Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;
Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86
5) Фрагмент игрового тренинга с детьми.
Учитывая то, что игра является привлекательной формой деятельности для человека в любом возрасте мы ввели в программу игровой тренинг с содержанием разных игр: подвижных и ситуативных.
Игра «Я могу защитить. . . »
Участники игры образуют круг. Ведущий из центра подбрасывает мяч и предлагает по-разному закончить фразу: «Я могу защитить. . . », «Я могу защитить, потому что. . . ».
Подвижная игра «Ястреб и птицы»
Ястреб, выбранный жеребьевкой, прячется от птиц. Когда они приближаются к нему, он выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится ястребом. Игра повторяется. В игре можно использовать грузинскую песню «Ястреб»: Ястреб, ястреб! Кыш, злодей! Все кричите посильней. Чтобы выпустил цыпленка Злой разбойник из когтей!
Ситуативная игра
Человек, который не в состоянии справиться со злыми чувствами, сам нуждается в помощи, потому что в порыве злобы часто не думает о своих словах и поступках, за которые потом ему самому станет стыдно, но признаться в этом сложно. Как ему помочь? Есть очень интересное упражнение с зеркалом, которое можно ему предложить, но сначала давайте сами его разучим. Для выполнения этого упражнения необходимо зеркало. Итак, глядя в зеркало, скажите:
— Я совсем не хотел{а) тебя обидеть.
Извини(те) меня, пожалуйста, я очень был(а)расстроен(а)
Извини(те), пожалуйста, я погорячился(лась). Понаблюдайте за выражением своего лица — оно может быть растерянным, смущенным, но извинение принесет облегчение и вам и тому человеку, которому вы причинили боль.
На формирующем этапе эксперимента педагоги интерната, педагог-психолог давали детям 9 «в» класса следующие советы, нацеленные на построение правильного взаимодействия воспитанников с окружающими лицами и самоорганизации жизнедеятельности:
1. Учитесь преодолевать плохое состояние, настроение.
2. В каждой тревожной и печальной ситуации пытайтесь уловить юмористические нотки, посмотрите на себя со стороны.
3. Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь успокоиться и разобраться в их причинах.
4. Можно написать гневное письмо, и пусть оно останется неотправленным, или высказать «все, что ты думаешь», но наедине, мысленно представляя себе противника.
5. « Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки ».
6. Помогает исправить плохое настроение секрет-правило: подумай о хорошем, и будет хорошо.
Особенно понравилось ребятам то, что занятия строились на обсуждении конкретных поступков и реальных историй, с которыми они сталкивались в своей жизни. Благодаря общему настрою на работу, цели занятий удалось достичь полностью: итогом стало мнение об аморальности жестокости, а также то, что нельзя оставаться равнодушными к ее проявлению.
Было замечено, что Оксана, проявила заинтересованность и играми и советами. Игорь в игре раскрепостился и было видно, что ему нравится играть и выполнять действия, предложенные в игровом тренинге. По глазам и поведению Димы мы заметили, что ему интересно, он внимательно нас слушал и активно участвовал в игре.
Все занятия заканчивались подведением оценки деятельности, общей рефлексией. Ребята отвечали на вопросы: «Чему я научился на этом занятии?», «Что нового я узнал на этом занятии?», «Что я буду применять в своих отношениях с окружающими?». Впоследствии, когда ребята освоили активную форму занятий, мы предлагали задуматься о том насколько они сами могут управлять своей жизнедеятельностью в интернате. Подростки говорили о том, что они чувствовали во время занятий и насколько помогают такие занятия и доверительные беседы.
Формирующий этап предполагал работу с педагогическим персоналом, было предложено проведение педсовета с педагогами на тему «Методы оптимизации жизни воспитанников старшей школы». Нами были проведены консультации с педагогами интерната и предложены для использования рекомендации, которые будут приведены ниже; они нацелены на улучшение работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот.
Нами было предложено социальному педагогу обратить внимание на следующие компоненты деятельности и фиксацию этой работы в служебной тетради с рубриками: Ф. И. О. ребенка, даты, исполнения.
1. Знать историю личного дела ребенка.
2. Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.
3. Знать детали отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).
4. Заниматься поиском новой семьи.
5. Акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей.
6. Приобщать детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.
7. Повышать самооценку воспитанников.
8. Обговаривать с каждым ребенком его будущую взрослую жизнь. Установка только на позитив: ты сможешь быть впоследствии успешным специалистом и обеспечивать себя сам/сама, вести достойную жизнь в обществе.
9. Формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: «к людям», «для людей», «вместе с людьми».
10. Знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.
Таким образом, формирующая работа, построенная на использовании опытной программы жизнедеятельности детей включала единство знаний, социальных чувств и поведенческих навыков воспитанников. Вся работа в целом, была направлена на обновление отношений педагогов и воспитанников интерната, также она усилила интерес детей к положительным изменениям своей жизнедеятельности.
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования
Целью контрольного этапа стало определение конечного уровня развития быта и жизнедеятельности воспитанников интернатного учреждения и сравнение результатов детей контрольной и экспериментальной группы.
Задачи эксперимента:
1. Сравнить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей и детей, воспитывающиеся в условиях семьи (коммуникабельность, взаимоотношения в группе).
2. Проанализировать эффективность опытной программы положительной жизнедеятельности субъектов интерната.
На заключительном этапе применялись в основном следующие методы: беседы с воспитанниками, наблюдение за жизнедеятельностью детей, тестирование, анкетирование, а также сравнение результатов КГ/контрольной группы – 9 «а» и ЭГ/экспериментальной группы– класс 9 «в» интерната. Нам предстояло установить конечный уровень состояния тех условий, в которых находились испытуемые и зафиксировать возможные изменения жизнедеятельности, если они произошли. Метод беседы с воспитанниками интерната и педагогами показал, что их жизнь претерпевает изменения в части умения самостоятельно организовать свой график подготовки к учебным занятиям и распределение личного времени.
Ученики воспитывающиеся в домашних условиях - контрольной группы в беседе сообщали, что используют в организации своего режима подготовку в занятиям в зависимости от количества уроков. Однако зачастую, много времени тратится подростками, воспитывающими в семье на общение по телефону, на просмотр телепередач канала MTV, на просмотр сайтов социальных сетей: Одноклассники, В контакте, Мой мир.
Учащимся было предложено отметить плюсами среднее число времени (в часах, максимальное число часов – 6 часов), затрачиваемое ими на самостоятельную работу. Время, отводимое на подготовку к учебным занятиям в контрольной и экспериментальной группах составляет следующее соотношение (см. таблицы и схемы). По итогам проведенной методики самооценки длительности времени на подготовку к урокам(испытуемым предлагалось указать среднее значение времени в часах, затрачиваемое на подготовку учебных занятий в течение недели ). По полученным данным была составлена таблица результатов времени учебной подготовки учащихся 9 «а» класса – контрольная группа.
Таблица №7
Длительности времени подростков на подготовку к урокам 9 «а» класса КГ
Ф. И. уч-ся Контр. группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Часы |
Гречина Анна |
+ |
+ |
+ |
3 | |||
Кафтя Михаил |
+ |
+ |
2 | ||||
Мокряк Оксана |
+ |
+ |
+ |
3 | |||
Осадчук Дмитрий |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||
Плешко Кристина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |
Пелых Надя |
+ |
+ |
+ |
3 | |||
Романовская Юлия |
+ |
+ |
+ |
3 | |||
Сопигора Валентина |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||
Хоросанова Виктория |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |
Шорин Дмитрий |
+ |
+ |
+ |
3 |
∑=35 часов
Длительность подготовки домашнего задания у подростков 9 «а» класса составляет 35 часов.
Таблица №8
Длительности времени подростков на подготовку к урокам 9 «в» класса ЭГ
Ф. И. уч-ся Контр. группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Часы |
Бабаев Юрий |
+ |
+ |
2 | ||||
Базарова Яна |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |
Виноградова Светлана |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Димидов Сергей |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||
Емельяненко Ксения |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||
Покрашенко Виктор |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||
Чаплыгина Анастасия |
+ |
+ |
2 | ||||
Плеханов Евгений |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||
Лобова Екатерина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |
Фурсенко Игорь |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
∑= 40 часов
На подготовку домашнего задания у подростков 9 «в» класса всего выходит 40 часов. Разница в часах учебного времени подготовки к урокам составляет пять часов в ЭГ. Это говорит о том, что в интернате не меньше времени затрачивается воспитанниками на подготовку к урокам, что педагоги приучают к ответственности и умению планировать свою жизнедеятельность с пользой.
Подростки 9 «в» класса отмечали, что осваивают систему учебных действий по составлению своего режима, не отвлекаясь на спонтанно возникающие беседы с теми, кто проживает в комнате (такие сведения дали Дмитрий О. , Валентина Х .). Учащиеся научились при подготовке уроков распределять время на посещение библиотеки, самостоятельно готовить задания по математике, иностранному языку (такие ответы дали Виктория П. , Кристина П .). В режим дня воспитанников был включены занятия по обучению пользования компьютером. Появились записи в рабочих блокнотах о занятиях футболом, бадминтоном, волейболом (такие сведения дали Дмитрий Ш. , Юлия Р. , Михаил К. , Надя П .). Сами воспитанники в беседе отмечают, что в интернате подготовка к занятиям постоянно контролируется педагогами и ученикам приходится больше времени затрачивать на выполнение заданий и качественную подготовку к урокам.
В период контрольного этапа мы зафиксировали бытовые условия детей, проживающих в семье со слов педагога, которая отметила, что 8 из 10 детей имеют условия достаточные для нормальной жизнедеятельности подростков: гигиеничные помещения в местах проживания (частный дом или квартира), достаточное освещение рабочего места, наличие собственного уголка воспитанника для занятий и чтения.
Произошли некоторые изменения у детей интерната в бытовых условиях и жизнедеятельности. Так, при организации сна воспитанников учитывались возрастные нормы суточной потребности во сне: дети 12 лет спали в соответствии со своими потребностями в среднем – 9-10 часов, а подростки 9го класса спали необходимых 8-9 часов.
Во время организации будней в интернате организовывалось дежурство воспитанников по столовой, помощь в подготовке к занятиям младшим детям и выход старшеклассников ( 9 в) на свои участки для уборки и посадки и выращивания растений.
Для организации рационального режима дня рекомендовались следующие варианты: увеличивалось время пребывания на воздухе в каникулярное время, организовывались спортивные соревнования и туристические поездки в Кишинев, Одессу.
Появились изменения в душевых кабинках: они были облицованы кафелем по типу евроремонта.
В каждой группе установили телевизор, который дети смотрят в свободное время, имеется спутниковая антенна. Данные изменения не связаны напрямую с темой нашего исследования, но мы зафиксировали эти факты, поскольку они положительно повлияли на создание педагогических условий жизнедеятельности в интернате.
Для того, чтобы определить насколько изменились поведенческие привычки детей интерната, как выражена задиристость, конфликтность, не гибкость в общении мы использовали методику определения личностной агрессивности и конфликтности.