Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

Нужно доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам деятельности, повышать самооценку.

Воспитывать у детей-сирот  уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.

Важно формировать поэтапные  установки взаимодействия с обществом: "к людям", "для людей", "вместе с людьми", знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.

Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психоэмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.

Во время бесед с  ребенком необходимо использовать эмоциональное  окрашивание позитивных чувств (радость, удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлением его личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы - искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласен на сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.

В использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям легче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы. Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использовать методы и способы физического, эстетического и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

Анализируя поведение  и поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание нужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Это поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность, могут быть последствиями угнетенной личности .

Итак, мы показали специфику взаимодействия воспитанников и социальных педагогов, отметили необходимость присутствия педагогических условий в процессе развития детей и обозначили возможные проблемы в организации субъектного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа

Быт- сфера вне производственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле-уклад повседневной жизни [32].  

Жизнедеятельность - взаимосвязанная  совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

А. В. Мудрик отмечает, что содержательно жизнедеятельность воспитательной организации может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

Активность человека побуждается  рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, дифференциально-групповые и индивидуальные особенности. Потребность побуждает человека действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.

Развитие человека в том  или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для конкретного возрастного этапа. Активность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.

Конечно, предложенное выделение сфер жизнедеятельности несколько условно, ибо в реальности они тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, реализация человеком активности в сфере общения происходит главным образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры и т. д.

В зависимости от типа воспитательной организации та или иная из выделенных сфер может быть содержательной основой  ее жизнедеятельности (познание - в  школе, познание и предметно-практическая деятельность - в ПТУ и т. д .), ее компонентом (предметно-практическая деятельность - в школе, в летнем лагере) или фоном жизнедеятельности (общение, спорт, игра в любой организации).

Организаторы-воспитатели  – руководители вносят некое нормативное содержание жизнедеятельности в соответствии с функциями той или иной воспитательной организации. При этом они могут исходить только из норматива и своих предпочтений, игнорируя особенности и интересы тех, чья жизнедеятельность организуется а могут в большей или меньшей степени учитывать интересы и особенности воспитуемых .

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль педагога остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно, в школе-интернате нужно создать такую атмосферу, где ребёнку хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Педагоги прилагают все усилия, чтобы ребёнок, переступая порог школы, почувствовал, что его здесь ждут. В создании такой атмосферы педагоги школы играют одну из главных ролей.

Ребёнка окружает красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция нашего коллектива заключается в принятии каждого ученика как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, педагоги создают условия, чтобы каждый воспитанник проявил себя. Основная задача педагога - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, тем более ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Одно из условий успешного воспитания в школе-интернате заключается в следующем. Воспитанник не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, педагоги чаще всего встают на их место.

Так как ценности в школьный коллектив привносит именно педагог, то нам наиболее важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и педагога, а это:

  • образованность;
  • целеустремлённость;
  • демократичность;
  • интеллигентность;
  • воспитанность;
  • законопослушность;
  • творческая направленность.

Судьбы воспитанников  специальных (коррекционных) школ-интернатов, как правило, бывают непростыми. Задача педагогов - помочь этим детям стать счастливыми. А для этого необходимо дать им соответствующее образование, научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нем своё место после выхода из школы-интерната.

То, что дети, воспитывающиеся в интернатах, живут в закрытой, однообразной среде, не имеют свободного деятельного и информационного обмена с другими средами, не имеют возможности перехода в другие социальные пространства (в другие среды, не видят другой способ и уклад жизни) приводит к заниженному объему знаний об окружающем. У этих детей отсутствует отношение к условиям своей жизни( Олиференко Л. Я .) [17]; незнание другого уклада и способа жизни приводит к некритичному приятию окружающего, к полному совпадению с ним. Это в свою очередь затрудняет процесс формирования рефлексии, что является необходимым показателем готовности к переходу в среднюю школу. Отсутствие своего отношения к окружающему (предпочтений, желаний, стремлений) отражается негативным образом на их мотивационно - потребностной сфере и изменяет ее.

Совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей позволяет разработать и реализовать гуманистическую воспитательную систему, в основе которой лежит личностно ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся школы-интерната.

Цель воспитательной системы  в интернате -создание коррекционно-развивающей среды, способствующей подготовке и адаптации воспитанника к современным условиям жизни.

Для реализации намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

- гуманизация отношений  всех субъектов учебно-воспитательного  процесса;

- усиление роли воспитания  в образовательном процессе;

- создание комфортного психологического климата в классных коллективах и группах воспитанников, воспитание толерантности, сознательной дисциплины;

- совершенствование работы  по организации сопровождения  обучающихся, воспитанников школы-интерната;

- мотивирование педагогов  на овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся;

-формирование информационной  компетентности всех участников  учебно-воспитательного процесса;

- активизация работы по  социализации обучающихся, подготовке их к жизни в обществе.

Основными целями деятельности учреждения интернатного типа являются:

1. Содействие в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности;

2. Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях школы-интерната по преодолению эмоциональной депривации;

3. Повышение социальной компетентности у воспитанников в соответствии с их возрастными особенностями

4. Обеспечение индивидуально-личностного подхода к воспитанникам;

5. Создание благоприятных условий для учебы и жизнедеятельности воспитанников "группы риска" в школе-интернате, формирование у них готовности к совместной коммуникативной и познавательной деятельности

Быт воспитательной организации - это уклад повседневной жизни  входящих в нее людей. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Содержательно быт имеет  характеристики: общие для организаций  определенного типа (школы, летнего лагеря), особенные, зависящие от социокультурной среды (быт сельской школы отличается от городской), и единичные, определяемые составом членов организации (дети, подростки, молодежь) и сложившейся в ней воспитательной системой.

Быт воспитательной организации  определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

Так, в школе уклад жизни связан уже с тем, помещается ли она в одном, да еще и в "унитарном" (без возможности обособления частей) здании или оно представляет собой совокупность связанных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п .).

Быт детского дома кардинально  зависит от архитектурно-планировочного решения его помещений. Здание коридорного типа, Дом - совокупность относительно обособленных функциональных блоков и жилья для небольших групп воспитанников, отдельные коттеджи для "семей" - это априорно разные уклады повседневной жизни.

Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт  организации, как минимум, в связи с тремя обстоятельствами.

Во-первых, играет роль наличие или отсутствие ее дифференцированности на три вида территорий. Первичные территории - помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр .). Вторичные - те помещения, которыми все или почти все первичные коллективы пользуются временно или периодически (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отдыха и пр .). Специфические территории - помещения, необходимые для функционирования всей организации - административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения.

Во-вторых, существенно и то, насколько предметно-пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации. Это специфические цветовые решения интерьера, функциональность набора мебели, адекватность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.).

В-третьих, важно, какова мера благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа.

Уклад жизни во многом определяет временной режим функционирования организации, который учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены.

Я. А. Коменский, формулируя принцип природосообразности воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффективности деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним очень многие крупные теоретики и педагоги - практики уделяли режиму огромное внимание. В частности, А. С. Макаренко, считая режим воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания, отмечал, что он должен обладать рядом необходимых для его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью и определенностью (в той же работе "Методика организации воспитательного процесса", а также во многих других работах).

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа