Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7
1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7
1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24
1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36
Выводы по первой главе…………………………………………………...46
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47
2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50
2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61
2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70
Выводы по второй главе…………………………………………………..84
2. 4 Выводы………………………………………………………………....85
Список литературы……………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

моя дипломная работа.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………...…. 3

Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа………………………………… 7

1. 1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности…….………………..7

1. 2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот…………………………………24

1. 3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………...36

Выводы по первой главе…………………………………………………...46

Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа…………………………47

2. 1 Организация и методика исследования…………………………..….50

2. 2 Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате……………………………………...…………61

2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования………….70

Выводы по второй главе…………………………………………………..84

2. 4 Выводы………………………………………………………………....85

Список литературы……………………………………………………….86

Приложение 1……………………………………………………………...90

 

 

 

 

Введение

В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно  актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

Тяжелейшим проявлением кризиса современного общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Еще в советской педагогике рассмотрением проблем, возникающих у детей во время смены ступеней школы, занимались такие ученые, как Д. К. Эльконин. И. В. Дубровина Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, Т. И. Юферева, Н. М. Неупокоева, и др. Однако, они не рассматривали проблемы особенностей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и их педагогическое и психологическое решение.

Основная опора в воспитании для специалистов - это периодизации возрастного развития, наиболее общепринятый подход в отечественной науке- это периодизация Д. Б. Эльконина.

Детские дома и общеобразовательные  школы-интернаты всех типов и  форм собственности для детей  сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования , дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье ( И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова).

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся в школе-интернате на полном государственном содержании соответственно установленным нормам

По мнению ученых на сегодняшний день выпускники учреждений общественного воспитания плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем.

Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных - М. И. Буянов, И. А. Залыгина, Е. О. Смирноваи др. , так и зарубежных - У. Боулби, М. Раффер, С. Броу и др. ученых.

В последние годы усиливается  интерес общественности к проблемам  учреждения интернатного типа. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились публикации в печати, в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточено в основном на материальных проблемах воспитания сирот. Это очень важно, но не исчерпывает всей глубины вопроса.

Актуальность  темы исследования выражена тем, что происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

Такое положение дел требует отдельного рассмотрения проблемы бытовых условий, жизнедеятельности и воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов в учреждениях интернатного типа.

Объект исследования – педагогический процесс в условиях организации интернатного типа.

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.

Цель исследования – определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.

Задачи исследования:

1.  Изучить литературу по теме исследования.

2.  Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.

3.  Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;

Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:

1) в интернате организован  быт в соответствии с педагогическими, социальными, гигиеническими требованиями;

2) педагог правильно выстраивает  свое взаимодействие с воспитанниками (формирует у ребенка умения по самоорганизации своей жизнедеятельности, знает об индивидуальных особенностях ребенка) и взаимодействия со специалистами (психолог, социальный работник, воспитатели).

Методы исследования:

1)теоретические методы: теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы, анализ и обобщение педагогического опыта.

2)эмпирические методы: педагогическое наблюдение, в том числе включённое, различные виды опросов, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, изучение психологической, педагогической и медицинской документации, математические методы обработки собранного материала.

Методологическую  основу исследования составили: фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования личности (В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Маслоу, Д. Б. Эльконин); концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребёнка в систему социальных отношений (А. А. Анцыферов, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик и др .); работы, посвящённые изучению социума детей-сирот, воспитывающихся в государственном учреждении ( И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др .); работы по теории и методике социальной педагогики (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик и др .); теория гуманистического воспитания (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. В. Бондаревская)

Однако ряд вопросов, связанных с организацией воспитательной деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей, улучшению их быта в интернате и роль в этом процессе педагога остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.

Базой исследования является МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, одной теоретической главы, главы с эмпирической частью исследования, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа.

    1. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на специфику деятельности учреждений интернатного типа.

 

Исследованию структуры  и механизмов влияния социальной среды на развитие ребенка посвящены  работы многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина, Г. А. Ковалева, В. А. Ясвина, Г. Ричардсона, Л. С. Выготского и др.

Теоретической основой дипломной  работы явились положения о роли социальных и культурно-педагогических явлений: в развитии личности ( Б. Г. Ананьев , Н. И. Божович , Л. С. выготский, И. О. Кон и др .); идея о семье как первичном институте социализации ребенка (Ю. П. Азаров, И. А. Зимняя, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Петровский).

В исследованиях Н. Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать [21].

По данным социологических  и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе, творчество, познание, активная деятельность в жизни. У них наблюдается убеждение в своей ненужности обществу, в невозможности добиться в жизни чего то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

2. Среди ценностей у них на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем- здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса;

3. Повышенный уровень тревожности и агрессивности;

4. Изменение направленности интересов - свободное время провождение (в подъезде, на улице, и др .) [21].

Д. И. Фельдштейн выделяет основную деятельность, которая удовлетворяет возникшие подростковые потребности, как социально одобряемую и признаваемую деятельность. Именно организация по социальной деятельности, позволяющая получать реальную оценку общества, фиксирующую признание новой социальной позиции, по мнению Д. И. Фельдштейна, наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений с взрослыми. [25]

Многие исследователи  отмечают, что замыслы, т. е. придумывание, проектирование жизнедеятельности являются главным содержанием деятельности в подростничестве. К. Н. Поливанова пишет: "Поскольку юноша стремится подняться над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого, - постольку блуждание, искание наощупь и порождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежайшей согласованности средств и целей, хотения и умения". Это "авторское действие" есть точка возникновения субъективности в подростковом возрасте [26].

Исследования показывают, что, лишение материнской любви ведет к задержке развития ребенка и может проявиться симптомами физических и психических заболеваний [42].

Л. С. Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков. К ним относятся:

1. Эгоцентрическая динамика - интерес к собственной личности;

2. Доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т. д.

3. Доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, к героизму [23].

Продолжение этих изменений  в подростковом возрасте изучает  Д. Б. Эльконин, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, в отношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства [20].

По данным А. Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений подростков из нормальных семей. Наиболее распространенным мнением подростков группы риска об основных показателях счастья является наличие еды, сладостей, игрушек, подарков, одежды. Обращение к игрушкам, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, у 43% отмечаются малозаметные признаки счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию "я несчастлив", и только 17% таких подростков обнаружено из нормальных семей [21].  

Дети старшего школьного  возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях интернатного типа. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности их личности и жизни: негативные механизмы, деформирующие личность ребенка [21].

Жизнь ребенка вне семьи  приводит к появлению такого состояния , как психическая депривация (Й. Лангеймер, З. Матейчек). По их мнению, это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможность удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т. е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.

Воспитание вне семьи  является главной причиной неготовности к самостоятельной жизни и  порождает проявление личностной депривации, так как постоянное окружение большим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, создает невозможность продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найдет друзей, как будет проводить свободное время [21].

Информация о работе Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа