Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 В результате обработки анкет  предложенных учащимся выявилось, что 40% воспитанников не находят общий язык с учителями, и у 40% учеников нет трудностей в общении и 20%не находят общий язык со сверстниками, т. к. они их дразнят, обижают и не понимают их внутреннего мира. И они обращаются за помощью к мамам.

Таблица №6

Результаты анкетирования 9-го «в» класса ЭГ

№ п/п

Ф. И. уч-ся

Экспер. группа

1 вопрос: Есть ли у тебя трудности в общении?

2 вопрос: Если есть, то в чем они заключаются?

3 вопрос: К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

1

Бабаев Юрий

Со сверстниками

Заставляют что-либо делать

К учителю, к товарищу вне  класса

2

Базарова Яна

С учителями

Не видят моих хороших  качеств

К товарищу в классе

3

Виноградова Светлана

Со сверстниками

Обижают, дразнят

К учителю

4

Димидов Сергей

С учителями

Мне неинтересно с ними; требуют хороших оценок

К товарищу по классу

5

Емельяненко Ксения

С учителями 

Держат в страхе

К товарищу по классу

6

Покрашенко Дмитрий

Нет

 

К товарищу по классу, вне  класса

7

Чаплыгина Анастасия

Со сверстниками

Не понимают моего внутреннего  мира

К бабушке

8

Плеханов Евгений

Нет

 

К бабушке

9

Лобова Екатерина

С учителями

Не видят моих хороших  качеств

К товарищу по классу

10

Фурсенко Игорь

Нет

 

К товарищу вне класса, своего класса.


 

 

 В результате обработки анкет  предложенных учащимся выявилось, что 50% воспитанников интерната не находят общий язык с учителями, т. к. они не замечают личных хороших качеств воспитанников и требуют хороших оценок. У40%не находят общий язык со сверстниками, т. к. они заставляют их что-либо делать по принципу старшинства (дедовщины), дразнят, обижают и не понимают их внутреннего мира. У 10% учеников нет трудностей в общении и они обращаются за помощью к своим близким: бабушкам, тетям, к тем с кем дружат, товарищу по классу и вне класса.

График №3

Трудности коммуникации с педагогами и одноклассниками- ЭГ

В процессе констатирующего  этапа эксперимента мы выявили, что подростки имеют низкий или средний уровень сформированности познавательной активности. В процессе обучения подростки испытывают затруднения различного характера, что связано с отсутствием или недостаточностью необходимых для эффективного протекания процесса формирования познавательной активности знаний, умений, навыков, развития личностных качеств, умения задавать вопросы учителю, общаться с ним по учебной теме.

Таким образом, информация, собранная на этом этапе экспериментальной работы, позволила зафиксировать различный уровень сформированности у подростков коммуникативной активности, умения находить общие темы для общения, инициировать разговор с желанным собеседником. При этом подростки воспитывающиеся в семьях, характеризовались большей степенью свободы в выборе тем для общения, мягкостью при разговоре, большим миролюбием в случаях несовпадения точек зрения. Подростки, воспитывающиеся в интернате характеризовались тем, что они чаще проявляют равнодушие, агрессивность, жесткость в разговоре, они конфликтуют со своими сверстниками, иногда обижают малышей.

Таким образом, на констатирующем этапе мы пришли к заключению, что исходный уровень развития детей развивающихся в семье и образовательном учреждении интернате имеет отличия. По стандартизированным методикам были выявлены характерные особенности в ведении разговора с ровесниками. Была отмечена разница в месте их проживания на предмет гигиеничности быта: в семье и госучреждении по разному созданы условия жизнедеятельности. Также имеется разница во взаимоотношениях детей в группе и контактности со взрослыми. Мы установили, что есть отличия в самоорганизации своей жизни детей, оставшихся без попечения родителей и детей, воспитывающихся в семьях. Нам было необходимо подобрать педагогическое содержание деятельности, вносящее изменения в жизнь воспитанников интерната.

 

 

 

 

 

 

2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате

Целью формирующего этапа  эксперимента стало формирование знаний и навыков поведения воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения.

Задачи:

        1. Разработать опытную программу положительной жизнедеятельности субъектов интерната – учащихся 9 «в» класса – экспериментальной группы.

2. Сформировать дополнительные знания об эффективном образе жизни и устойчивое поведение у подростков интерната.

Для проведения опытной работы по формированию и организации быта в соответствии с необходимыми требованиями, правильного построения взаимодействия педагога с воспитанниками, была разработана программа деятельности с субъектами интерната. Данная работа проводилась с детьми и работниками этого учреждения.

По результатам первого  этапа и проведенной диагностики  можно было сделать вывод о  необходимости проведения с данной группой подростков специальных  занятий по активному обучению социально-важным навыкам. С этой целью была предложена опытная программа положительной жизнедеятельности воспитанников интерната.

Программа формирования

положительной жизнедеятельности  у воспитанников интерната

 

Январь 2013

Февраль 2013

Март 2013

Апрель 2013

Знания

-о взаимоотношении педагога с ребенком;

-подготовка воспитанников  к самостоятельной жизни;

-развитие уверенности  в своих силах;

-о нормах поведения и общения со взрослыми;

- об исполнительности в учебной деятельности;

-развитие организаторских способностей;

-моя самооценка;

- как выражать благодарность;

-как отличать добро; 

-развитие эмпатии;

- о лидерских качествах;

- как снять тревожность  перед уроком;

-«Кто и какой Я?»;

- когда и как можно  просить о помощи?

- об общении по телефону

Убеждения

-Классные часы об организации режима дня;

-беседа «Мой друг» ;

- организация навыка самообслуживания  «Труд кормит, а лень портит».

-Конкурс: «Я умею печь»;  коррекционные занятия по снятию  агрессии;

-об умении правильно оказать первую медицинскую помощь;

-Конкурс «Лучший салат»;

- формирование умения  пользоваться бытовой техникой;

- как вести себя с  незнакомыми взрослыми.

- об умении защищать свои права;

- художественная выставка  «Наше творчество»;

- конкурс поделок «Молодые мастера»;

поведенческие навыки

- конкурс сделай вещь своими руками «Хэнд-мэйд»;

- изготовление подарка  другу; 

- участие в конкурсе  «Уютная комната»

-Брейн-Ринг;

Интеллектуальная игра «Знатоки родного языка»;

- составление рейтинга  учащихся класса по биологии;

-Экскурсии в Цыпово, Сахарну, Умань

-формирование навыка выражать просьбу, комплимент,

согласие,

поддержку, жалобу;

- умение проводить командные игры.

- упражнения на предпочтение в выборе видов труда;

работа с топографической  картой г. Рыбницы «ориентиры на местности».

 


Содержание программы  включало в себя воспитательные дела, беседы, консультации, обсуждения телепередач. Также, учитывая наличие отрицательных привычек поведения, недоверия или чрезмерного доверия взрослым и сверстникам со стороны воспитанников, мы совместно с педагогом Бодаревой Ларисой Александровной и психологом Воловик Натальей Анатольевной провели воспитательный и коррекционно – развивающий курс занятий.

Занятия были направлены на развитие умения вести себя с окружающими, сформировать навыки планировать свою жизнедеятельность, доброжелательно общаться, конструктивно разрешать проблемы или конфликты в межличностных отношениях. Так как агрессию в подростковом возрасте связывают, прежде всего, с негативными эмоциями (например, гнев) отрицательными мотивами (например, навредить, причинить боль, моральный ущерб), а также с желанием подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами, то в ходе занятий особое внимание уделялось созданию образа правильных решений и действий.

Приводим некоторые фрагменты  формирующих занятий с подростками  экспериментальной группы.

1) Фрагмент проведенного  занятия с методом создания  педагогической ситуации от 20. 12. 2012года.

Тема: «Можно ли справиться со злом»

Цель: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты;

воспитать внимательное и доброжелательное отношение к  окружающим людям.

Задачи:

-воспитывающая: формировать умения отличать речевую агрессию и не принимать ее в собственной речи.

-развивающая:  освоить социальную роль доброжелательного  собеседника.

Проблемная ситуация:

Друг (подруга) забыл вернуть  книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь. . . Что ты скажешь в данной ситуации?

Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить два типа ответов. Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать. . . ». Уверенный: «Я считал, что мы договорились и ты вернешь книгу сегодня». При проигрывании упражнения необходимо следить, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.

- Какие чувства  вызывают разные типы ответа?

Подвести к  выводу о том, что злость вызывает только злость.

2) Фрагмент беседы  на тему: «Добро и зло»

Притча про  Змею и Мудреца

«Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея, Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал: Дорогая, я просил, чтобы ты перестала обижать людей, но не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Вопросы для обсуждения:

-Нравятся ли  вам злые люди?

-На кого похож  злой человек?

-Как вы поняли  совет Мудреца?

-От чего человек  вынужден защищаться?

-Как можно  защитить слабого?

3)Чтение рассказа  Э. Шим «Не смей!»

«Перед нашим  домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят "куличи", строят что-то из еловых шишек. Ерунда в общем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать. Когда Федор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко — стесняется…Но сегодня Татьяна победила Федора.

Строил Федор  город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

— Не смей! —  вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?

Федор так и  замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул и Татьяну не тронул. Может, вправду, задумался — что ему сделали те, которые меньше него и слабей?»

Вопросы для обсуждения:

1. Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто — нет?

2. Почему? На месте кого ты хотел бы быть?

 

4) Фрагмент доверительной беседы на тему: «Как вести себя с обидчиком»

-Назовите слова  и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.

-Почему люди  обижают слабых?

-Кто надежнее: добрый или злой?

-Можно ли справиться  со злом?

-Как вы понимаете  смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», « Без добрых дел нет доброго имени»?

Всем известна пословица «На обиженных воду возят», что означает эта пословица по вашему?

Вспомните случай, когда вас обижали, поделитесь этими случаями.

Воспитатель предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников. Дети делятся на две команды. Им предлагается черно-белое изображение злого персонажа, которого они, пририсовывая, дорисовывая детали, используя разные цвета, должны превратить в доброго персонажа.

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа