педагог отвечает: «…что дети мало времени отдают подготовке домашнего и дополнительного задания…»
2. Савенчук Ирина Игоревна, на вопрос 2 Какие методы воздействия на воспитанников, вами используется чаще всего? Отвечает: «…на учащихся можно хоть как то воздействовать только в том случае, если в классе есть дисциплина, поэтому с первых дней учебного года я стараюсь быть строже…»
На вопрос 10. В какой методической помощи вы нуждаетесь? Отвечает «…в разработке классных часов, плане проведения уроков…»
На вопрос 3. Что с вашей точки зрения затрудняет взаимодействие педагогов и детей-сирот при соблюдении режима дня? Отвечает: «…Есть такие дети которым надоедает жить по правилам, и возникает конфликт. . . »