Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.
Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42
Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего, следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Л.С. Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью. Каждой из форм связи он дает диалектическое определение:
-образы воображения строятся из элементов действительности.
-воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным.
-чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство.
-продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение.
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов и техник работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств. [19;30-44]
Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.
Делается также попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности:
- перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);
интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);
- характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [6; 13].
Становление детской креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.
При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:
- первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
- второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
- третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество. Среди таких способов можно выделить следующие:
-Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка
- Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности
- Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств
- Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.
В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности.
По мнению многих исследователей произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию
Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется даже ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:
- Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;
- Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;
- Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;
- «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
- Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
- Создание поисковых ситуаций;
- Игровые приемы;
- Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов(тема, идея), организующих работу воображения;
-Рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;
- Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы.
Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке». [30; 19]
Творческий процесс, по мнению В.А. Езикеевой, предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества, источниками которого, как уже говорилось выше, являются действительность и искусство.[29; 21]
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим. Исследователи детского изобразительного творчества – Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.
Большое внимание обучению средствам художественной выразительности уделяла Е.А. Флерина. Она рассматривала его как основу развития творчества.
Г.Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей:
- Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними: в последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Но, прибегая к услугам специалистов необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возникает целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.
Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Обучение, которое должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Знания и умения детей должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения. Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым: создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Доброжелательное и систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих возможностей ребенка.
Учет индивидуальных особенностей ребенка: важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. [9; 15] Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста направлены на:
-Индивидуально-
- Разработку содержания, направленного на развитие поисковой деятельности детей,с опорой на уже имеющиеся знания, умения и навыки.
- Использование разнообразных форм организации интегрированных занятий и их типов, что способствует реализации потребностей и интересов детей в самостоятельном выборе техник, средств изображения и материалов. [15,с.48]
Таким образом, под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы будем понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка и т.п.); создание разных вариантов изображений, применение усвоенных раннее способов, техник изображения или средств выразительности в новой ситуации.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.[1;23]
Старший дошкольный
возраст обладает своими
В старшем дошкольном
возрасте, когда появляется
К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.
У детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.
Помимо воображения у детей в старшем школьном возрасте активно развивается память. Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 6 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной.
Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали.
Уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память[4; 43].Следует также отметить, что в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.