Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

Целесообразность режима заключается в обоснованности и  логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Он определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной системой, сложившейся в организации.

Точность режима - строгое  соблюдение норм времени, пунктуальность выполнения его установлений, что приучает членов организации к четкому организованному поведению и своевременному выполнению различных дел и обязанностей и т. д.

Общность режима означает выполнение его норм и предписаний  всеми членами организации определенного  возраста.

Определенность режима состоит  в точном и конкретном распределении  времени в течение дня, недели и более длительных отрезков времени, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в частности. [1]

Важным элементом быта воспитательной организации является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.

В воспитательной организации  этикет включает в себя нормы обращения  ее членов друг с другом, старших с младшими и наоборот, общие правила дисциплины - учебной, рекреационной, бытовой, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка. [1]

 В этикет входят  те требования внешней культуры  человека и нормы, необходимые для нормального функционирования воспитательной организации, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете отдельные характеристики этикета становятся ритуалами, традиционными для конкретной воспитательной организации.

Некоторые традиции, сложившиеся в конкретной воспитательной организации, также становятся элементами ее быта. Традиция - формы и установления жизни,

идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения ее членов последующим.

Традиции могут сложиться  в различных сферах жизнедеятельности  организации, в стиле педагогического руководства и т. д.

Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее  укладу жизни организации; внимание не только к содержанию жизни и  поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению [1]

В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы, необходимые для нормального функционирования воспитательной организации, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете, отдельные характеристики этикета становятся ритуалами, традиционными для конкретной воспитательной организации.

Самообслуживание - это систематическая  работа членов организации по поддержанию  и улучшению бытовых условий  своей жизни.

Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и  объективных условий, в которых она функционирует, а также от возраста воспитанников.

В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в  чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды; изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря, оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.

Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации.

Особую роль одежда приобретает  в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.

В некоторых типах воспитательных организаций, например, спортивных, клубных, скаутских и др. , одежда (если это форма или ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое (обозначая принадлежность к организации).

Таким образом мы видим , что бытовая сторона функционирования учреждений интернатного типа определяется многими взаимозависимыми компонентами : архитектурными (удобство корпуса), предметными, благоустроенностью помещений, соблюдением режима и поддержанием традиций.

 

 

 

Выводы по первой главе 

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил определить следующее:

1. Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.

2. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, нередко наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к вредным привычкам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка.

3. Среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка в коллективе , представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений.

Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа.

В нашей теме исследования «Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа » представлялось важным определить: как можно улучшить быт и жизнедеятельность воспитанников интернатов, что можно применить для улучшения ситуации к субъектам педагогического процесса в существующих условиях.

В исследовании приняли участие всего 20 человек. Из них: испытуемые МОУ « Попенская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 10 подростков экспериментальной группы, а также испытуемые из МОУ «Григориопольская русско-молдавская общеобразовательная средняя школа №3» - 10 подростков контрольной группы исследования. Работа проводилась с учениками 9«а» и 9 «в» классов.

Основным методом исследования стал психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Описанный нами путь взаимодействий социальных педагогов и детей  и происходящие при этом особенности  развития, является естественным для учреждений интернатного типа, где проявляется скученность, потребность в щадящем отношении к воспитанникам, недостаточность знаний и навыков социального поведения и применения диагностических методик для выявления состояния детей. Поэтому подбор, разработка диагностических и формирующих методик, преобразующей программы деятельности предполагала совместную деятельность исследователя, социального педагога, психолога и воспитанников.

Ведущими идеями при разработке программы развития жизнедеятельности  воспитанников являлись: синтез гуманистического и деятельностного подходов к воспитанникам, а также использование принципов индивидуального подхода и объективности педагога в целостном формировании поведения воспитанника на основе знаний, убеждений, поведенческих навыков. В соответствии с признаками эффективности группового взаимодействия (А. Ю. Уваров), требованиями обще группового учебного действия (В. В. Рубцов), динамикой становления групповой деятельности педагога и учащихся (В. П. Панюшкин), характеристиками демократического стиля руководства педагога (В. А. Сластенин) нами определены цели работы, осуществляемой в процессе субъектно-значимого взаимодействия воспитанников друг с другом и с социальным педагогом.

Реализация условий субъектно-значимого  взаимодействия в интернате происходит посредством обоснованной нами экспериментальной  программы режима взаимодействия. Особенностью предлагаемой нами программы является ее ориентация на создание или реализацию комплексных условий для положительной жизнедеятельности субъектов педагогического процесса в интернате. Сущность предлагаемой программы заключается в изменении характера и содержания индивидуальной деятельности подростков и их поведения путем сочетания методов поощрения, примера, убеждения на уроках, в быту.

Методами исследования являлись включенное наблюдение, опрос, анкетирование воспитанников и педагогов, тестирование, диагностирование, психолого-педагогический эксперимент.

Гипотеза эксперимента состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:

1) в интернате организован  быт воспитанников в соответствии  с требованиями: педагогическими, социальными, гигиеническими;

2) педагог правильно организует  взаимодействие с воспитанниками: формирует у ребенка умения по самоорганизации своей жизнедеятельности, знает об индивидуальных особенностях ребенка (в том числе отрицательных) и учит взаимодействовать со специалистами интерната (психолог, социальный работник, воспитатели).

Проверка эффективности  разработанной программы, осуществлялась в ходе реализации этапов эксперимента: констатирующего (сентябрь 2012 г. – октябрь 2012 г .), формирующего (ноябрь 2012 г. – апрель 2013 г .) и контрольного (май 2013 г .) этапов. Общая характеристика педагогического эксперимента, проведенного в рамках исследования такова: по виду– естественный эксперимент (результативность методики проверялась в условиях реального воспитательного процесса с детьми подросткового возраста интерната и школы); по масштабу - локальный сравнительный эксперимент. В выборку вошли учащиеся 9-го класса учреждения интернатного типа и учащиеся 9-го класса общеобразовательного учреждения; по возрасту участники – 14-15 лет.

Учреждение «Попенская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует с 1967г. Директор - Козий Елена Иосифовна, учитель русского языка и литературы-1 квалификационная категория, в должности директора 2 квалификационная категория. В школе обучаются 160 учеников, в детском доме 50 детей. На территории школы - учебный корпус , 2 спальных корпуса , столовая , банно - прачечный комбинат , бассейн , детский дом. В школе работают педагоги в основном с 1 квалификационной категорией, у воспитателей встречается 2 квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Организация и методика исследования быта и жизнедеятельности детей

 Целью констатирующего  эксперимента стало определение  исходного уровня развития воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения.

Задачи эксперимента:

  1. Выявить характерные особенности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи (коммуникабельность, взаимоотношения в группе со сверстниками, взрослыми).
  2. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении.
  3. Выявить отличия в самоорганизации жизнедеятельности детей оставшихся без попечения родителей и детей, воспитывающихся в семьях.

В целом, первый этап- констатирующий охватил 2 месяца (c сентября 2012г. - по октябрь 2012г. Этот этап эксперимента устанавливал наличие факта влияния бытовых условий детей, живущих в интернате и детей, живущих в обычных семьях.

Методом беседы и методом  наблюдения было установлено, что для детей интерната бытовые условия характеризуются недостаточным количеством квадратных метров полезной площади для учебно-игровой и досуговой деятельности.

Гигиенические условия в  интернате можно характеризовать  как неудовлетворительные на основе того, что не хватает спальных мест в соответствии с качественными требованиями (койко-места с пружинным основанием, матрасы ватные). Не хватает платяных шкафов для хранения личных вещей. Недостаточно тумбочек для размещения тетрадей, школьных принадлежностей и средств гигиены. В туалетных комнатах соблюдается необходимая гигиеничность и некоторые удобства для пользователей. В душевых кабинках дети могу искупаться вечером, горячая вода имеется круглосуточно.

В помещении столовой размещено  достаточное количество столов, посадочных мест; питание не вызывает нареканий у воспитанников. Дизайн в столовой непривлекателен: цветы отсутствуют, салфетки не всегда в пользовании. Помещения для досуга в вечернее время имеют достаточное освещение. Игровая комната представляет собой помещение, в котором есть «шведская стенка», канат, спортивный инвентарь. В этой комнате отсутствуют в свободном доступе шашки, шахматы, дартс. В этом помещении проходят заседания предметных кружков по интересам: бисероплетение, вязание, вышивание, оригами; для мальчиков отсутствуют конструкторы, пазлы. Дети в интернате ухоженные, всегда за их чистотой следит воспитатель и медработник. Если вещи загрязняются, дети сами их стирают, порой сдают на прачечное отделение. Дети не имеют отдельных комнат, но все имеют зонированное помещение для самостоятельных занятий учебных и досуговых.

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа