Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Старшеклассники не представляют стоимость реальной жизни [15]. Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим.

Недостаточная психолого-педагогическая деятельность по формированию родственных  чувств в учреждениях для детей  сирот приводит к тому, что после выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что родственники, родители сразу полюбят их. Сами дети мало, что могут предпринять самостоятельно, так как они не знают, как это делать. При получении отдельного жилья дети самостоятельно не могут жить, чаще всего уходят жить к друзьям [10].

Итак, как свидетельствуют научные исследования (И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье. [8]. У таких детей, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, не умеет быть внимателен к людям и любить и т. д. [8]

Школа-интернат - образовательное  учреждение с круглосуточным пребыванием  обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово "интернат" произошло от лат. internus (внутри).

Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Основными задачами детских  домов являются:

– создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

– обеспечение охраны здоровья детей;

– обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

– охрана интересов и прав воспитанников;

– освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

– формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

– создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно. [46]

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. [46]

Вследствие отсутствия любви  и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей.

Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу  сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптированного человека. [46]

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется определенный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны»), отсутствуют ответственность и бережливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний.

Уже в доме ребенка такие  дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с  одной той же группой сверстников, что создает приятельские, ближе к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское к ним отношение, постоянно требуют решения своих проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем, младшие школьники в интернате стремятся быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано потребностью признания их взрослыми. [47]

В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.

В детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем:

  • личные – например, получение документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др .);
  • материальные – например получение денежных выплат (пенсий, пособий, алиментов);
  • жилищные;
  • трудоустройства профессионального образования.

Следует учитывать, что 80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют психоневрологическую патологию, 42 % - задержку психоречевого развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания. Только 2, 2 % детей относительно здоровы.

В этих условиях учреждения интернатного типа призваны выполнять не только образовательно-воспитательную функцию, но и способствовать нормальному, полноценному развитию личности, ее социализации, обеспечить правовую психологическую защищенность воспитанников.

Педагогу в работе с  подростками следует стимулировать  у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, развитию автономности представлений подростка о самом себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Важно, чтобы отношение взрослых к подростку было уважительным.  

Детский дом - государственное воспитательное учрежден. Еще для детей - сирот и детей, лишенных родительской опеки. Существует 3 типа детских домов: дошкольные - для детей 3-7 лет; школьные - для детей 7-17 лет; смешанного типа для детей дошкольного и школьного возраста [4].

Попечение детей-сирот может  быть осуществлено двумя путями - семейным жизнеустройством или передачей  на государственное попечение. Семейное жизнеустройство осуществляется в виде: усыновления, опеки (попечительства), в форме приемной семьи.

Усыновление - это специальная  мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и. матерью.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Приемная семья - это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы.

Несмотря на различия типов  приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социальных педагогов.

Государственное попечение - это создание неусыновленному ребенку  нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в  специально созданные для этого  учреждения.

На современном этапе  развития общества содержание деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой.

Помнению М. А. Галагузовой. Л. Я. Олиференко деятельность, направленная на социальную защиту, социализацию ребёнка и способствующая решению индивидуальных проблем конкретного ребёнка, является социально-педагогической деятельностью. Педагогический компонент в социально-педагогической деятельности детских домов "играет доминирующую роль и включает: личностно ориентированный подход, охватывающий всю духовную сферу ребенка, его проблемы на протяжении различных этапов и форм социализации, поведение, помощь в кризисных ситуациях и их преодолений". Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности в детских домах постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и, как правило, приобретенного негативного социального опыта. [24].

При разработке новых организационных  форм, содержания социально-педагогической деятельности учитывался начавшийся процесс формирования новых социальных установок, смены представлений о социальной политике в целом.

Цель социально-педагогической деятельности детского дома - социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации.

В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив  воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по труду и физической культурой, администрация детского дома. Ребёнок-сирота является одновременно и объектом, и субъектом деятельности.

Объектом воздействия  на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная действовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятельности через субъект субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества способствует включению ребёнка в совместную жизнь в обществе.

Основными задачами социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот  являются: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей-сирот; оказания им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создания благоприятных условий проживания и развития детей.

Социальное направление  деятельности проистекает из социального  статуса ребёнка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребёнка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования педагог-воспитатель, социальный педагог определяет социальный статус ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребёнок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребёнка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование педагог начинает с первичного интервьюирования ребёнка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения - открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа