Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;
Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86
В семьях детей, живущих дома, по словам педагога, порой не соблюдаются условия, такие как для проживания в школе-интернате. Питание встречается в некоторых семьях намного хуже. Но зато в каждой семье есть ласка и ребенок чаще чувствует внимание и эмоциональный контакт: его могут приласкать, поцеловать, чего нет у ребенка, проживающего в интернате.
Самоорганизация детей, живущих в интернате, сводится к соблюдению установленного режима дня: подготовка к учебным занятиям, самообразование, чтение и общение с окружающими. В семейных условиях не всегда родители следят за выполнением их ребенка домашнего задания, больше времени они уделяют своей работе. Что касается их учебы, успеваемости, самоорганизации режима дня, судя по ведению записей в тетрадях, дети интернатов не отстают от детей, воспитывающихся в семьях: домашние задания присутствуют в тетрадях, но по их объему, оформлению и качеству мы отметили преобладание того, что в семьях лучше готовятся к урокам, чем в интернате.
Нами была поставлена задача выявления сформированность навыка на личностном уровне общаться со своими сверстниками. Для этого была разработана анкета «Общение» (см. приложение №1 )
Ответы на эти вопросы были разнородными. На вопрос «С кем больше общаетесь в школе?» больше половины детей ответили, что с одноклассниками. Общий язык легче им находить со сверстниками, нежели со взрослыми. Общаются для того, чтоб обретать новых друзей, делится интересами и т. д. Со своими одноклассниками проводят только школьные часы.
Так, на первый вопрос о том, что умеют общаться, положительно ответили все респонденты. На вопрос о том, умеют ли общаться со взрослыми - два положительных ответа. На вопрос о том, для чего они общаются четверо детей ответили, что для того, чтобы найти новых друзей.
График №1
Результаты ответов респондентов по анкете «Общение»
Для того, чтобы определить насколько некоторые дети интерната отличаются задиристостью, неуживчивостью мы использовали методику определения личностной агрессивности и конфликтности.
Таблица №1
Вспыльчивость подростков –КГ.
Ф. И. уч-ся Контр. группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
Гречина Анна |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
Кафтя Михаил |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
Мокряк Оксана |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
Осадчук Дмитрий |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
Плешко Кристина |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
Пелых Надя |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
Романовская Юлия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
5 |
Сопигора Валентина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Хоросанова Виктория |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Шорин Дмитрий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
Результат: Данное исследование показало, что у воспитанников контрольной группы – присутствует высокий уровень эмоциональной возбудимости - 40%, средний уровень составляет-60% .
Вывод для педагога: предлагать разовые поручения с учетом индивидуальных особенностей каждого, проводить индивидуальные этические беседы, формировать волевые качества, развивать навыки самоорганизации и самоконтроля своего поведения.
По итогам проведенной методики в экспериментальной группе – 9 «в» класс – была составлена таблица № 2.
Таблица №2
Вспыльчивость подростков – ЭГ
Ф. И. уч-ся Экспер. группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
Бабаев Юрий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Базарова Яна |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
Виноградова Светлана |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
6 |
Димидов Сергей |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
7 |
Емельяненко Ксения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Покрашенко Виктор |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
Чаплыгина Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
5 |
Плеханов Евгений |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
9 |
Лобова Екатерина |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
Фурсенко Игорь |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
8 |
Результат: Данное исследование показало, что у воспитанников 50% высокий уровень эмоциональной возбудимости, средний уровень – 50% .
Вывод: педагогу необходимо проводить индивидуальные этические беседы с детьми. Формировать у них терпимость, уравновешенность, стремление доводить начатое до конца. Развивать навыки самоорганизациии самоконтроля. Таким образом, мы увидели, что у детей интерната экспериментальной группы уровень возбудимости высок, они в большей степени нуждаются в помощи и корректировке навыков поведения со стороны социального педагога.
Для определения степени агрессивности у детей воспитывающихся в условиях семьи и интерната было предпринято тестирование по методике «Самооценка форм агрессивного поведения» (модифицированный вариант Басса – Дарки дан в приложении). В диагностировании принимали участие учащиеся 9-го «а» класса подростки 14-15 лет и ученики 9 «в» класса МОУ «Григориопольская русско-молдавская общеобразовательная средняя школа» №3. В общем количестве 20 человек. (см. приложение № 2 )
Таблица № 3
Результаты диагностики агрессивности КГ
№ п/п |
Ф. И. уч-ся Контр. группа |
Тип агрессии (в баллах) |
∑ | ||||
ВА |
ФА |
ПА |
ЭА |
СА | |||
1 |
Гречина А. |
4 |
5 |
5 |
5 |
2 |
21 |
2 |
Кафтя М. |
3 |
2 |
3 |
5 |
4 |
17 |
3 |
Мокряк О. |
3 |
6 |
4 |
6 |
6 |
25 |
4 |
Осадчук Д. |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
15 |
5 |
Плешко К. |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
15 |
6 |
Пелых Н. |
2 |
7 |
4 |
5 |
4 |
22 |
7 |
Романовская Ю. |
3 |
6 |
4 |
4 |
7 |
24 |
8 |
Сопигора В. |
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
16 |
9 |
Хоросанова В. |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
17 |
10 |
Шорин Д. |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
22 |
Всего 194 балла. ВА-31 балл. ФА- 45 баллов. СА-36 баллов.
По результатам проведенной
диагностики можно сделать
Исходя из всего вышеизложенного, социальный педагог должен видеть, что Наде и Оксане нужно учиться контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято со стороны педагога никаких действий, то агрессивность девочек может привести к непониманию окружающих, одиночеству, неготовности к выполнению указаний персонала интерната. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе вместо выработки учебного и поведенческого навыка.
Таблица №4
Результаты диагностики агрессивности ЭГ
№ п/п |
Ф. И. уч-ся Экспер. группа |
Тип агрессии (в баллах) |
∑ | ||||
ВА |
ФА |
ПА |
ЭА |
СА | |||
1 |
Бабаев Ю. |
6 |
5 |
4 |
6 |
7 |
28 |
2 |
Базарова Я. |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
18 |
3 |
Виноградова С. |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
18 |
4 |
Димидов С. |
4 |
7 |
7 |
7 |
6 |
31 |
5 |
Емельяненко К. |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
17 |
6 |
Покрашенко В. |
4 |
6 |
3 |
5 |
5 |
23 |
7 |
Чаплыгина А. |
7 |
4 |
6 |
7 |
27 | |
8 |
Плеханов Е. |
2 |
4 |
1 |
5 |
17 | |
9 |
Лобова Е. |
3 |
6 |
4 |
4 |
7 |
24 |
10 |
Фурсенко И. |
4 |
5 |
4 |
6 |
4 |
22 |
Всего ∑= 225 баллов. ВА-32 балла. ФА- 48 баллов. СА-51 балл.
По результатам проведенной
диагностики можно сделать
Исходя из этого, можно сделать вывод,
что у детей не всегда получается сдерживать
эмоции и чаще всего «сгоряча» они высказывают
то, что думают (о чем чаще сожалеют), и,
может быть, вполне способны ударить человека.
Можно порекомендовать социальному педагогу чаще индивидуально общаться с подростком, поддерживать его в добрых начинаниях. Нужны упражнения для Юрия на повышения чувства уверенности в себе, снятия недоверия к окружающим. Воспитателям стоит обратить внимание на вспышки эмоций и попытаться провести ряд бесед на тему «никто не бывает прав всегда».
На основе результатов диагностики был выстроен график №2.
График №2
Сравнительное обследование самооценки форм
агрессивного поведения детей
Также нами был предложен опросный лист для определения коммуникативных навыков подростков в разных жизненных случаях. (см. приложение№ 3)
Таблица №5
Результаты опроса «Обращение за помощью»-КГ
№ п/п |
Ф. И. уч-ся Контр. группа |
1 вопрос: Есть ли у тебя трудности в общении? |
2 вопрос: Если есть , то в чем они заключаются? |
3 вопрос: К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? |
1 |
Гречина Анна |
Со сверстниками |
Мне не интересно с ними |
К маме |
2 |
Кафтя Михаил |
С учителями |
Не понимают моего внутреннего мира |
К товарищу вне класса |
3 |
Мокряк Оксана |
С учителями |
Требуют только хороших оценок; не видят моих хороших качеств |
К товарищу вне класса |
4 |
Осадчук Дмитрий |
Нет |
К другу, родственнику | |
5 |
Плешко Кристина |
Нет |
К маме, к отцу | |
6 |
Пелых Надежда |
Нет |
К маме | |
7 |
Романовская Юлия |
С учителями |
Мне неинтересно с ними |
К товарищу по классу |
8 |
Сопигора Валентина |
Нет |
К учителю, друзьям | |
9 |
Хоросанова Виктория |
С учителями |
Не видят моих хороших качеств |
К маме |
10 |
Шорин Дмитрий |
Со сверстниками |
Обижают, дразнят |
К маме |