Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

В семьях детей, живущих дома, по словам педагога, порой не соблюдаются условия, такие как для проживания в школе-интернате. Питание встречается в некоторых семьях намного хуже. Но зато в каждой семье есть ласка и ребенок чаще чувствует внимание и эмоциональный контакт: его могут приласкать, поцеловать, чего нет у ребенка, проживающего в интернате.

Самоорганизация детей, живущих в интернате, сводится к соблюдению установленного режима дня: подготовка к учебным занятиям, самообразование, чтение и общение с окружающими. В семейных условиях не всегда родители следят за выполнением их ребенка домашнего задания, больше времени они уделяют своей работе. Что касается их учебы, успеваемости, самоорганизации режима дня, судя по ведению записей в тетрадях, дети интернатов не отстают от детей, воспитывающихся в семьях: домашние задания присутствуют в тетрадях, но по их объему, оформлению и качеству мы отметили преобладание того, что в семьях лучше готовятся к урокам, чем в интернате.

Нами была поставлена задача выявления сформированность навыка на личностном уровне общаться со своими сверстниками. Для этого была разработана анкета «Общение» (см. приложение №1 )

Ответы на эти вопросы  были разнородными. На вопрос «С кем больше общаетесь в школе?» больше половины детей ответили, что с одноклассниками. Общий язык легче им находить со сверстниками, нежели со взрослыми. Общаются для того, чтоб обретать новых друзей, делится интересами и т. д. Со своими одноклассниками проводят только школьные часы.

Так, на первый вопрос о том, что умеют общаться, положительно ответили все респонденты. На вопрос о том, умеют ли общаться со взрослыми - два положительных ответа. На вопрос о том, для чего они общаются четверо детей ответили, что для того, чтобы найти новых друзей.

График №1

Результаты ответов  респондентов по анкете «Общение» 

Для того, чтобы определить насколько некоторые дети интерната отличаются задиристостью, неуживчивостью мы использовали методику определения личностной агрессивности и конфликтности.

Таблица №1

Вспыльчивость подростков –КГ.

Ф. И. уч-ся Контр. группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Общий балл

Гречина Анна

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

6

Кафтя Михаил

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

9

Мокряк Оксана

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

6

Осадчук Дмитрий

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

9

Плешко Кристина

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

10

Пелых Надя

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

6

Романовская Юлия

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

5

Сопигора Валентина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Хоросанова Виктория

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

8

Шорин Дмитрий

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

6


 

Результат: Данное исследование показало, что у воспитанников контрольной группы – присутствует высокий уровень эмоциональной возбудимости - 40%, средний уровень составляет-60% .

Вывод для педагога: предлагать разовые поручения с учетом индивидуальных особенностей каждого, проводить индивидуальные этические беседы, формировать волевые качества, развивать навыки самоорганизации и самоконтроля своего поведения.

По итогам проведенной  методики в экспериментальной группе – 9 «в» класс – была составлена таблица № 2.

Таблица №2

Вспыльчивость подростков – ЭГ

Ф. И. уч-ся

Экспер. группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий балл

Бабаев Юрий

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

6

Базарова Яна

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

9

Виноградова Светлана

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

6

Димидов Сергей

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

7

Емельяненко Ксения

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

6

Покрашенко Виктор

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

9

Чаплыгина Анастасия

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

5

Плеханов Евгений

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

9

Лобова Екатерина

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

10

Фурсенко Игорь

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

8


 

Результат: Данное исследование показало, что у воспитанников 50% высокий уровень эмоциональной возбудимости, средний уровень – 50% .

Вывод: педагогу необходимо проводить индивидуальные этические беседы с детьми. Формировать у них терпимость, уравновешенность, стремление доводить начатое до конца. Развивать навыки самоорганизациии самоконтроля. Таким образом, мы увидели, что у детей интерната экспериментальной группы уровень возбудимости высок, они в большей степени нуждаются в помощи и корректировке навыков поведения со стороны социального педагога.

Для определения степени  агрессивности у детей воспитывающихся в условиях семьи и интерната было предпринято тестирование по методике «Самооценка форм агрессивного поведения» (модифицированный вариант Басса – Дарки дан в приложении). В диагностировании принимали участие учащиеся 9-го «а» класса подростки 14-15 лет и ученики 9 «в» класса МОУ «Григориопольская русско-молдавская общеобразовательная средняя школа» №3. В общем количестве 20 человек. (см. приложение № 2 )

Таблица № 3

Результаты диагностики агрессивности КГ

п/п

Ф. И. уч-ся

Контр. группа

Тип агрессии (в баллах)

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

1

Гречина А.

4

5

5

5

2

21

2

Кафтя М.

3

2

3

5

4

17

3

Мокряк О.

3

6

4

6

6

25

4

Осадчук Д.

3

4

3

3

2

15

5

Плешко К.

2

5

3

3

2

15

6

Пелых Н.

2

7

4

5

4

22

7

Романовская Ю.

3

6

4

4

7

24

8

Сопигора В.

3

2

5

3

3

16

9

Хоросанова В.

3

4

4

4

2

17

10

Шорин Д.

5

4

3

6

4

22


Всего 194 балла. ВА-31 балл. ФА- 45 баллов. СА-36 баллов.

По результатам проведенной  диагностики можно сделать следующий  вывод. Отвечающие дети Надя, Оксана склонны выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. Михаил, срывает свою агрессию на окружающих его предметах. У Дмитрия часто возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, или недоброжелательностью по отношению к нему. Юлия не находится в мире и согласии с собой; у нее отсутствуют или ослаблена защита; она оказывается беззащитна в агрессивной среде. У Анны индекс вербальной и физической агрессии также высок. Исходя из того, можно сделать вывод, что у испытуемой не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего «сгоряча» она высказывает то, что думает.

Исходя из всего вышеизложенного, социальный педагог должен видеть, что Наде и Оксане нужно учиться контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято со стороны педагога никаких действий, то агрессивность девочек может привести к непониманию окружающих, одиночеству, неготовности к выполнению указаний персонала интерната. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе вместо выработки учебного и поведенческого навыка.

Таблица №4

Результаты диагностики агрессивности ЭГ

п/п

Ф. И. уч-ся

Экспер. группа

Тип агрессии (в баллах)

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

1

Бабаев Ю.

6

5

4

6

7

28

2

Базарова Я.

5

3

3

3

4

18

3

Виноградова С.

4

4

2

5

3

18

4

Димидов С.

4

7

7

7

6

31

5

Емельяненко К.

2

3

5

4

3

17

6

Покрашенко В.

4

6

3

5

5

23

7

Чаплыгина А.

 

7

4

6

7

27

8

Плеханов Е.

 

2

4

1

5

17

9

Лобова Е.

3

6

4

4

7

24

10

Фурсенко И.

4

5

4

6

4

22


 

Всего ∑= 225 баллов. ВА-32 балла. ФА- 48 баллов. СА-51 балл.

По результатам проведенной  диагностики можно сделать следующий  вывод: что Сергей склонен выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. Воспитанники интерната Юрийи Анастасия зачастую недоверчиво относятся к окружающим и часто излишне враждебно настроены против них, вербально выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используют словесные оскорбления.  
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у детей не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего «сгоряча» они высказывают то, что думают (о чем чаще сожалеют), и, может быть, вполне способны ударить человека.

Можно порекомендовать социальному педагогу чаще индивидуально общаться с подростком, поддерживать его в добрых начинаниях. Нужны упражнения для Юрия на повышения чувства уверенности в себе, снятия недоверия к окружающим. Воспитателям стоит обратить внимание на вспышки эмоций и попытаться провести ряд бесед на тему «никто не бывает прав всегда».

На основе результатов  диагностики был выстроен график №2.

График №2

Сравнительное обследование самооценки форм

агрессивного  поведения детей

Также нами был предложен опросный лист для определения коммуникативных навыков подростков в разных жизненных случаях. (см. приложение№ 3)

Таблица №5

Результаты опроса «Обращение за помощью»-КГ

№ п/п

Ф. И. уч-ся

Контр. группа

1 вопрос: Есть ли у тебя трудности в общении?

2 вопрос: Если есть , то в чем они заключаются?

3 вопрос: К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

1

Гречина Анна

Со сверстниками

Мне не интересно с ними

К маме

2

Кафтя Михаил

С учителями

Не понимают моего внутреннего  мира

К товарищу вне класса

3

Мокряк Оксана

С учителями

Требуют только хороших оценок; не видят моих хороших качеств

К товарищу вне класса

4

Осадчук Дмитрий

Нет

 

К другу, родственнику

5

Плешко Кристина

Нет

 

К маме, к отцу

6

Пелых Надежда

Нет

 

К маме

7

Романовская Юлия

С учителями

Мне неинтересно с ними

К товарищу по классу

8

Сопигора Валентина

Нет

 

К учителю, друзьям

9

Хоросанова Виктория

С учителями

Не видят моих хороших  качеств

К маме

10

Шорин Дмитрий

Со сверстниками

Обижают, дразнят

К маме

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа