Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

Особое значение стало  придаваться социальной деятельности, смысл которой состоит в воспитании гражданина, социально зрелого, осознающего свое общественное [43].

Следующим важным аспектом работы в этом направлении является социально-правовая защита несовершеннолетних воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты и др.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков. [45]

Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жизни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального образования к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т. д.).

Педагогическое направление  деятельности учреждений интернатного типа включает несколько взаимосвязанных  аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон - как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы школ и интернатов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности.

Единство педагогического  воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т. д .), совместно разрабатывают индивидуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.

Обучение воспитанников  детских домов, интернатов способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. В работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.

Наибольшую трудность  для воспитателей представляет определение  мотивов отклоняющегося поведения  воспитанников и поиск пути его  коррекции.

Находясь в учреждении интернатного типа, ребенок общается в ограниченном кругу своих сверстников и взрослых людей, у него слабо выражен механизм идентификации, в результате чего появляется замкнутость, ранимость, повышенная уязвимость, агрессия. Очень тяжело ребенок переносит смену учреждений, вместе со сменой микросреды происходит травмирование его психики, может быть вызван стресс, нервный срыв, ребенку снова приходится пережить сложнейший период адаптации к другой среде и другому коллективу [44].

Значительное место отводится  организации детского самоуправления и досуговой деятельности воспитанников. При реализации педагогического направления деятельности определенное значение приобретает организация первичных детских коллективов. Педагогической наукой доказано, что группа должна комплектоваться по принципу объединения детей разных возрастов. Разумность разновозрастных групп подтвердил на практике и обосновал теоретически А. С. Макаренко. Он писал: "Если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больших усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект". [1]

Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует  постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение дневника - обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.

Социально-психологическое  направление в работе учреждений интернатного типа, вызвано тем, как показали научные исследования и практика, дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относят: психологическая диагностика, включающая углубленное психолого- педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в учреждениях интернатного типа, определение индивидуальных особенностей воспитанников.

Медико-социальное направление  деятельности учреждения интернатного типа обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них. Основными задачами социально-медицинского аспекта социально-педагогической деятельности являются: диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка; оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме или другом подобном учреждении; проведение углубленных медицинских осмотров; организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больницы; осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров); проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания.

Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме: соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающие в детский дом, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов.

Наблюдения за развитием  ребенка и оценка результативности проводимой работы осуществляется регулярно  социальным педагогом детского дома или уполномоченной службой. В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, то есть распределение обязанностей по законному представительству интересов между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка осуществляется на основании постановления главы органа местного самоуправления о признании ребенка, нуждающемся в государственной защите или иных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка.

Коррекционно-развивающее  направление - в учреждениях интернатного типа сконцентрированы дети, имеющие различные проблемы развития: ослабленное физическое здоровье, задержки психического развития, социально-педагогическую запущенность, девиантное поведение до поступления в детский дом, отставание в развитии речи и др. Поэтому вся деятельность в школе-интернат имеет коррекционную направленность.

При разработке программ индивидуальной воспитательной работы для каждой группы детей и отдельного воспитанника в основу следует положить ознакомление с правилами и нормами поведения внутри образовательного учреждения в классе, группе; с особенностями самоподготовки и саморегуляции своего поведения в учебной деятельности ; сформировать навыки опрятности в месте проживания, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Итак, наиболее важными аспектами педагогической работы с воспитанниками учреждений интернатного типа являются: своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями в развитии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот

В соответствии с современной  парадигмой образования, выводами психологии личности, педагогики современное понимание категорий - субъект и объект воспитания представлено в следующем виде.

Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания; преподаватели и специалисты в области воспитания. Прежде всего, педагог, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и индивида, под воздействием которых формируется личность. Вместе с тем, значительна роль учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего и учебный, и вне учебный процесс, создающего позитивный настрой на восприятие новых знаний.

В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает  субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором должен стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для учащихся.

Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оно отличается неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное мышление, наглядно- образное остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми [9].

Неудовлетворение потребности  в общении со взрослыми и сверстниками приводят к нарушениям овладения игровой деятельностью. Воспитанники младшего возраста учреждений интернатного типа плохо умеют играть игрушками - быстро ломают, портят и теряют их, примитивно используют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдается беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество ничего неделание [8].

Дубровина И. В. отмечает , что по своему развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового и дальше [8].

Шульга Т. И. считает , что отсутствие для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально малоразвитым [21].

Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально, Олиференко Л. Я. выделяет определенные условия:

1) информация о современной  жизни; они имеют право и  должны получать достаточно достоверную  информацию по всем волнующим  подростков вопросами, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т. д .);

2)сочетание свободы и  ответственности деятельности в  деятельности; подросткам необходимо  конструктивное взаимодействие  со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3) принятие себя (своего  физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д .);

4)обучение навыкам достойного  поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства) [17].

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты ("нам должны", "дайте") отсутствуют ответственность и бережливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний. (6).

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа