Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;
Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86
На вопрос 8. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности воспитанников интерната? Отвечает: «…Словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные, практические, метод самостоятельной работы…»
Для реализации поставленных задач была проведена повторная беседа с учащимися на контрольном этапе.
Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопрос 3 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами. Вопросы 4, 5 выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются.
Так, на первый вопрос о том, что умеют общаться положительно ответили все респонденты. На вопрос о том, умеют ли общаться со взрослыми- пять положительных ответа. На вопрос о том, для чего они общаются шестеро детей ответили, что для того, чтобы найти новых друзей.
Дети стали более активны в жизни детского дома и в школьной жизни. В школе стали чаще выходить к доске, стало больше друзей среди одноклассников.
У детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, значительно снизился уровень школьной тревожности. Большинство детей не испытывают отрицательных переживаний, связанных со школой.
Дети, по сравнению с детьми из контрольной группы, стали более сдержанными и терпеливыми при общении. Стали использовать более эффективные способы взаимодействия.
Выводы по второй главе
1. Среди основных методов работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяются: этические беседы, педагогический анализ собранных данных о ребенке и прогноз его развития в интернате, упражнение в общении с детьми и взрослыми, метод убеждения. Данная работа в соответствии с программой как в индивидуальной, так и в групповой формах принесла ожидаемые результаты.
2. Произошли некоторые изменения у детей интерната в бытовых условиях и жизнедеятельности. Так, при организации сна воспитанников учитывались возрастные нормы суточной потребности во сне: дети 12 лет спали в соответствии со своими потребностями в среднем – 9-10 часов, а подростки 9го класса спали необходимых 8-9 часов. Улучшились гигиенические условия проживания.
3. Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей в экспериментальной группе с недостаточной социализацией, высоким уровнем возбудимости уменьшилось до 10%. На 20% увеличилось количество детей, имевших средний уровень социализации. В целом, это свидетельствует, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для подготовки детей интерната для жизнедеятельности, снижения уровня напряженности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
ВЫВОДЫ
Чтобы ребенок у условиях интерната развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Среда проживания в интернатных учреждениях, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Воспитанники не умеют общаться, добиваются внимания и в то же время его отторгают, переходят на агрессивность или отчуждение, не умеют быть внимательным к людям и любить их. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.
Социальный педагог должен помочь детям правильно организовать взаимодействие с воспитанниками: формировать у ребенка умения организовывать свою жизнедеятельность, знать индивидуальные особенности ребенка и учить взаимодействовать с другими взрослыми
Проведенное исследование подтвердило, в основном, выдвинутую гипотезу.
Формирующая работа, построенная на использовании опытной программы жизнедеятельности детей включала единство знаний, социальных чувств и поведенческих навыков воспитанников. Были апробированы советы социальному педагогу, нацеленные на построение правильного взаимодействия воспитанников с окружающими лицами и самоорганизации жизнедеятельности:
Вся работа с детьми интерната в целом, оправдала направленность на обновление отношений педагогов и воспитанников интерната, также она усилила интерес детей к положительным изменениям своей жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ